Артикуляционная гимнастика
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, поэтому для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи.
Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата называют артикуляционной гимнастикой.
Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов - языка, губ, нижней челюсти, улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития.
Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. В этом возрасте мы можем помочь малышу достичь правильного произношения.
Детям 4-7 лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.
Правила проведения артикуляционной гимнастики
Все упражнения выполняются перед зеркалом каждый день, по 5 раз каждое. При выполнении упражнений взрослый должен считать вслух.
Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме. Для поддержания интереса к выполнению упражнений можно использовать различные стихотворные сопровождения для каждого вида упражнений. Как вариант можно рассказать ребенку сказку о веселом язычке.
Сказка «О Веселом Язычке»
Рот — домик, губы — двери. А кто живет в этом домике? В этом домике, дружок, живет Веселый Язычок. Ох, и шустрый он мальчишка, и немножко шалунишка (Упражнение «Окошко»).
Наш Веселый Язычок повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо... А потом опять вперед. Тут немного отдохнет (Упражнение «Часики»). Приоткрыл Язык окно, а на улице тепло. Язычок наш потянулся, Широко нам улыбнулся, А потом пошел гулять, На крылечке загорать (Упражнение «Лопаточка»). На крылечке полежал, на качели побежал (Упражнение «Качели»). Вверх взлетел он смело, но пора за дело. Поспешил к себе во двор, чтобы починить забор (Упражнение «Заборчик»). Быстро взялся он за дело, и работа закипела. Гвозди, молоток и клещи — нужные плотнику вещи. Молоток стучит «тук-тук!», Язычку он лучший друг (Упражнение «Барабанщики»).
Вот и банка с краской рядом. Обновить заборчик надо. Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать (Упражнение «Вкусное варенье»). Язычок наш кончил дело. Отдыхать он может смело, — Я с лошадкой погуляю (Упражнение «Лошадка»), на гармошке ей сыграю (Упражнение «Гармошка»). Погоняю я в футбол и забью в ворота гол. Очень сложная задача — загонять в ворота мячик (Упражнение «Футбол»).
Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Дверь он запер на замок. Лег в кроватку и умолк (Упражнение «Лопаточка»).
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Весёлый язычок»
1 упражнение «Заборчик – трубочка» На счёт 1-2-3-4 зубки сомкнуты, губы в улыбке, на счёт 1-2-3-4 губы вытянуты трубочкой вперёд | 2 упражнение «Окошко» Широко открыть рот, показать верхние и нижние зубки, удержать в таком положении под счёт 1-2-3-4-5-6 |
3 упражнение «Часики» Острый язычок водить влево - вправо попеременно под счёт «тик – так, тик – так». Рот приоткрыт. Губы в улыбке | 4 упражнение «Лопатка – иголочка» Широкий, мягкий язычок положить на нижнюю губу, удержать в таком положении под счёт 1-2-3-4, затем сделать язычок острым, твёрдым как иголочка, удерживать под счёт 1-2-3-4 |
5 упражнение «Послушный ветерок» Язычок широкий как лопатка лежит на нижней губе. С силой подуть на ватку, чтобы она улетела. Щёки не надувать! Воздушная струя проходит посредине язычка | 6 упражнение «Вкусное варенье» Широким язычком «облизать» с верхней губы «варенье» под счёт 1-2; 3-4 |
7 упражнение «Ковшик» У широкого языка загнуть боковые края и кончик языка вверх. Удержать в таком положении под счёт 1-2-3-4-5-6 | 8 упражнение «Качели» Острый язычок тянуть вверх – вниз попеременно под счёт 1-2; 3-4. Рот открыт. |
9 упражнение «Барабанщики» Рот открыт. Твёрдым кончиком языка стучим за верхними зубками на выдохе: «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» | 10 упражнение «Лошадки» Рот открыт. Пощёлкать язычком медленно, под счёт 1-2; 3-4 |
11 упражнение «Почистим зубки» Рот широко открыт как «Окошко». Острым язычком водить за верхними и нижними зубками попеременно, под счёт 1-2-3-4 | 12 упражнение «Грибок» Широкий язычок присосать к нёбу, рот открыт. Удержать в таком положении под счёт 1-2-3-4-5-6 |
13 упражнение «Гармошка» Сделать «Грибок», с силой оттягивать нижнюю челюсть вниз под счёт 1-2; 3-4. | 14 упражнение «Горка» Рот открыт как окошко. Кончик широкого языка упирается в нижние зубки. Спинка языка поднята вверх. Удержать в таком положении под счёт 1-2-3-4-5-6 |
Упражнения для щёк |