«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольнлгл возраста»
Составила: воспитатель Васильева Снежана Николаевна
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Для решения этой задачи определились следующие задачи:
Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы для развития мелкой моторики.
Систематизировать работу по развитию мелкой моторики пальцев рук и тактильной чувствительности у детей раннего возраста.
Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития мелкой моторики рук у детей.
Принципы работы по развитию мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Принцип доступности и индивидуальности
Принцип последовательности и систематичности
Методы и приёмы:
Словесный метод, Наглядно-действенный метод обучения, Практический метод, Игровой метод
В группе создана необходимая развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно.
Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рожденья куклы Маши».
В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, бусы, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, игры с прищепками, игры с пробками, шнуровки, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны своими руками и с помощью родителей.
Система работы по развитию мелкой моторики
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры, дидактические игры,
игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, конструкторы, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, игры- шнуровки, игры с прищепками, пуговицами, сенсорным панно, пробками от бутылок, сыпучими материалами, бумагой.
В родительском уголке помещем рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка». Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. Добиться поставленной цели помогло создание необходимой развивающей среды, способствующей развитию мелкой моторики; систематизация работы с детьми по развитию у них мелкой моторики рук; поддержка и помощь родителей; создание картотек по разным видам игр на развитие мелкой моторики.