Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогические подходы к организации проектной деятельности в объединении «Истории связующая нить»

Изучить педагогические подходы к организации проектной деятельности,проанализировать и обобщить опыт использования педагогических подходов в объединении "Истории связующая нить" МАУДО "ДТДиМ" г. Оренбурга

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Педагогические подходы к организации проектной деятельности

в объединении «Истории связующая нить»

Попова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга

В последние десятилетия общество предъявляет повышенные требования к уровню проектной культуры подрастающего поколения. И это не случайно. Проектная деятельность являются определенной школой жизни.

Метод проекта – путь замысла или способ воплощения замысла посредством проектирования, моделирования и планирования.

Основной тезис метода проектирования: Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю; я знаю, где и как я смогу это применить.

Выделяют несколько типов проектов обучающихся:

- ИНФОРМАЦИОННЫЕ – выполняются с целью сбора, систематизации и представления информации в том или ином виде, например: «Устройство русской избы» или «История русской свадьбы»;

- ПРИКЛАДНЫЕ – в результате их выполнения появляется новый объект, новый метод или новая технология, например: «Путешествие в Древний Египет» или «Моя встреча с историей»;

- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ – эти проекты похожи на прикладные, но их результатом в отличите от такового у прикладных, является новое знание, например: «Изменилось ли представление о красоте с античных времен и в наши дни?» или «Историю нельзя игнорировать даже в кулинарии» или «Древние краски художников»;

- РОЛЕВЫЕ – проекты проводятся как ролевые и деловые игры, костюмированные, с элементами театрализации и непредсказуемости. Их результатом становится новые знания о конкретной эпохе, например: «Историческая гостиная»

По количеству участников можно выделить проекты: индивидуальные; парные; групповые.

Различают так же проекты по направлению предметно-образовательной деятельности: - литературно-творческие проекты; - естественнонаучные; - экологические; - языковые; - культурологические; - спортивные; - исторические; - музыкальные.

В итоге проектной деятельности должна повыситься мотивация учебной деятельности, качество знания (систематичность, обобщение, перенос творческого подхода в учебную и научную деятельность), оптимизация учебной и педагогической деятельности, достижение всестороннего развития личности учащегося и педагога.

Для определения стратегии формирования проектной культуры обучающих применяются различные педагогические подходы.

Подход - это ориентация педагога при осуществлении своих действий, побуждающих к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.

Различают следующие педагогические подходы:

Среди подходов к воспитанию выделяют деятельностный, личностно-ориентированный, аксиологический, системный, социальный, синергетический, гуманистический, культорологический и философско - антропологический.

Аксиологический подход рассматривает природу ценностей, их место в процессе воспитания. Кирьякова Аида Васильевна выделяет цель данного подхода во введении формирующейся личности в мир ценностей и оказание ей помощи в выборе личностно - значимой ценностной ориентации. Деятельностный подход рассматривают такие ученые, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Н.Ф Талызина. Они утверждают, что для успешного вовлечения обучающихся в разнообразную деятельность для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, нужно вовлекать их в социально - значимую и нравственно - ориентированную деятельность. Это необходимо для проявления и формировании личности, и данный процесс происходит именно в деятельности.

В основе системного подхода, который изучали философы А.А. Богданов, Н. Виннер, В. Шеллинг, лежит понятие системы, в которой все элементы, сопоставляющие целостность. Педагоги, такие как Я.А. Коменский, Л.И. Новикова, В.А. Караковский уделяли особое внимание данному подходу. Л.И. Новикова писала: « воспитание тогда успешно, когда оно осуществляется в системе». Данный подход позволяет разработать и исследовать систему внеучебной работы, выделить структурные компоненты системы внеучебной воспитательной работы. Главная цель системного подхода - формирование гармонично развитой личности.

Гуманистический подход представляет воспитание как целенаправленный процесс. Системное рассмотрение предполагает выделение структурных элементов, определение их функций и функциональных связей. Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова в культорологическом подходе предоставляют личности возможность осознать себя творцом культурных ценностей, а также прикоснуться к национальному культурному наследию. Дальше мы раскроем суть философско - антропологического подхода, изучением которого занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ж-Ж. Руссо. Данный подход включает в себя следующие компоненты: целостность и неделимость духовной и биологической природы человека, его субъективность, единство общего, особенного и отдельного в каждом человеке, совокупность умственного, физического и нравственного в развитии человека, воспитуемость и обучаемость человека и пластичность всех его личностных свойств.

Следующий подход рассматривает предмет с разных позиций и концептуальное обогащение и продуктивный поиск аналогий в целом ряде теорий, методов и концепций. Этот подход имеет свое название, как и предыдущие, - синергетический. Реализация синергетического подхода позволяет расширить эвристические возможности педагогического влияния на ребенка. Основная идея данного подхода заключается в отказе от жестко регламентированного фронтального воздействия на детей без учета складывающейся ситуации. Цель организации воспитательного процесса состоит в создание базовых условий, которые буду обеспечивать саморазвитие каждого ребенка.

В личностно - ориентированном подходе, исследуемом Б.Г. Ананьевым, А.В. Петровским, Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым, в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника. Организация этого процесса осуществляется на субъектно-субъектном взаимодействии, и приоритетом является активная позиция ребенка в решении воспитательных задач. Взаимодействие подразумевает сотрудничество преподавателя и воспитанника.

И наконец, последний, социальный подход рассматривает воспитание как открытую социальную систему, где на личность обучающегося воздействуют различные социальные факторы. Здесь, важнейшей характеристикой воспитания является социальная эффективность, т.е. самореализация личности воспитанника. Данный подход рассматривали В.Г.Бочарова, М.А.Головузова, А.В.Мудрик.

Описав подходы, нетрудно заметить, что каждый направлен на всестороннее и активное развитие воспитанника, уважение его прав, которое должно проходить во взаимодействии с педагогом.

В объединении «Истории связующая нить», в котором дети обучаются основам учебно-исследовательской деятельности используются все эти подходы, но основное внимание уделяется аксиологическому подходу в организации проектно - исследовательской деятельности.

Это находит отражение в тематике исследовательских работ. Например, «Филипповские курганные могильники - памятник культуры художественной культуры мирового значения», Русская душа «Белой розы», «Образ женщины–воина в отечественном кинематографе (на примере х/ф «А зори здесь тихие», «Севастополь»), «Говорящие» письма с фронта», «Национальная деревня – символ дружбы народов», «Оренбургский пуховязальный промысел: связь поколений», «Рождение волейбольной династии», «Значение волонтерского движения в современном мире», «Социальная реклама как отражение социальных проблем Российского общества», «Информационная война, как современная политическая технология», «Старейшие постройки г. Оренбурга», «Музеи мира», «Покорители космоса».

Мы видим, что наибольшее отражение в исследовательских работах учащихся нашли такие ценности как патриотизм, Отечество, гражданственность, семейные ценности. Наряду с этими ценностями подростки раскрывают в своих исследованиях такие ценности, как национальная свобода, уважение к труду, многообразие культур и народов, поликультурный мир, красота, культурные ценности, социальная солидарность, милосердие, добро, целеустремленность и настойчивость, мир во всем мире, международное сотрудничество, планета Земля, прогресс человечества.

В результате анализа полученных данных мы пришли к выводу, что подростки - учащиеся объединения «Истории связующая нить», проявляют высокую степень ориентированности на ценности отечественной культуры и заинтересованность в судьбе Родины.

Среди продуктов проектно-исследовательской деятельности обучающихся объединения - презентации, буклеты, флайеры, памятки, программки проведения мероприятия, аудиозаписи и видеозаписи, сайт хореографического коллектива, виртуальная экскурсия.

Анализ результативности продуктивной деятельности учащихся объединения «Истории связующая нить» позволил сделать вывод, что 23.% продемонстрировали высокий уровень продуктивной активности в исследовательской деятельности, 30% – средний уровень.

Таким образом, использование деятельностного, аксиологического и личностно-ориентированного подходов к проектно-исследовательской деятельности способствует повышению эффективности процесса конструирования воспитания и образования человека со сформированной проектной культурой.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области