Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 г. Иркутска
Безопасность вокруг нас!
Проект на тему:
« социально – коммуникативное развитие младших дошкольников как средство формирования основ безопасности»
Срок реализации 01.09.2020 г. – 30.05.2021 г.
Автор проекта: Троянова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
г.Иркутск – 2021 г.
Краткая аннотация проекта
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается ребёнок. Это многообразие не всегда является образцом для детей. Поэтому, у них формируются противоречивые представления о безопасном образе жизни. Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с летальным исходом, год из года возрастает. Реализуя этот проект, я попытаюсь довести до детей тот минимум который необходим для безопасной жизнедеятельности. В ходе реализации проекта будет осуществляется: чтение и рассматривание познавательной, художественной литературы, аппликации, игры, беседы, продуктивная творческая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Рассматривание проблемных ситуаций. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание альбома, иллюстраций, познавательной литературы, творческая продуктивная деятельность. Также будет проведена работа с родителями через анкетирование, консультации, создание памяток и буклетов по безопасности.
Актуальность проекта
Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Содействовать формированию безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности ребёнка, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой и пр. вызывают множество проблем.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома. Именно поэтому изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» актуально в современном дошкольном образовании.
Проблема
У детей недостаточно информации о потенциально опасных для человека ситуациях. У малышей не сформированы правила поведения в природе и окружающем мире. Дети не осознают значимости укрепления здоровья. Взрослые мало рассказывают о разностороннем мире и его опасностях.
Цели и задачи проекта
Цели :
Задачи:
Формы организации работы с детьми
Продукты проекта
Прогнозируемые результаты
Дети должны знать:
-об опасностях окружающего мира (дети и дорога, огонь, один дома);
-причины пожара;
-сигналы светофора, некоторые знаки дорожного движения;
Дети должны уметь:
-объяснять и давать оценку в правилах дорожного движения;
-проявлять интерес к правилам здоровьесберегающего поведения.
Дети должны иметь представление:
-о правилах безопасного поведения в доме, на улице и в природе;
-об использовании своих знаний в экстренных случаях;
-о спасательных службах (пожарная часть, скорая помощь, полиция).
1 этап- подготовительный(срок 01.10.2020 – 30.11.2020)
Цель: формирование мотива у детей к предстоящей деятельности, постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов по теме проекта.
Формы организации работы 1 этапа
-составление проекта «Безопасность вокруг нас»,
-составление плана совместных мероприятий педагогов и детей;
-подбор методической и художественной литературы;
-разработка конспектов совместной деятельности педагога с детьми;
-подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно-ролевых игр;
-составление анкет для родителей;
-оформление наглядной информации для родителей;
-работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2 этап- практический(срок 1.12.20 - 24.04.2021)
цель: обогащение представлений детей о безопасном поведении в окружающем мире через поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Социально-коммуникативное развитие:
• Беседы:
«Правила поведения на дороге»,
«Спички -не игрушка, огонь не забава»,
«Один дома»,
«Я и моё здоровье».
• Настольные игры:
«Знаки дорожного движения»,
«Огнеопасные предметы».
• Дидактические игры:
«Разрешается-запрещается»
«Красный - зеленый»
«Слушай - запоминай»
«Угадай профессию»
• Сюжетно-ролевые игры:
«Мы- шофёры»,
«Мы пожарные»,
«Медицинский центр».
Художественно-эстетическое развитие:
• Аппликация «Светофор»,
• Рассматривание картинок:
«Азбука безопасности на дороге»,
«Пожарная безопасность»
«Моё здоровье- моё богатство».
Познавательное развитие:
• Совместная деятельность:
драматизация сказки «Кошкин дом»,
Физическое развитие,подвижные и малоподвижные игры:
«Цветные автомобили»,
«Светофор»,
«Весёлый пешеход»,
«Пожарные на учениях»,
«Самолёты»,
«Мышеловка».
3 этап- оценочно-рефлексивный(25.04.21-30.04.21)
Цель: обобщение знаний детей о безопасности окружающего мира.
Задачи:
1.Закрепить знания детей об осторожном и осмотрительном отношении к потенциально опасным для человека ситуациям;
2.Закреплять знания детей о предметном мире дома и правильном безопасном использовании его;
3.Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель;
4.Создать у детей радостное настроение при участии в досуге, желание познавать окружающий мир.
4 этап – презентационный (1.05-30.05.21)
• Оформление лэпбуков по проекту «безопасности».
Взаимодействие с родителями
Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс на основе педагогического сотрудничества.
Задачи:
1.Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.
2. Формировать представление родителей о значимости совместной деятельности с детьми, о полезной и вредной пище, о соблюдении навыков гигиены и т.д.
3. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
4. Привлечь родителей к подготовке материала, пособий, атрибутов.
Оформление памяток для родителей:
«Причины детского дорожного травматизма»,
«Памятка для родителей: безопасный Новый Год»,
«Безопасность на водоёме в летний период»,
«Правила перевозки детей в автомобиле»,
«Памятка для родителей по ПДД»,
«Памятка для родителей-водителей».
Изготовление папок-передвижек:
«01-101 телефон пожарной охраны»,
«Безопасность на улице».
Индивидуальные и групповые консультации
«Игра, как средство воспитания», «Родители- пример для подражания», «Чему мы можем научить?»
Совместная деятельность детского сада и семьи
Рекомендации по чтению художественной и познавательной литературы. Совместная художественно-творческая деятельность. Составление памяток, рекомендаций, папок-передвижок. Оформление лэтбуков и материала по проекту. Анкетирование родителей.
Итоги проекта
По итогам реализации проекта «Безопасность вокруг нас» предполагается достичь результаты: как обогащение опыта детей в сфере социального воспитания путём использования разных методов и приёмов. Увлечь детей познанием объектов окружающего мира, поиску ответов на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи; уверенно называть правила безопасного поведения в доме, на улице и в природе.
Обеспечение проекта
1.Методическая литература
• Авдеева Н.Н. «Безопасность» С-Петербург, Детство-Пресс,2002.
• Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд.: ЦГЛ Москва,2003.
• Извекова Н.А. «Правила дорожного движения».
2. Детская художественная литература
• Чуковский К.И. «Федорино горе», «Путаница»
• Михалков С. «Трезор»
• Маршак С.Я. «Пожар», «Кошкин дом»
• Толстой Л.Н. «Пожарные собаки»
• Жидков Б. «Пожар в море», «Дым», «Пожар»
• Стихи, загадки по ПДД и пожарной безопасности
3. Дидактический демонстрационно-наглядный материал
• Знаки дорожного движения
• Картинки по пожарной безопасности
• Картинки по ПДД
• Картинки «Один дома»
• Уголок по пожарной безопасности
. Уголок по ПДД
4. Настольно-дидактические игры
«Знаки дорожного движения»,
«Огнеопасные предметы».
«Разрешается-запрещается»
«Красный - зеленый»
«Слушай - запоминай»
«Угадай профессию»
«Птицы и автомобиль»