Конспект занятия по экспериментальной деятельности.
Тема: «Язычок-помощник»
Программное содержание
Цель: Формировать познавательную активность и интеллектуальное развитие детей. Дать детям первичные знания о языке.
Задачи:
Познакомить со строением и внешним видом языка; сформировать представление о том, что он выполняет много разных функций; совершенствовать навыки экспериментирования.
Упражнять в умении соблюдать элементарные правила гигиены (тщательно мыть руки с мылом, пользоваться салфеткой, индивидуальными приборами).
Побуждать детей включаться в совместную деятельность.
Развивать способность к коллективному труду.
Материалы и оборудования:
У каждого ребенка: небольшое зеркало, стакан с водой.
На каждую пару детей: 3 емкости с растворами, имеющими кислый, сладкий, соленый вкус; 8 ватных палочек; кусочки хлеба и ломтики яблока, в середину которых воткнута специальная палочка (до работы продукты закрыты салфеткой); емкость для использованных палочек, бумажные салфетки, мяч.
Предварительная работа: рассматривание плаката «Строение человека», беседа «Наши помощники», беседа о гигиене
Ход занятия | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности. |
Вводная часть | |||
1.Психологический настрой | Воспитатель говорит: -Ребята, к нам сегодня пришел в гости Незнайка. Входит Незнайка -Здравствуйте дети | Дети здороваются с Незнайкой; | |
2.Вводно организационный этап. | Отгадайте мою загадку. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык) -Верно. А зачем он нужен? Уши нужны чтобы слушать, глаза чтобы видеть, а язык? | Дети отгадывают загадку. | |
3.Мотивационно – побудительный этап. | -Давайте, поможем Незнайке, и выясним, для чего же нужен язык и почему его называют нашим помощником! | Привлечено внимание детей | Проблемная ситуация. |
Основная часть | |||
Актуализация. | Ребята, сегодня мы опять будем учеными. Будем изучать язык. Кто знает, где он находится. Как вы думаете, для чего нужен язык? Хорошо, молодцы. Давайте это выясним с помощью опытов. Сначала рассмотрим свой язык. | Ответы детей (язык находится во рту) (Ответы детей. Выслушиваю ответы, дальнейшей деятельности). | Беседа, рассмотрение иллюстраций. |
Восприятия и освоение нового | Перед вами лежит зеркало; возьмите его. Высуньте язык и хорошо рассмотрите его. Найдите то место. Где язык кончается; там он острый и тонкий. | Дети выполняют (рассматривают язык) | Беседа, рассказ воспитателя, наглядный показ. |
Это место называется «кончик». Нашли? Дальше идет спинка. Что вы на ней видите? | (Дети делятся своими впечатлениями.) При затруднении помогаю детям подобрать определения: шершавая поверхность, белый налет, бороздка посередине языка, цвет и др. детали). | ||
Какого цвета язык? Как вы думаете, почему? Он розовый, потому что здесь имеется очень много кровеносных сосудов. Под языком сосуды толстые и хорошо заметны. В самом языке они очень тонкие, без микроскопа их не увидишь, но кровь по ним бежит и придает языку розовый цвет. -Ребята, давайте проверим, есть ли в языке кости? Приготовьте салфетки, обследуйте свой язык пальцами, ваши руки чисто вымыты, поэтому смело принимайтесь за работу. Какой мы сделаем вывод? Проверьте, может ли язык двигаться? Давайте сделаем с ним разные упражнения. Смотрите в зеркало и делайте: «иголочка», «чашечка», «трубочка», «вкусное варенье». - Вот мы и изучили язык, узнали, как он выглядит. Теперь узнаем, для чего он нужен. | Дети обследуют свой язык. Затем вытирают пальцы салфеткой Дети отвечают: Костей нет. Дети выполняют упражнение | Игровое упражнение | |
Динамическая пауза | Физкультминутка: «Веселый язычок» На меня ты посмотри, И за мной ты повтори. Цок, цок, цок -мой язычок. Скачет, скачет мой дружок. Язычок мы свой не прячем, Как лошадка ловко скачем. На меня ты посмотри И за мной ты повтори Дин- дон- дон, дин- дон-дон. Язычок мой говорит, Язычок мой говорит, Колокольчиком звенит. На меня ты посмотри И за мной ты повтори. У-у-у, у-у-у. Язычок мой не горюет- Он, как ветер, дует, дует. | Скачут как лошадки по кругу и цокают язычком. Руками изображают колокольчик и произносят «динь- динь» Поднимают руки вверх, качают ими влево- вправо и произносят звук у-у-у. | Игровое упражнение |
Практическая работа | Ребята, проверим, может ли язык определять вкус пищи. Вы будете работать в парах. Один – будет ученым, другой – испытателем. Договоритесь, кто из вас будет ученым, а кто испытателем. Поднимите руку, кто будет ученым? Кто испытателем? Хорошо, слушайте внимательно, задание сложное. | Дети договариваются между собой кто из них будет ученый, и испытатель. | Проведение опыта в парах. |
Испытатель ничего не делает; он просто высовывает язык. Ученый проводит опыт. Перед вами стоят три стаканчика с растворами. Растворы имеют разный вкус. Ученый берет ватную палочку, опускает ее в раствор и прикладывает ее к кончику языка испытателя. Испытатель должен узнать, какой вкус имеет раствор. Потом палочку убираете и для другого раствора берете новую палочку. После каждого раствора нужно сделать небольшой глоток воды, чтобы удалить вкус предыдущего раствора. Надо проверить все три раствора. | |||
Итак, ученые, начинайте работу: берите палочку, опускайте ее в раствор, прикладывайте к языку испытателя. Не забудьте. Одну и ту же палочку нельзя использовать два раза. Теперь поменяемся ролями. Испытатели станут учеными, а ученые – испытателями. (Опыт повторяется). | Дети приступают к работе | ||
-Итак, скажите какой вкус имели растворы? | Ответы детей (сладкий, кислый, соленый) | ||
Кто скажет, для чего нам нужен язык? Правильно, с помощью опыта, мы выяснили, что язык нужен для определения вкуса пищи. | Дети отвечают. | ||
Ученые-исследователи, вы готовы изучать, для чего нам еще нужен язык? | Дети отвечают. | ||
Давайте продолжим. Высуньте язык и попробуйте сказать слово «машина», «ворона», «мы пошли гулять». Получилось? | Дети пробуют выполнить опыт. Дети отвечают: Нет | ||
Значит, зачем еще нужен язык? Правильно, язык помогает издавать звуки и разговаривать Следующий опыт. Каждый возьмите по кусочку хлеба или яблока, жуйте его и следите, что же делает язык. Что делает язык? Вот еще, что-то новое вы узнали о языке: Он помогает жевать и проглатывать пищу. | Дети отвечают. Дети берут кусочек хлеба и яблоко и пробуют его Трогает пищу, переворачивает, подкладывает ее на зубы, помогает глотать | ||
Заключительная часть | Скажи, Незнайка, понял ты теперь, для чего нужен язык и почему его называют помощником? А вы, ребята, поняли? -И для чего же нужен язык? (Верно, язык нужен для определения вкуса пищи, жевания и попадания пищи внутрь, и разговора.) Видишь, Незнайка, как много нового мы сегодня узнали. Незнайка: Да, спасибо, что помогли мне узнать, зачем нужен язык. Я теперь всегда к вам буду приходить, если что- то не пойму. До свидания, ребята! До новых встреч! Ребята, вы были замечательными учеными – испытателями, мне очень понравилось с вами работать, а вам было интересно? - На этом наша лаборатория закрывается. | Ответ Незнайки. Ответ детей. Да | Беседа, обсуждения. |