Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха
и произносительной стороны устной речи.
1 класс
Тема: « Автоматизация звука[Р]. Дифференциация звуков [Ж – Ш]. Текст « Забавы зимой».
учитель – дефектолог Каменева Анна Владимировна
ГБПОУ «Технологический колледж № 21» Школа для обучающихся с ОВЗ по слуху
25.12. 2019 г.
Тема: « Автоматизация звука[Р]. Дифференциация звуков [Ж – Ш]. Текст « Забавы зимой».
Цели:
1. Автоматизировать звук Р на материале слов, фраз, предложений, стихотворений.
2. Дифференцировать звуки Ж- Ш на материале, включающем эти звуки. Упражнять в умении различать и воспроизводить эти звуки на слух в знакомых словах и фразах.
3. Вырабатывать умение различать текст по предложениям , опознавать знакомый и незнакомый речевой материал по теме занятия.
4. Учить соблюдать знаки орфоэпии при произнесении и чтении слов.
5. Формировать и развивать навык восприятия ( на слухо – зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи.
6. Развивать мышление, внимание, связанную речь, интерес к занятиям.
Коррекционные задачи:
Развитие слухового восприятия
- Тренировать слуховую память детей .
- Учить различать слова и короткие фразы на слух и слухо-зрительно.
- Учить понимать обращённую речь.
Обучение произношению
- Поощрять речевую активность
- Учить произносить речевой материал в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи.
-Формировать словарный запас речи, который заключается в планомерном развитии значений слов и словосочетаний, активизации различных речевых умений в условиях реальных ситуаций общения, развитие разнообразных видов речевой деятельности (говорения, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия, слушания)
Ход занятия.
Организационный момент | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационый момент | Здравствуй! - Как тебя зовут? - Как твоя фамилия? - Сколько тебе лет? - Как зовут твою маму? - Как зовут твоего папу? - Какой сейчас месяц? | Здравствуйте…. Меня зовут… Моя фамилия… Мне….лет Маму зовут…. Папу зовут…. Декабрь. |
2 Постановка цели занятия. | Сегодня мы будем хорошо говорить звуки [р ], [ж], [ш] | |
3. Автоматизация звука [р] в слогах и словах. | Повтори слоги и слова. АРА – АРА – ГОРА АРО – АРО – КОРОВА АРЫ – АРЫ – ШАРЫ УРА – УРА - БУРАТИНО | Ребёнок проговаривает слоги со словами. |
4. Автоматизация звука [р] во фразах. | Посчитай баранки у Буратино. | Ребёнок проговаривает слова и раскрашивает баранки. Одна баранка, две ….., три …. |
5. Автоматизация звука [р] в стихотворениях. | Игра «Собери лото». Убери лишние картинки. - Сложи лото. - Назови машины. - Обобщи одним словом.(Транспорт) - Выбери картинку, прочитай стихотворение. | Ребёнок проговаривает слова ( трактор, мотоцикл, паровоз, троллейбус), делает обобщение. Читает стихотворение. |
6. Дифференциация Ж-Ш в словах | Педагог предлагает ребёнку учебные вещи и игрушки На слух ( за экраном) Будем слушать. -дай карандаш -дай ножницы -дай лягушку -дай машину - дай жирафа -Покажи | Ребёнок находит заданный предмет на слух (за экраном): - вот карандаш - вот ножницы - вот жираф - вот лягушка - на машину - на карандаш |
Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ж. Слушай: Жар – шар, ежата – мышата, петушок – дружок, уши – ужин, пружинка – пушинка, ближе – дальше, выше – ниже. | Ребёнок хлопает на нужный звук. | |
7. Дифференциация Ж-Ш в словах | Прочитай предложения. На ужин Маша ела кашу. У машинки сломалась пружинка. В комнате душно, нужно открыть окошко. | Ребёнок читает предложения. |
8. Материал учебных дисциплин. | Помоги собачке с уроком математики: - Считай от 1 до 6. - Послушай и повтори : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. - Нарисуй 3 мяча. - Зачеркни один мяч. - Сколько мячей осталось? - К 3 прибавь 3. - От 6 отними 1. - К 4 прибавь 2. - Какое число больше 6 или 5? - Какое число меньше ? Повтори: 6 больше, чем 5. | Ребёнок отвечает на вопросы и выполняет задания. |
9. Работа с текстом « Забавы зимой» | - Какое время года? - Слушай и повторяй. Прослушивание по фразам. Текст « Забавы зимой» Пришла зима. Летит пушистый снег. На дворе большие сугробы. Серёжа и Вася взяли коньки. Они побежали на каток. Ребята катаются с горки на санках и лыжах. На дворе малыши играют в снежки, лепят снежную бабу. Весело ребятам зимой! Ответы на вопросы. - Какое время года наступило? - Как зовут мальчиков? - Куда побежали Серёжа и Вася? - Что делают малыши? - У тебя есть санки, коньки, лыжи? | Зима. Ребёнок повторяет предложения. Отвечает на вопросы. |
10. Работа по теме « Новый год» | Вопросы: - Какой скоро праздник? - Это для кого праздник? - Что делают ребята на Новый год? - Ты знаешь стихотворение про Новый год? Расскажи , пожалуйста, стихотворение, которое ты знаешь? - Молодец. | Ответы: -Новый год. -Для всех. -Танцуют, играют, читают стихи. -Да. Ребёнок читает стихотворение: Новый год! Новый год! Ждали мы тебя весь год. В школу мы уже пришли, Стали мы ученики. Знаю, Дед Мороз придёт , И подарки принесёт: Мне –машинку, Соне – куклу, Мише – Лего, поиграть, А Виталику и Грише – робота, чтобы собрать! |
11.Подведение итогов | -Что ты делал? -Ты занимался хорошо. -Умница! | -Я говорил -Я слушал -Я играл |