Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Творческий проект "Я научилась просто, мудро жить" Анна Андреевна Ахматова

Цель заинтересовать подростков в чтении поэзии Анны Ахматовой Задачи 1. изучить биография Анна Ахматовой 2. изучить творчество Анны Ахматовой 3. узнать темы и проблемы творчества Анны Ахматовой.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Новомосковский музыкальный колледж имени М.И.Глинки»

Творческий проект

«Я научилась просто, мудро жить…» (Анна Андреевна Ахматова)

Студентки II курса

Специальности «Инструментальное

исполнительство»

по виду «Фортепиано»

Данцевой Анны

Руководитель проекта: Чекалова Т.М. –

преподаватель русского языка и литературы

Новомосковск, 2020- 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение…………………………………………………………………………….3

1.1 Актуальность

1.2 Цели

1.3 Задачи

II. Теоретическая часть……………………………………………………………....4

2.1 Биография

III. Практическая часть

IV. Заключение……………………………………………………………………...13

4.1 Итоги

4.2 Список литературы

I. Введение

Актуальность проекта: в современном мире всегда остается место классике: как классической музыке, так и классической литературе. Мы не можем забыть все, что было написано нашими предками, ведь через чтение написанных ранее книг мы узнаем историю так, как видели ее писатели. Это гораздо интересней, чем изучать ее на уроках истории, ведь в литературу она приходила сквозь чувства людей, сквозь их творчество. В каждом стихотворении мы можем увидеть как частичку истории, так и частичку души автора. Таким образом, в современном мире нам необходимо знакомиться с классической литературой.

Цели проекта: заинтересовать подростков в чтении поэзии Анны Ахматовой.

Задачи проекта:

1. изучить биографию Анны Ахматовой;

2. изучить творчество Анны Ахматовой;

3. узнать темы и проблемы творчества Анны Ахматовой.

II. Теоретическая / практическая часть

2 слайд (портрет Анны Ахматовой, эпиграф)

Дар поэта невозможно забрать, кроме таланта ему ничего не нужно.
А.Ахматова

Анна Ахматова писала о себе, что родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого и Эйфелевой башней. Она стала свидетелем смены эпох — пережила революцию 1905 и 1907 г., две мировые войны и блокаду Ленинграда

Анна Ахматова родилась в 1889 году под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому еще в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним — Ахматова.

3 слайд (цитата Анны Ахматовой)

«Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем».

Анна Ахматова

4 слайд (фотография Царско-сельской гимназии)

Детство Анны Ахматовой прошло в Царском Селе. Как вспоминала поэтесса, читать она научилась по «Азбуке» Льва Толстого, по-французски заговорила, слушая, как учитель занимался со старшими сестрами. Свое первое стихотворение юная поэтесса написала в 11 лет.

Ахматова училась в Царско-сельской женской гимназии «сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно».В 1905 году она была на домашнем обучении. Семья жила в Евпатории. В следующие годы девочка переехала к родственникам в Киеве, где окончила гимназию, а затем записалась на юридическое отделение Высших женских курсов.

5 слайд (фотография Николая Гумилева, картинка письма)

В Киеве Анна начала переписываться с Николаем Гумилевым, который ухаживал за ней еще в Царском Селе. В это время поэт находился во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус». В 1907 году на страницах «Сириуса» вышло первое опубликованное стихотворение Ахматовой 

6 слайд (текст стихотворения «На руке его много блестящих колец…»

«На руке его много блестящих колец —
Покоренных им девичьих нежных сердец.

Там ликует алмаз, и мечтает опал,
И красивый рубин так причудливо ал.

Но на бледной руке нет кольца моего,
Никому, никогда не отдам я его.

Мне сковал его месяца луч золотой
И, во сне надевая, шепнул мне с мольбой:

«Сохрани этот дар, будь мечтою горда!»
Я кольца не отдам никому, никогда.»

7 слайд (фотография Николая Гумилева с Анной Ахматовой)

В апреле 1910 года Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались — под Киевом, в селе Никольская Слободка.

8 слайд (герб «Бродячей собаки»)

После возвращения в Петербург Ахматова поступила на Высшие историко-литературные курсы. В начале своего творчества она пошла путем акмеизма — представляла новое литературное течение, которое противостояло символизму XIX века. Ахматова вместе с Н.Гумилевым, С.Городецким, О.Мандельштамом и другими поэтами провозглашала культ конкретности, материальность, «вещественность» литературных образов. В тот период она писала много стихов и быстро стала популярной в поэтических кругах. Первую известность поэтессе принесло выступление в литературном кабаре «Бродячая собака».

9 слайд (схема изобразительных средств стихотворений)

Стихотворения Анны Ахматовой предметны, наполнены вещами. В соответствии с поэтикой акмеизма все вещи в ее стихах не превращаются в аллегорию, а означают лишь то, что означают. Предметные детали важны тем, что соотносятся с душевным состоянием лирической героини. Автор стихотворных строк говорит о формах, объеме, звуках, запахах, вкусе:«Ива на небе пустом распластала / веер сквозной»; «В пушистой муфте руки холодели»; «Влажно пахнут тополя»; «Едкий, душны запах дегтя, / Как загар, тебе идет»; «Свежо и остро пахли морем / На блюде устрицы в саду».

Нередко автор обращается к символу, но делает это иначе, чем символисты. Символы в стихотворениях Ахматовой лишены мистического начала, часто замещаются предметными образами. Поэт расширяет смысловые границы слова, обращается к психологической детали.

10 слайд (фотография Анны Ахматовой с сыном)

В 1912 году поэтесса родила сына – Льва Гумилева – будущего ученого. И в этом же году вышел первый сборник стихов Анны Ахматовой – «Вечер»

11 слайд (обложка сборника стихов «Вечер», текст стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…»)

Сжала руки под темной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?"
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру".
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".

— литературная петербургская публика восприняла сборник с большим интересом.

Перед началом Первой мировой войны Анна Ахматова опубликовала второй сборник стихотворений — «Четки».

12 слайд (текст стихотворений «Я научилась просто, мудро жить…», «Не будем пить из одного стакана…»)

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.–
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
1912

Не будем пить из одного стакана
Ни воду мы, ни сладкое вино,
Не поцелуемся мы утром рано,
А ввечеру не поглядим в окно.
Ты дышишь солнцем, я дышу луною,
Но живы мы любовию одною.

Со мной всегда мой верный, нежный друг,
С тобой твоя веселая подруга.
Но мне понятен серых глаз испуг,
И ты виновник моего недуга.
Коротких мы не учащаем встреч.
Так наш покой нам суждено беречь.

Лишь голос твой поет в моих стихах,
В твоих стихах мое дыханье веет.
О, есть костер, которого не смеет
Коснуться не забвение, ни страх.
И если б знал ты, как сейчас мне любы
Твои сухие розовые губы!
1913

Ей казалось, что эта книга любовной лирики могла бы «потонуть» в мировых событиях того времени. Однако в течение следующего десятилетия сборник переиздавался восемь раз.

13 слайд (цитата Анны Ахматовой)

«В начале мая петербургский сезон начал замирать, все понемногу разъезжались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из ХlХ века сразу попали в ХХ, все стало иным, начиная с облика города.»

- Писала А.Ахматова

В 1914 году Николай Гумилев ушел на фронт, и Анна Ахматова проводила много времени в Слепневе — имении Гумилевых в Тверской губернии. Здесь она написала большую часть стихотворений, которые вошли в следующий сборник — «Белая стая», опубликованный в 1917 году.

14 слайд (обложка сборника стихотворений «Белая стая», текст стихотворения «Думали, нищие мы…»)

«Белую стаю» открывало стихотворение «Думали: нищие мы…» 1915 года — тогда поэтесса заговорила о первых военных потерях:

Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так сделался каждый день
Поминальным днем, —
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве.

15 слайд (текст стихотворений «Родилась я ни поздно, ни рано…», «Земной отрадой сердца не томи…»)

В стихотворениях книги «Белая стая» резко усилилась религиозность Ахматовой. При этом она не занималась модным в то время богоискательством или богостроительством, не пыталась переосмыслить традиционные религиозные мотивы. В стихах молодой Ахматовой говорило народное православие. Вера поэта во многом определила ее мировосприятие. Одна из важнейших тем поэзии Ахматовой – грех («Все мы бражники здесь, блудницы…»; «Я и плакала, и каялась…»; «царско-сельской веселой грешнице» и т.д.) Самым страшным грехом для нее являлся обман:

Родилась я ни поздно, ни рано,

Это время блаженно одно,

Только сердцу прожить без обмана

Было Господом не дано.

(«Родилась я ни поздно, ни рано…», 1913)

В православной народной традиции полная правды жизнь ассоциируется прежде всего с кротостью, нищетой, самоотречением. Такой же представляется она и Анне Ахматовой:

Земной отрадой сердца не томи,

Не пристращайся ни к жене, ни к дому,

У своего ребенка хлеб возьми,

Чтобы отдать его чужому.

(«Земной отрадой сердца не томи…», 1921)

Высшей точки этот тон отречения от всех земных благ, монашества достиг в «Белой стае» и «Anno Domini». Одной из характерных черт поэзии Ахматовой является соединение традиционного, искреннего благочестия и неподдельной любовной страсти.

16 слайд (фотография Анны Ахматовой, текст стихотворения «Из памяти, как груз отныне лишний…»)

В стихотворениях «Белой стаи» произошел переход от личных переживаний к выражению судьбы страны. Поэзия А.Ахматовой становилась постепенно «символом величия России». В стихах появились детали среднерусского пейзажа: «крики журавлей и черные поля», «липы шумные и вязы» и т.д. Вместе с этим пришло ощущение родной страны, мотив судьбы Родины. В стихах тончайшего лирика Ахматовой прозвучал отклик на начало Первой мировой войны. Поэт передала свою сопричастность событиям, происходившим в стране:

Из памяти, как груз отныне лишний,

Исчезли тени песен и страстей.

Ей – опустевшей – приказал Всевышний

Стать страшной книгой грозовых вестей.

(«Памяти 10 июля 1914», 1916.)

На протяжении всего творческого пути очень важной оставалась для Ахматовой любовная лирика. Тема любви объединила «Белую стаю» и «Подорожник», включившую в себя в основном произведения, созданные 1917-1919 годах. Здесь славится любовь, переданы счастливые, яркие переживания лирической героини.

17 слайд (фотография Анны Ахматовой)

Огромным горем для Анны Ахматовой стало начало Первой мировой войны:

Мы на сто лет состарились, и это

Тогда случилось в час один…

(«Памяти 19 июля 1914», 1916)

С этого момента в поэзии Анны Ахматовой появляется жанр плача. Российская история предстала в ее творчестве как череда плачей по убитым и расстрелянным на Первой мировой и Гражданской войне. Есть у Ахматовой и стихотворение«Причитание» (1922)– плач по всей русской церкви:

И, крылом задетый ангельским,

Колокол заговорил.

Не набатным, грозным голосом,

А прощаясь навсегда.

Революцию Анна Ахматова не приняла, однако решение не эмигрировать было единственно возможным для поэта. Она воспринимала собственную жизнь как служение своему народу, своему языку. Покинуть родину – значило отречься от нее и от себя. Уехавшие для нее становились изгнанниками:

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

(«Не с теми я, кто бросил землю…», 1922)

Ахматова приняла свою долю в духе традиционного христианства – как посланное ей свыше великое испытание. Судьба поэта – разделять участь своего народа, и только в этом случае он достоин звания поэта.

18 слайд (цитата Анны Ахматовой)

В 1921 году Гумилева арестовали, а затем расстреляли — поэта обвинили в причастности к контрреволюционному заговору. Ахматова писала в дневнике: «Блок, Гумилев, Хлебников умерли почти одновременно. Ремизов, Цветаева и Ходасевич уехали за границу, там же были ШаляпинМихаил Чехов и половина балета».

19 слайд (обложки сборников стихотворений «Подорожник», «Anno Domini MCMXXI»)

Год потрясений и утрат стал плодотворным для поэтического творчества Ахматовой. В апреле 1921 года вышел новый сборник стихов «Подорожник», а в октябре — книга «Anno Domini MCMXXI» (в переводе с латинского — «В лето господне 1921-го»).

20 слайд (фотография и цитата Анны Ахматовой)

В 30-е годы был дважды арестован Лев Гумилев. В 1938 году его приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. О чувствах жен и матерей «врагов народа» — жертв репрессий 1930-х годов — Ахматова позже написала одно из своих знаменитых произведений — автобиографическую поэму «Реквием». Как писала Ахматова, «такой судьбы не было еще ни у одного поколения».

В 1939 году поэтессу приняли в Союз советских писателей.

Перед войной вышел шестой сборник Ахматовой — «Из шести книг». «Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде», — писала поэтесса в воспоминаниях. Ахматову эвакуировали сначала в Москву, затем в Ташкент — там она выступала в госпиталях, читала стихи раненым солдатам и «жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте». В Северную столицу поэтесса смогла вернуться лишь в 1944 году.

21 слайд (цитата Анны Ахматовой)

«Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе… Проза всегда казалась мне и тайной, и соблазном. Я с самого начала все знала про стихи — я никогда ничего не знала о прозе».

- писала Анна Ахматова

22 слайд (рисунок Анны Ахматовой и Николая Гумилева, текст стихотворения «Не страшно под пулями мертвыми лечь…»)

Великую Отечественную войну Ахматова восприняла как искупление народом греха революции безбожия. Ее стихи военных лет написаны в духе времени, однако ничего не свойственного Ахматовой в этих произведениях нет.

Не страшно под пулями мертвым лечь,

Не страшно остаться без крова, -

Но мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

(«Мужество», 1942)

«Великое русское слово выступает как символ народа. Стихотворение обращено к вечному, и эта главная идея сконцентрирована в его последнем слове. Во время войны на первый план выдвинулись общечеловеческие ценности, всегда важные для Ахматовой: дом, семья, родина, товарищество. Об этом она и писала. Ее идея заключалась не только в патриотизме, но и в том, что народ совершает величайший духовный подвиг.

Стихотворения Ахматовой в целом производят впечатление лирической исповеди, и кажется, что все они – о ее личной жизни, о сокровенном. Для нее действительно жизнь и поэзия были очень тесно сплетены. Творчество поддерживало ее в годы несчастий.

Поэзия придает значение тому, что не очень-то ценится в обычной жизни:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда…

(«Мне ни к чему одические рати…», 1940)

Тема творчества, поэта и поэзии, традиционная для русской литературы, очень важна для Анны Ахматовой. Истинно художественное произведение Ахматова всегда воспринимала как «продиктованное» кем-то, «подслушанное» у музыки, природы, Музы.

23 слайд (текст стихотворения «Поэт»)

Подумаешь, тоже работа, -

Беспечное это житье:

Подслушать у музыки что-то

И выдать шутя за свое.

(«Поэт», 1959)

В первом стихотворении цикла «Тайны ремесла», «Творчество», описывается творческий процесс поэта. Вокруг единственного, «все победившего» звука так тихо, что «слышно, как в лесу растет трава». Строки рождаются сами, просто «ложатся в белоснежную тетрадь».

В годы Великой Отечественной войны Ахматова создала ряд патриотических стихотворений, что укрепило ее положение в литературе.

Однако в 1946 году было вынесено специальное Постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» — за «предоставление литературной трибуны» для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Оно касалось двух советских писателей — Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Их обоих исключили из Союза писателей.

24 слайд (фотография газеты с постановлением)

«Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе»».

(Отрывок из Постановления оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»)

Но в 1951 году поэтессу восстановили в Союзе писателей.

25 слайд (цитата Анны Ахматовой)

Анна Ахматова вспоминает:

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

В 1962 году поэтесса завершает работу над «Поэмой без героя», которую писала в течение 22 лет. Как заметил поэт и мемуарист Анатолий Найман, «Поэма без героя» написана Ахматовой поздней об Ахматовой ранней — она вспоминала и размышляла об эпохе, которую застала.

26 слайд (схема премий Анны Ахматовой)

В 1960-е годы творчество Ахматовой получило широкое признание — поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почетного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошел вечер, посвященный 75-летию поэтессы. На следующий год вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм — «Бег времени».

Болезнь заставила Анну Ахматову в феврале 1966 года переехать в подмосковный кардиологический санаторий. В марте она ушла из жизни. Поэтессу отпели в Никольском морском соборе Ленинграда и похоронили на Комаровском кладбище.

27 слайд (цитата Никиты Струве)

Март 1966 г.

«… умолк неповторимый голос Анны Ахматовой, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, — с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой».

(Профессор-славист Никита Струве)

IV. Заключение

Мы изучили биографию Анны Ахматовой, темы и проблемы ее творчества. Стал более понятен характер ее стихотворений.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области