Конспект по развитию речи
с детьми старшей группы
«Зима»
Жемчугова Ирина Алексеевна
воспитатель
высшая кв. категория
МБДОУ 15 «Черемушка»
г.Северодвинск
Архангельской области
2021 год
Занятие по развитию речи на тему «Зима» в старшей группе.
Цель: Формирование умения рассказывать о зиме по схеме.
Задачи: 1. Обобщение и систематизация знаний детей о зиме и зимних развлечениях.
2. Учить отвечать на вопросы полным ответом, развивать навык словообразования.
3. Активизировать словарь детей используя схемы.
4. Развивать умение обобщать полученные знания посредством составления рассказа по схеме.
Оборудование: мольберт, ватман, карточки с изображением признаков зимы, карточки- схемы, карандаши
Ход занятия
Воспитатель: У нас в гостях Незнайка. Он пропустил занятие на тему «Зима» и просит вас помочь ему создать картину на тему «Зима и зимние забавы». Поможем Незнайке?
Дети: Да
Воспитатель: Перед вами будущая картина (лист ватмана на мольберте). С чего начнем создавать картину? Что отличает зиму от других времен года?
Дети: мороз, лед, птицы улетают, холодно, снег
Воспитатель: Скажите, а снег какой? (ответы детей)
Давайте мы с вами на него посмотрим, потрогаем (в стаканчиках снег для рассматривания детьми), положите его на ладошку, что происходит со снегом? почему он тает? почему снег называют подарком зимы? (ответы детей)
Воспитатель: Скажите, а что же такое снег?
Дети: Снег – это замершая вода. Капельки воды замерзают и превращаются в кристаллы, которые соединяются между собой и получается снежинка.
Воспитатель: Итак, первую деталь к картине мы Незнайке объяснили. (карточка снежинки прикрепляется к мольберту)
Что еще бывает зимой?
Дети: Вьюга, метель, сосульки на крыше, снег на деревьях (соответствующие карточки прикрепляются к мольберту)
Далее проводится словесная игра «Что может быть зимним? «(лес, погода, одежда и т. д.) и игра «Назови ласково?» (снег-снежок, лед-ледок и т.д.)
Воспитатель: На картине появились изменения в природе зимой.
А что еще меняется зимой с приходом холода и мороза?
Дети: одежда, игры зимние (дети добавляют карточки на мольберт)
Воспитатель: а чем можно заниматься зимой на улице? (ответы детей
Давайте составим предложение по схеме со словами ЗИМА и СНЕГ.
(дети составляют предложения из 2 – 3 слов по схеме)
Воспитатель: Наша картина для Незнайки готова. Но что бы ему было легче запомнить, давайте составим рассказ по нашей картине с помощью схемы. (выкладывается схема – карточка
1. Погода
2. Сезонные изменения.
3. Одежда зимой.
4. Игры на улице.)
Воспитатель: Поясните для Незнайки, что означает эта схема? (ответы детей)
Воспитатель: Чтобы рассказы получились красивыми, давайте вспомним правило:
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо.
Ярко, четко говорим
Потому что не спешим.
Дети составляют рассказы по оформленной картине, опираясь на карту- схему.
Воспитатель: Ребята, а давайте добавим детали к нашей картине.
Дети делятся на 3 подгруппы. На столах карандаши и листы бумаги.
Дети рисуют снежинки, сугробы, сосульки, лыжи, санки и т.д.
По окончании рисования дети добавляют свои рисунки на мольберт.
Воспитатель: Давайте вспомним, что для вас сегодня было новым и интересным. (ответы детей)
Незнайка благодарит ребят за помощь и замечательную картину.
Воспитатель: Вы сегодня создали отличную картину о зиме, а в следующий раз мы можем создать картину о вашем любимом времени года.