Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Опыт работы "Актуальные проблемы по приобщению к истокам русской народной культуры детей с ОВЗ нарушение речи

Формирование общих речевых навыков у детей с ОНР при ознакомлении с малыми фольклорными формами в процессе приобщения к истокам русской народной культуры

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Актуальность проблемы по приобщению к истокам русской народной культуры в группах детей с ОВЗ ( нарушениями речи)

Обращение к вековому опыту народа, который нашел отражение в произведениях устного народного творчества, приобретает в наше время большое значение. Устное народное творчество закладывает основы взаимопонимания, способности к постижению общечеловеческих, культурных ценностей. Попевки, потешки, приговорки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок.

Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей, как известно, традиции и мировидение ее создателей и носителей.

Выдающиеся русские и советские педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, А.М. Леушина неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания культуры речи детей. Так, К.Д. Ушинский утверждал, что прибаутки, потешки, пословицы, поговорки помогают развить в детях чутье к звуковым красотам русского языка.

Е.И. Тихеева, Е.А. Леушина также считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку.

Художественная сила фольклора заключается в смысловой, композиционной, интонационной, звуковой и ритмической организованности.

Речь ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию речи детей, что является актуальным в группе детей с ОНР.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком. Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче и образнее. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети легко запоминают их, вводят в свою речь . Ритмичный текст потешек побуждает детей к движению, создает радостное настроение.

Большую роль играет использование потешек, чистоговорок, закличек,скороговорок на занятиях направленных на формирование интонационной выразительности речи, воспитание умения пользоваться разной силой голоса, темпом и ритмом речи, на развитие речевого дыхания, четкой дикции. Дети повторяют их громко, тихо, шепотом, в умеренном темпе и быстро.

Развитие общих речевых навыков у детей с ОНР способствует осознанию ребенком речевой действительности, оказывает влияние на формирование интереса к языковым явлениям, облегчает процесс формирования звукопроизношения, повышает общий уровень речевого развития детей.

Задачи, цели работы по развитию общих речевых навыков в процессе приобщения детей к истокам русской народной культуры

Постоянно замечая интерес детей к потешкам, поговоркам, загадкам, закличкам, я решила, что они помогут «разговорить» детей и пришла к выводу, что, слушая фольклорные, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей, как известно, традиции и мировидение ее созидателей и носителей.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера. Присущие ему нравственные ценности, представления о добре. Красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Знакомя детей с поговорками, загадками, потешками, песенками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим ценностям.

Изучив многие источники (А.М. Бородич, Ф.А. Сохин, М.М. Алексеева и т.д., Программу воспитания и обучения в детском саду \под ред. М.А. Васильевой\, программу «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д.Маханевой) я пришла к выводу, что ознакомление детей с русским народным фольклором, а именно, с малыми фольклорными формами, оказывают большое значение на развитие общих речевых навыков детей.

Исходя из этого, целью моей работы стало – формирование общих речевых навыков у детей с ОНР при ознакомлении с малыми фольклорными формами в процессе приобщения к истокам русской народной культуры.

Для реализации этой темы я поставила перед собой следующие задачи:

Формы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры и развития общих речевых навыков

В своей работе я обращала внимание на следующее:

- Отбор необходимого материала;

- правильность собственной речи;

- создание ситуаций в повседневной жизни, побуждающих детей употреблять те или иные формы устного народного творчества.

В процесс формирования общих речевых навыков у детей с ОНР при ознакомлении с малыми фольклорными формами в процессе приобщения к истокам русской народной культуры, я использовала следующие формы работы с детьми:

- наблюдения;

- совместная деятельность педагога с детьми;

- самостоятельная игровая деятельность;

- экскурсии в мини-музей;

- занятия познавательного цикла;

- интегрированные занятия;

- праздники и развлечения.

В нашем детском саду создана предметно-развивающая среда, отражающая красочный мир народного искусства, культурного наследия – мини-музей «Русская горенка».

1 раз в месяц в нем проводятся занятия познавательного цикла по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Мною разработан перспективный план для средней, старшей и подготовительной логопедической подготовительной группы, с учетом лексических тем.

1 раз в неделю мы с детьми приходим в музей читать сказки, знакомиться с убранством «избы», старинными предметами обихода. Предметы русского быта: прялка, люлька, кухонная утварь – используются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с русским фольклором.

Например, изучая на логопедическом занятии лексическую тему: «Обувь», мы ее закрепляем и на занятии по познавательному развитию. Дети не раз слышали название – лапти: лыковые, берестовики, шоптовики, но совсем другое дело – померить их да пройтись в них.

Или: «…утюги за сапогами, сапоги за пирогами, пироги за кушаком…», «…полное лукошко дам тебе горошка», «…дождь сквозь сито моросит», «позолоченная прялица» - эти строчки знакомы каждому ребенку. А вот когда можно поиграть с реальными предметами, взять в руки, образы оживают, становятся понятными и родными, а речь приобретает чувственную, эмоциональную окраску. По-иному звучат песенки, потешки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях.

Произведения устного народного творчества способны корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение.

Помогают потешки в процессе кормления, чтобы вызвать у детей желание пить молоко, я произносила:

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась,

Зайка за капустку,

Мышка за корку,

Детки за молоко.

Или:

Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Здесь уже велась работа и по обогащению словаря детей, накапливанию слов-определений (вкусная, душистая…)

Во время одевания на прогулку я вела работу, направленную не только на то, чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, но использовали фольклор как средство обогащения словаря детей, закрепления изученной лексической темы:

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а так же развитию речи, расширению кругозора способствуют праздники и развлечения. Дети узнают как проводились праздники на Руси, как они назывались. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Э то и удаль, и размах, и искренность. Подчиненные миру природы, одухотворенные живой радостью существования, проверенные древней логикой жизни, народные праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащают детскую душу.

Русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Все мы с интересом узнавали порядок размещения за гостевым столом, за семейным, усваивали традиции русского стола, узнавали историю национальных блюд, кухонной утвари.

Дети узнавали, что такое крынка, чугунок, ухват и как их использовать по назначению. Усваивали правила гостеприимства, которыми славен русский народ:

«Не красна изба углами – красна пирогами»,

«Чем богаты – тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол».

При разучивании потешек, закличек идет работа не только по закреплению тех или иных лексических тем, по обогащению и накоплению словаря, но и по развитию общих речевых навыков. Например, на занятии в средней группе «Весна, весна, поди сюда!», для развития речевого дыхания используется упражнение: «Дует ветер», «Чья птичка дальше улетит?».

Для развития силы голоса, темпа, ритма, интонации, используется заклички: «Иди весна, иди красна!»,

потешки: «Солнышко – ведрышко», которые дети повторяют тихо, громко, шепотом, быстро, в умеренном темпе. Ведется работа над четкостью дикции.

Опыт работы показывает, что занятия, проводимые в музее наиболее увлекательны, интересны. Многие занятия проводятся в интегрированной форме, они более содержательны и насыщенны. Самое интересное в таких занятиях то, что каждое сопровождается практическими заданиями.

Например, на занятии в старшей группе «Жаворонки прилетите, весну-красну принесите», дети не только знакомятся с весенними праздниками, разучивают заклички, но и готовят из теста печенье –«жаворята».

В подготовительной группе, знакомя детей с историей того или иного ремесла, применялся ручной труд. Если дети знакомились с вышивкой – вышивали, плетением – пробовали свои силы. Все это развивает мелкую моторику, что особенно важно для детей – логопатов. Одновременно идет работа по формированию выразительности речи, над четкостью дикции, при чтении потешек:

Вышивала наша Катенька

Три ковра, три узорчатых.

Вышивала – расшивала,

Думу – думушку думала:

«Мне кому ковры дарить,

Кого мне радовать?»

Ведется работа и над правильностью речевого дыхания: произнести на одном выдохе поговорку:

Иголка, иголка,

Ты остра и тонка.

Ведется работа над такими качествами голоса как: сила, высота, темп – произнести тихо, громко, шепотом, быстро, медленно, в умеренном темпе.

В этом направлении я веду работу с родителями.

Кроме консультаций по этой проблеме, проводились родительские собрания. Особенно интересно прошло собрание в нетрадиционной форме на тему: «Воспитание любви к народному искусству через колыбельные песни», где вниманию родителей предлагалась консультация по этому вопросу, был проведен тренинг и конкурс для мам «Подари нам свою колыбельную».

Так же проводятся совместные мероприятия с детьми и родителями: посиделки «Осенины», «Колядки», праздники «Масленица».

Устраиваются различные конкурсы, выставки: «Вечер бабушкиной песни», «Чудо – дерево» - выставка вязанных вещей, тут же идет обмен секретами их изготовления, конкурс «Мамина сказка», где мамы рассказывают сказки.

Родители принимали активное участие в создании мини-музея, в сборе старинных предметов, утвари.

Неформальный подход к работе с родителями помогает найти в них единомышленников, создает атмосферу взаимопонимания, помогает в дальнейшей работе.

Выводы:

Рекомендации:

В заключении можно предложить следующие рекомендации:

-при ознакомлении детей с русской народной культурой нужно найти такие методы и формы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно знакомить детей с важнейшими понятиями народной философии и педагогики;

- ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса;

- необходимо создать особую атмосферу деятельности детей, создать среду, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды;

- при отборе фольклорного материала максимально учитывать возрастные возможности детей;

- методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области