Конспект по социально – коммуникативному развитию
с детьми старшей группы
«Мои мечты»
Трошина Марина Александровна
воспитатель
МБДОУ 15 «Черемушка»
г.Северодвинск
Архангельской области
2021 год
Занятие в старшей группе
по программе социально-личностного развития детей
«Познаю себя» (авторы Корепанова М.В., Харлампова Е.В.)
Тема занятия: «Мои мечты»
Цель занятия: - формирование представлений о мечте как побудителе воли к действию.;
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой, установить зрительный, слуховой и тактильный контакт.;
- объединить детей в группу, раскрепостить и стимулировать к активности каждого ребенка;
- способствовать концентрации внимания;
- учить детей представлять хорошие и плохие мечты посредством метафоры, развивать умение управлять своим настроением и мыслями, ориентировать детей на собственные возможности в улучшении настроения, формировать установку на возможность внутреннего самосовершенствования;
- способствовать творческому самовыражению
1.«Приветствие»
Дети, что такое необычное вы видите сейчас? Ответы детей. Педагог: верно! Мы с вами попали в волшебную страну. Дети осматривают волшебную страну. Помещение будет украшено солнцем, звездами, цветами, шарами, капельками дождя…….
Ребята, как вы думаете, как называется страна, где живут мечты? Ответы детей.
Педагог: Посмотрите, что необычного в этой стране? Ответы детей.
Где могут жить мечты? Ответы детей.
Далее педагог рассказывает стихотворение и показывает по ходу рассказывания на солнце, звезды, цветы, капельки дождя.
Здесь мечта живет везде:
В капельке дождя, в звезде,
В ярких солнечных лучах,
В звонких озорных ручьях.
Вот мечта то здесь, то там
Открывает двери нам.
Мир ее, как волшебство.
Нет прекраснее его!
2. Ребята, а как вы думаете на что похожи эти шары с картинками. Ответы детей. Педагог: Сейчас я предлагаю вам взять по одному шарику. Педагог: Почему ты выбрал эту картинку? Ответы детей. Педагог: Давайте объединим все наши мечты в один сосуд.
3. Педагог: давайте помечтаем, закрываем глаза и представляем нашу мечту (под релаксирующую музыку). Какие чувства вы испытываете, когда мечтаете? Ответы детей. Педагог: действительно, чувства могут быть разные, так же, как и мечты, хотите это проверим? Ответы детей.
4.Упражнение-проекция «Мечты, похожие на салют»
Подходим к столу, на котором стоят три стакана с водой (чистой, грязной и с блестками).
Педагог: Ребята, представьте, что наши мечты и мысли – это сосуд с водой. Посмотрите на кристаллики, они какие? Ответы детей. Педагог: если мечты чистые я отпускаю в воду кристаллы и что происходит с водой? Ответы детей. Педагог: ваши чувства остаются какими? Ответы детей.
Верно, если мечты и мысли ясные и чистые, то и вода чистая. Дети рассматривают стакан с чистой водой и кристалликами.
Но мечты и мысли могут быть очень грустными. Когда это случается? Какие чувства вы испытываете при этом?
Какая будет вода в сосуде? Грязная, мутная ….
Верно, если мечты грустные, то и вода грязная, мутная.
Педагог: Мечты могут быть волшебными и чудесными? Ответы детей. Высыпаем блёстки в стакан с водой. Какой стала вода в стакане? Ответы детей.
Давайте прикоснемся к стакану, чтобы зарядиться красивыми мечтами и мыслями.
Дети заряжаются красивыми мечтами и мыслями.
Педагог: Вы увидели, что мечты бывают разными, а на что ещё они влияют? ответы детей.
5. Рассказывание и обсуждение сказки «Мечты». Цель: с помощью сказки обучать детей приемам развития воображения, стремлений и желания мечтать; посредством сказки акцентировать внимание на том, что исполнение мечты зависит от собственных возможностей и способностей.
Педагог предлагает присесть и послушать сказку.
Педагог: «Жили-были два брата, они были гусеницами. Наблюдая, как беззаботно и легко порхают бабочки над цветами, появилась у братьев гусениц мечта…, захотелось и им стать бабочками. Но так, как на уроки в школе они не ходили, то совсем не представляли себе…, как её осуществить. Раздобыли учебник, в котором подробно рассказывалось о том, что нужно сделать для превращения из гусениц в бабочки. Посмотрев учебник, братья поняли, что для того, чтобы мечта их сбылась нужно очень много работать. …Не привыкшие к труду, и, не имеющие упорства и терпения гусеницы, решили отказаться от мечты. И тут им на помощь приходит Мудрая сова. Первым делом ей нужно было сделать коконы. Это оказалось не так просто и поэтому сова провозилась с ними до вечера. Но вот работа была завершена. Оставалось только повесить коконы повыше над землей и ждать. С первой частью сова справилась, а потом отправилась домой спать, обещав прийти пораньше, чтобы понаблюдать за тем, как осуществится мечта гусениц. Только вот утром вместо бабочек Мудрая сова обнаружила на поляне гусениц, жующих траву…. Дело в том, что братья оказались нетерпеливые, они не захотели ждать и трудиться … и отказались от своей заветной мечты……».
- Ребята, о ком эта сказка?
- Чего они хотели?
- Что они для этого сделали?
- К чему привели поступки героев?
- Какие чувства у вас вызывает эта сказка?
- Что вы узнали из сказки?
- Чему она учит?
6. Игра «Мечты бывают разные»
Педагог: Давайте станем в круг и немного поиграем:
Мечты бывают разные: развести руки в стороны
Серьезные и праздные. хлопки в ладоши
Есть мечты большого роста, потянутся руками к небу
Дорасти до них непросто.
Но если мы живем с тобой взялись за руки
Светлой, радостной мечтой, идем по кругу
Она согреет сердце наше, руки прислоняем к груди
И все на свете станет краше. потереть ладони
А где свет и доброта, снова взялись за руки
Всегда сбудется мечта! в центр сойтись
7 оригами «Мой образ мечты»
Цель: способствовать творческому самовыражению.
Педагог: Ребята, а символом мечты у многих народов является птица. (педагог показывает птицу, сделанную из бумаги; присаживаются вокруг за общий стол, на нем приготовлены разноцветные листы бумаги)
Сейчас каждый из вас создаст свой образ мечты, а для этого нам необходим всего лишь лист бумаги. Педагог: Вопросы детям почему ты выбрал такой цвет для своей птицы мечты? Что у тебя за мечта? А что ты чувствуешь, когда думаешь про свою мечту?
8. Рефлексия
Цель: получение обратной связи; закрепление положительных эмоций.
Что сегодня вам больше всего понравилось? Что полезного вы узнали? Чему научились?