Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование навыка чтения нот с листа в классе скрипки

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

"Формирование навыка чтения нот с листа в классе скрипки"

         Формирование навыка чтения с листа – важнейший элемент педагогического процесса. Занятия чтением с листа  развивают музыкальное мышление, помогают вырабатывать профессиональные навыки. Однако в школах данному виду музыкальной деятельности уделяется мало внимания.

Чтение нот с листа – сложный процесс для юного музыканта. Нужна предельная концентрация внимания, чтобы зрительно охватить текст и извлечь максимальную информацию о данном произведении. Чтение с листа на раннем этапе можно сравнить с навыками узнавания букв, проговаривания слогов, а затем слов и предложений. Также, как в общеобразовательной школе развивают навыки быстрого чтения, в школе искусств необходимо развивать навык чтения с листа нотного текста.

         Для успешного овладения навыком чтения с листа необходимо полноценное ритмическое воспитание начинающего скрипача. Е. Назайкинский пишет: «Если у человека нет двигательных навыков, характеризующихся высоким темпом, при котором каждая отдельная ритмическая единица действия ещё подвластна его контролю, то он не может активно воспринимать такой ритм». Исследования психологов показали, ритмизирование наиболее благоприятно при скорости от 100 до 200 ударов в минуту. Наивысшим пределом скорости движения для ритмического переживания является 500 ударов, наименьшим – 30 ударов в минуту. Следовательно, для подлинного ритмического переживания легче всего укладываются произведения среднего темпа, а быстрое и медленное движение представляет большую трудность для восприятия. В этом сложность обучения начинающих музыкантов ритму, так как они все играют сначала в медленном темпе.

         Ритмичному исполнению незнакомого произведения помогает правильное распределение смычка. Если в тексте половинные ноты и четверти, то половинные ноты играем на весь смычок, четверти – на полсмычка. Если в тексте четверти и восьмые – распределение смычка соответственно предыдущему варианту. Раздельные шестнадцатые ноты играем коротким смычком, 4 слигованные ноты – как четвертную ноту – на весь смычок.

         Всегда необходимо учитывать скорость ведения смычка.

Трудности возникают, когда идет смена ритма, штрихов, появляются знаки альтерации, пассажи, хроматизмы. Для этого юный скрипач должен постоянно наращивать свою технику, чтобы с легкостью преодолевать все встречающиеся сложности в нотном тексте.

         Для развития зрительной памяти предлагается использовать «бегунок». Педагог закрывает нотный текст сначала по половине такта, затем по такту. Ученик доигрывает текст.

         Можно использовать следующую игру: педагог раскладывает перед учеником карточки с фрагментами музыкальных произведений, которые он исполняет. Ученик должен взглядом охватить все карточки и выбрать соответствующую прозвучавшему фрагменту карточку.

В.Ю.Григорьев выделяет три этапа процесса чтения с листа – опознавание текста, образование слуходвигательных представлений, непосредственное воплощение музыки.

         Первый этап – опознавание текста глазами, зрительный охват. При виде незнакомого текста у ребенка появляется страх. Чтобы преодолеть эту неуверенность, необходимо выявить составляющие нотного текста, провести анализ музыкального произведения.  Во-первых, прочитать название музыкального произведения и определить размер, из которых можно определить жанр произведения, характер. Второе, имя композитора – это эпоха, стиль, а значит и соответствующие штрихи. Третье, выявление тонального плана произведения. Важнейшие элементы – ритм, группировка длительностей, членение фразы. Необходимо просчитать, дирижируя в указанном размере, начало произведения.

         Второй этап – образование слуходвигательных представлений. Для этого попытаться внутренним голосом спеть фразу или отрывок, в уме проиграть текст, слегка шевеля пальцами, без инструмента.

         Третий этап – непосредственное исполнение музыки, во время которого необходимо полностью включиться в возникающий образ и передать характер и настроение произведения.

         В.Ю.Григорьев советует придерживаться темпа, близкого к авторскому, так как быстрый темп мобилизует внимание, включает резервные возможности психики. Очень важно чувствовать пульсацию музыки, ее дыхание.

Для развития навыков чтения с листа очень полезно сольфеджирование исполняемых мелодий. При этом задействована цепочка – «вижу-слышу-пою».

         Хорошо развивает навык чтения с листа игра в ансамбле и в оркестре, где ребенок чувствует себя комфортно, так как снимается психологический груз ответственности. Если ребенок не сыграл какую-либо ноту, то ее сыграет другой исполнитель.

         Большую пользу для выработки навыка чтения с листа дает разбор текста с аккомпанементом. Ученику приходиться мобилизоваться, концентрировать свое внимание, смотреть вперед, готовить заранее пальцы, чтобы не останавливать течение музыки.

         Развитие навыков чтения с листа должно осуществляться планомерно на уроках по специальности и в процессе домашних занятий. Для чтения с листа рекомендуется давать учащимся произведения преимущественно в умеренных темпах в несложных тональностях. Следует выбирать такие произведения, которые по своему содержанию, фактуре, выразительности были бы доступными ученику, вызывали у него интерес к работе и стремление активно и самостоятельно знакомиться с музыкальной литературой.

Список литературы

1. Григорьев, В.Ю. Чтение с листа. / В.Ю.Григорьев. Методика обучения игре на скрипке. Классика-XXI,  М., 2006. С. 239-245.

 2. Берлянчик, М.М. Основы воспитания начинающего скрипача. М.М.Берлянчик. -  С.Пб., 2000. С. 256.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области