Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Развитие конструктивного мышления посредством пособий «Куборо» и «Дары Фребеля».

дошкольник – в игре, в конструктивной деятельности

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение города Новосибирска "Детский сад № 233 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей"

Антонова Ольга Анатольевна,

воспитатель

«Развитие конструктивного мышления посредством пособий «Куборо» и «Дары Фрёбеля».

Уважаемые коллеги, когда речь заходит о таком понятии, как «конструктивное мышление», многие ответят, что с этим вопросом у них все в порядке. Однако тут стоит разобраться поподробнее. Перефразируем английского писателя Бернарда Шоу: «Думают только 2% людей, 3% думают, что они думают, а большинство не думает вовсе». Мышление таких людей можно назвать хаотичным. Оно характеризуется бесконтрольным влиянием окружающей среды на мозговую деятельность человека.

Конструктивный характер деятельности современного человека есть потребность времени. Способность мыслить структурировано становится одним из важных признаков общей культуры человека в современном высокотехнологизированном мире. Конструктивность и логичность это - единственный способ решать профессиональные задачи в любой сфере современной жизни. Независимо от сферы деятельности современному специалисту требуется всестороннее развитие такого вида практического мышления как конструктивно-логическое.

Так для чего предназначается это знаменитое «конструктивное мышление»? В первую очередь для решения обычных жизненных проблем и задач. Основной инструмент – логика, а оценивается конструктивное мышление эффективностью работы. Существует данный тип мозговой деятельности для решения любых жизненных задач или проблем максимально удобным и грамотным способом.

Правильно воздействуя на конструктивное мышление в разные возрастные периоды можно достичь существенных результатов в его развитии:

Именно в детском саду, в самом раннем возрасте малыш знакомится с деталями самого простейшего и гениального конструктора: матрёшкой и пирамидкой. Осваивая все способы и варианты игровых действий с этими игрушками, ребёнок переходит к более сложным конструкциям.

У детей дошкольного возраста конструктивное мышление - это умение видеть объект как бы прозрачным, видеть невидимые линии и части, а также мысленно поворачивать объект, "смотреть" на него с разных сторон, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать).

Конструктивное мышление тесно связано с пространственным мышлением, под которым понимается умение строить модель в уме, мысленно выполнять ее преобразования и воплощать в реальных постройках в процессе конструирования.

Время, выделенное ООП нашего ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО, на НОД по конструированию и формированию элементарных математических представлений не достаточно для развития конструктивного мышления. Это привело к созданию мастерской «Посидим-подумаем», цель которой - развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике и конструирования используя дидактические игры, развивающие упражнения, моделирование.

В данном направлении мы работаем второй год (начали со второй младшей группы), всю работу с детьми строим с учётом данных диагностики, определив зону ближайшего развития детей.

Руководствуясь программой "От рождения до школы", составили план занятий с использованием дидактических игр, развивающих упражнений и моделирования для развития конструктивного мышления у детей дошкольного возраста. (Ознакомиться можно на сайте нашего ДОУ в разделе «Методическая копилка»). Основанием для подбора дидактических средств послужило выделение А.В.Белошистой этапов конструктивной деятельности. Как отмечает А.В.Белошистая, наиболее удобным математическим содержанием для реализации конструктивного мышления является материал геометрического характера. Поэтому центр конструирования оснащен разнообразными видами пособий и конструкторов: магнитный, Lego, блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, а так же играми –головоломками, в том числе сделанными своими руками.

Особенностью наших занятий является использование игрового набора «Дары Фребеля» и конструктора «Куборо»

Фребель изобрел систему раннего развития, основанную на так называемых «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. На сегодня в состав «Даров Фребеля» входит 14 модулей, изготовленных из экологически чистого материала – дерева, упакованных в пронумерованные деревянные ящики и комплект методических пособий по работе с игровым набором, всего 6 книг (вводная методическая брошюра и 5 книг с комплектами карточек – игр, всего 80 карточек).

Познакомив детей с игровым материалом «Дары Фребеля» и проведя ряд игр, мы отметили, что дети проявляют большой интерес к этому пособию. Они взаимодействуют со взрослыми и друг другом, работают в парах, группах и индивидуально, четко действуют по инструкции педагога. Творчески подходят к выполнению заданий, а работая в парах, учатся договариваться друг с другом. Ребенок, увлеченный игрой с «дарами», не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности. Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фребелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями, что в результате мы и сделали.

Cuboro – это деревянный конструктор-игра, который предоставляет равные возможности для проявления своих способностей абсолютно всем. Набор состоит из кубиков с гранью 5 см, выполненных из экологически чистого высококачественного швейцарского бука, и 5 прочных стеклянных шариков. Кубические элементы с 12 различными функциями можно использовать в любых комбинациях. В кубиках прорезаны отверстия – прямые, либо изогнутые желоба и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек-лабиринтов различных форм, которые приведут шарик от начала до конца маршрута.

В зависимости от возраста ребёнка «Куборо» может удовлетворять различным запросам:

Cuboro сопровождается методическими рекомендациями на всех уровнях развития детей, от построения базовых конструкций до сложных многоуровневых лабиринтов.

Мы занимаемся с Cuboro первый год, поэтому дети только знакомятся со строительными элементами конструктора, это главная часть работы с «Cuboro», так как каждый кубик имеет свой номер, и ребенок должен знать, как выглядит кубик под определенным номером. Закрепление этих знаний у детей проводилось с помощью игр:

- нахождение кубика по номеру;

- нахождение кубика по его описанию;

- нахождение кубика на ощупь (черный ящик, волшебный мешочек).

Во втором полугодие дети начали строить простые фигуры на плоскости из желобов с помощью схем. На этом этапе они учатся сортировать кубики по предложенной инструкции, например, проводились такие игры, как: разделите конструктор «Cuboro» на три части, кубики с прямыми желобами, с изогнутыми желобами и все остальные.

В старшем возрасте мы перейдём к построению вертикальных фигур с опорой на инструкцию. Также будем учимся работать по схеме построения. Далее - к созданию фигур по заданному контуру, проведению различных опытов с ускорением шарика.

Примеры игр и заданий:

"Собери бусы", «Кто быстрее соберет бусы».

Цель: Развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину, находить предметы с заданными свойствами и группировать их по двум признакам; конструктивное мышление.

«Лабиринт для Мышки».

Цель: обучать обыгрывать постройки, объединять их по сюжету. Учить помогать окружающим.

"Дорисуй"

Цель: Развитие творческого воображения, логико-конструктивного мышления, умения предвидеть результаты деятельности, сравнивать.

"Сложи квадрат"

Цель: Развитие конструктивного мышления, сообразительности, смекалки, ориентации на плоскости.

( Задания могут варьироваться: разложить кусочки квадратов по цвету; сложить из кусочков целый квадрат; придумать новые квадратики).

«Мы – строители».

Цель: дать возможность продемонстрировать накопившийся опыт в построении не сложных построек, проявить свою фантазию, исследовательски подходить к решению проблемы.

"Собери лестницу"

Цель: Развитие конструктивных умений, сообразительности, ориентации на плоскости, арифметических навыков.

"Составь картинку"

Цель: Составление простых сюжетов путём комбинирования цвета и формы.

«Силуэт»

Цель: Развитие образного мышления, умения предвидеть результаты деятельности, сравнивать.

Для активного участия родителей наших воспитанников в развитии конструктивного мышления детей подготовили консультации: «Развитие мышления у дошкольников», «Дары Фребеля»- это интересно», «Логика в детском саду» и др., провели родительское собрание «Конструктивно-логическое мышление дошкольника», посвященное логике, с непосредственным участием родителей, где они наглядно видели материал, а в некоторые упражнения и игры проиграли сами.

Таким образом, результативная работа мастерской «Посидим-подумаем» говорит о практической значимости использования игрового набора «Дары Фребеля» и конструктора «Куборо» как одних из средств развития конструктивного мышления детей. Эти дидактические материалы, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны и интересны детям, их родителям, а также воспитателям.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области