Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


А.И.Куприн.Знаток человеческой души.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОВОМОСКОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ М.И.ГЛИНКИ»

Творческий проект

Знаток человеческой души

«Александр Иванович Куприн»

студентки II курса

специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство»

по виду «Фортепиано»

Коломейцевой Вероники

Руководитель проекта:

Чекалова Т.М.-

преподаватель русского языка

и литературы

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Цель проекта: привлечь внимание молодого поколения к творчеству А.И. Куприна, нравственно-идеологическим принципам, положенным в основе его произведений и вызвать желание читать их.

Задачи проекта:

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

3

Введение

«Знаток человеческой души»

7 сентября 2020 года исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Ивановича Куприна (1870-1938) – признанного мастера короткого рассказа, автора замечательных повестей, одного из самый талантливых русских прозаиков. Большой природный талант, огромный запас жизненных наблюдений и резко критическое изображение тогдашней действительности определили широкий общественный резонанс произведений Куприна и сделали его имя выдающимся в русской литературе.

«Человек пришёл в мир для безмерной свободы творчества и счастья» — эти слова А.И.Куприна можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придёт время, когда все люди будут счастливы.

Биография Александра Ивановича Куприна

Мы должны быть благодарны Куприну… за все, за его глубокую

человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей

стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец,

за никогда не умирающую в нем способность загораться от

самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и

легко писать об этом.

К. Паустовский.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии в семье потомственного дворянина, мелкого чиновника Ивана Ивановича Куприна. Отца своего Куприн не помнил, он умер от холеры в 1872 г. Овдовевшая мать – Любовь Алексеевна Куприна, урожденная княжна Куланчакова – в 1874 г., оставшись без средств к существованию, была вынуждена с тремя детьми покинуть Наровчат и поселиться в Москве во Вдовьем доме.

В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, позже переименованную в кадетский корпус. Юный Куприн мечтал стать отважным офицером, совершить подвиги и заслужить боевые ордена. Закончив кадетский корпус, осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. Годы учебы в юнкерском училище для Александра Куприна были временем военной романтики и бесшабашного товарищества, временем первой любви и первой, не совсем удачной, публикации.

В 1889 году в журнале «Русский сатирический листок» был опубликован рассказ Куприна «Последний дебют». Первый вкус славы, первый гонорар и двое суток ареста за «небрежное изучение устава внутренней службы», поскольку юнкера не имели права печатать свои произведения без разрешения начальства. По окончании училища А. И. Куприн четыре года служил подпоручиком 46-го Днепровского пехотного полка. Прожитое и увиденное за годы службы в полку стало основой для написания одного из главных произведений писателя – повести «Поединок».

В 1893 году молодой подпоручик заканчивает повесть "Впотьмах", рассказы "Лунной ночью" и "Дознание", но не придает этому особенного значения.

«Писателем я стал случайно», – позже скажет Куприн. Военная карьера Александра Куприна закончилась в 1894 году. Только выйдя в отставку, Куприн обретает долгожданную свободу, однако бывший офицер не готов к вольной жизни. Поселившись в Киеве, не имея определенной гражданской профессии, он пробует себя в различных сферах деятельности – работает грузчиком, кладовщиком, лесным объездчиком, землемером, корректором.

4

Затем Александр Куприн устроился репортёром в газету – судебная и полицейская хроника, писание фельетонов – главная литературная школа Куприна.

Стремительный творческий расцвет Куприна, относится к рубежу XIX и XX веков. В эти годы автором созданы самые значительные произведения. Вслед за повестью "Молох", опубликованной в 1896 году на страницах декабрьского номера журнала «Русское богатство», появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы – "Прапорщик армейский" (1897), "Олеся" (1898) и затем, уже в начале XX столетия, – "В цирке" (1901), "Конокрады" (1903), "Белый пудель" (1903) и повесть "Поединок" (1905). В 1901 году Куприн приезжает в Петербург. Он уже знаком с Чеховым, Вересаевым, Леонидом Андреевым, Горьким, Сашей Черным, Корнеем Чуковским, Тэффи.

В 1902 году писатель женится на дочери издательницы журнала «Мир Божий» – Давыдовой Марии Карловне. Некоторое время он деятельно сотрудничает с журналом как редактор, а также печатает там ряд своих произведений: "В цирке", "Болото".

В 1903 году выходит первый сборник рассказов писателя. В течение первого десятилетия 1900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. В 1909 году писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив её с И. А. Буниным. В 1912 году в издательстве Л. Ф. Маркса выходит собрание его сочинений в приложении к популярному журналу "Нина". Во время Первой мировой войны писатель отправляется на фронт, но вскоре его демобилизовали по состоянию здоровья.

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907-1911гг.), рассказы о животных, рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет» (1911г.).

Его проза стала заметным явлением русской литературы начала XX века. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Только в 1927 году выходит сборник Куприна "Новые повести и рассказы". Вслед за этим сборником появляются книги "Купол св. Исаакия Далматского" (1928) и "Елань" (1929). Рассказы, публиковавшиеся в газете "Возрождение" в 1929-1933 годах, входят в сборники "Колесо времени" (1930) и "Жанета" (1932-1933). Постепенно писатель начинает сознавать свой разрыв с родиной, как тяжёлую, роковую ошибку. Самое значительное его произведение эмигрантского периода – автобиографический роман «Юнкера» (1928-1932гг.).

«Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня, а отдалённость от родины вконец приплюснула мой дух к земле», - писал он Репину. По его собственному признанию, он готов был идти в Москву пешком, по шпалам. Так получилось, что на родину Куприн вернулся умереть. Тяжелая болезнь помешала Куприну возобновить творческую работу. 31 мая 1937 года Куприн прибыл в Советский Союз, в город своей юности – Москву, где почти 50 лет до этого началась его литературная деятельность, а в августе 1938 года его не стало. Дом-музей А. И. Куприна был открыт на его исторической родине, в селе Наровчат, 8 сентября 1981 года. В нем размещена литературно-бытовая экспозиция, которая рассказывает о жизни и творчестве писателя.В государственном музее А. И. Куприна в Наровчате проходят традиционные Купринские чтения, ежегодный творческий конкурс "Гранатовый браслет", который привлекает известных деятелей российской интеллигенции: литераторов, историков, краеведов и журналистов.

Его воле суждено было сбыться: он умер в стране своей молодости, своего языка, своих человеческих привязанностей. Несомненно, важно и другое: вместе с возвращением писателя на родину, вернулись и его книги, наполненные неподдельным жизнелюбием, здоровой нравственной энергией и неповторимой художественной магией.

5

Экранизация произведений А.И.Куприна

Многие произведения Куприна экранизированы: «Белый пудель», «Гамбринус», «Гранатовый

браслет», «Олеся», «Поединок», «Яма» и др. Вышло два телесериала: «Юнкера» (2007 г.) и «Куприн» (2014 г.).

«Гранатовый браслет» - художественный фильм 1964г., режиссёра Абрама Роома, снятый по мотивам одноимённой повести Александра Ивановича Куприна.

В главных ролях:

Ариадна Шенгелая — княгиня Вера Николаевна Шеина

Игорь Озеров — Георгий Степанович Желтков

Олег Басилашвили — князь Василий Львович Шеин

Владислав Стржельчик — Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский

Наталья Малявина — Анна Николаевна Фриессе, сестра Веры

Юрий Аверин — Густав Иванович фон Фриессе

Ольга Жизнева — пани Заржицкая

Леонид Галлис — генерал Аносов

Жанна Тертерян — Женни Рейтер

Григорий Гай — Александр Иванович Куприн

Фильм "Гранатовый браслет" буквально завораживает зрителей своим сюжетом и игрой актеров. Отдельно хочется выделить прекрасное музыкальное сопровождение фильма. Эта картина о настоящей глубокой неразделённой любви. Сколько чувств, сколько эмоций, страсти, заложено в данную ленту. Фильм получился очень нежным и чувственным. Зритель не может не заметить, что герои фильма прекрасно передали понимание смысла любви. Самое главное, им удалось передать, воплотить в фильме то, что Куприн – это знаток человеческой души.

6

Гранатовый браслет

Работа над рассказом «Гранатовый браслет» шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: "Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в мать писателя Л.Любимова.

Ещё один жизненный источник произведения связан с музыкой Бетховена. Живя в Вене, композитор давал довольно много частных уроков музыки девушкам из богатых аристократических семей. Одной из таких учениц была юная графиня Джульетта Гвиччиарди — ей посвящена знаменитая «Лунная соната» до-диез минор ор. 27 № 2 (1801), ставшая своеобразным музыкальным памятником трагической, безответной любви. После смерти композитора в потайном ящике его платяного шкафа было найдено письмо, получившее название «Письмо к далёкой возлюбленной».

Тематика повести:

- любовь – крайне опасное чувство;

- музыка – способна помочь в самой отчаянной ситуации;

- семья;

- надежда.

В повести раскрывается тема «маленького человека»:

- Чиновник со смешной фамилией, тихий и незаметный, вырастает в трагического героя, силой своей любви встаёт над мелочной суетой, жизненными неудобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его, стала страданием и единственным смыслом жизни.

- Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твоё».

- Мёртвый Желтков приобретает «глубокую важность, будто узнал… какую-то глубокую и сладкую тайну…»

- Вера, «спавшая» всю свою жизнь, проснулась только тогда, когда в ее жизнь вошел Желтков, заплатив высокую цену за пробуждение своей любимой.

7

Олеся

История, описанная в повести, появилась не случайно. Однажды А.И. Куприн гостил в Полесье у помещика Ивана Тимофеевича Порошина, который рассказал писателю загадочную историю своих отношений с некой колдуньей. Именно эта история, обогащённая художественным вымыслом, и легла в основу произведения Куприна.

Первая публикация повести состоялась в журнале «Киевлянин» в 1898 году, произведение носило подзаголовок «Из воспоминаний о Волыни», что подчёркивало реальную основу происходящих в повести событий.

Тематика повести:

- любовь Олеси, её готовность к самопожертвованию;

- тема противостояния мира обычного и мира людей природы;

- тема природы;

- тема социального неравенства.

Идея повести заключается в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации, оказываются намного благороднее, деликатнее, вежливее и добрее, чем само «цивилизованное» общество. Автор намекает на то, что стадная жизнь отупляет личность и стирает ее индивидуальность. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. Первобытные инстинкты или же приобретенные стереотипы, как, например, неправильно истолкованная мораль, направляют коллектив к деградации. Так, обитатели деревни показывают себя большими дикарями, чем две колдуньи, живущие на болоте.

Основная мысль Куприна заключается в том, что люди должны вновь обратиться к природе, должны научиться жить в гармонии с миром и с собой, чтобы их холодные сердца растопились. Олеся попыталась открыть мир настоящих чувств Ивану Тимофеевичу. Он не смог понять этого вовремя, но таинственная колдунья и её красные бусы останутся в его сердце навсегда.

8

Поединок

Повесть «Поединок» вышла в мае 1905 года в дни разгрома русского флота при Цусиме. Изображение отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забытых солдат имело важный общественно-политический смысл.

Основная тема повести- кризис России, всех сфер русской жизни, показанный через кризис армии.

Она принесла Куприну всероссийскую славу, стала поводом для полемики в прессе о судьбе русской армии. Проблемы армии всегда отражают общие проблемы общества. В этом смысле повесть Куприна актуальна и сейчас.

Первую публикацию книги Куприн посвятил М. Горькому. Куприн писал ему: «Теперь, наконец, когда всё кончено, я могу сказать, что всё смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился у Вас и как я признателен Вам за это».

Размышления главного героя:

- Ромашов думает, что в разумно устроенном обществе не должно быть войн: «Может быть, всё это какая-то общая ошибка, какое-то всемирное заблуждение, помешательство? Разве естественно убивать?»

- Он наивно полагает, что для устранения войны нужно, чтобы все люди вдруг прозрели, заявили в один голос: «Не хочу воевать!» и бросили оружие.

Тематика повести:

- жизнь офицеров;

- строевая и казарменная жизнь солдат;

- отношения между людьми.


9

Юнкера

Подобно другим крупным русским писателям, которые, оказавшись на чужбине, обратились к жанру художественной автобиографии Куприн посвящает своей юности самую значительную вещь — роман «Юнкера». В определенном смысле это было подведение итогов.

«Юнкера», — сказал сам писатель, — это мое завещание русской молодежи».

В романе подробно воссоздаются традиции и быт Третьего Александровского юнкерского училища в Москве, рассказывается о преподавателях и офицерах-воспитателях, товарищах Александрова-Куприна, говорится о его первых литературных опытах и юношеской «безумной» любви героя. Однако «Юнкера» не просто «домашняя» история юнкерского училища на Знаменке. Это повествование о старой, «удельной» Москве — Москве «сорока сороков», Иверской часовни Божьей Матери и Екатерининского института благородных девиц, что на Царицынской площади, все сотканное из летучих воспоминаний. Сквозь дымку этих воспоминаний проступают знакомые и неузнаваемые сегодня силуэты Арбата, Патриарших прудов, Земляного вала.

И все же, несмотря на обилие света, музыки, празднеств — это печальная книга. Вновь и вновь с «неописуемой, сладкой, горьковатой и нежной грустью» писатель мысленно возвращается к России. «Живешь в прекрасной стране, среди умных и добрых людей, среди памятников величайшей культуры, — писал Куприн в очерке «Родина». — Но все точно понарошку, точно развертывается фильм. И вся молчаливая, тупая скорбь в том, что уже не плачешь во сне и не видишь в мечте ни Знаменской площади, ни Арбата, ни Поварской, ни Москвы, ни России».

10

Афоризмы Александра Ивановича Куприна

Даже цветы на родине пахнут по-иному.

Любовь одна дороже богатства, славы и мудрости, дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

Громче всего требуют тишины...

Слабый всегда уступает дорогу сильному и только самый сильный уступает дорогу всем.

Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки.

Помыслы в сердце человеческом - глубокая вода.

Разлука для любви - то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильнее.

Слово – искра в движении сердца.

Все одинаково боятся. Только один весь от страха раскисает, а другой себя держит в руках. И видишь: остаётся всегда один и тот же, а уменье держать себя от практики все возрастает; отсюда и герои, и храбрецы.

Люди говорят - уходит время. Время говорит - уходят люди.

Признав реальность – не пытайся её оправдать...

11

Высказывания

об Александре Ивановиче Куприне

«Куприн – настоящий художник, громадный талант. Поднимает

вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев…»

Л.Н. Толстой

«Мы должны быть благодарны Куприну… за его глубокую

человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране,

за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за

никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого

незначительного соприкосновения с поэзией…»

К. Паустовский

«А вот Куприн. Почему он большой писатель? Да потому что он

живой. Живой он, в каждой мелочи живой. У него один маленький

стришок – все готово: вот он весь тут…»

Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Вы обратите внимание, как он всегда принюхивается к людям!

Потянет носом, и конец – знает, что это за человек»

Н.А. Тэффи

«Он чует и любит бытовые наслоения на русском языке, жаргоны,

областные слова, наречия»

К. Чуковский

12

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1. Вержбицкий Н.К. Встречи с Куприным - Москва: Советская Россия,1978.

2. Лилин В. Александр Иванович Куприн. Биография писателя. Пособие

для учащихся. - Ленинград: Просвещение, 1975.

3. Михайлов О. Куприн. - М.: Молодая гвардия, 1981.

4. А.И.Куприн «Гранатовый браслет»

5. А.И.Куприн «Олеся»

6. А.И.Куприн «Поединок»

7. А.И.Куприн «Юнкера»

1. http://a-i-kuprin.ru

2. www.kuprin.org.ru

3. http://citaty.su/kratkaya-biografiya-aleksandra-kuprina

13

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области