Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Выступление из опыта работы «Реализация социальных проектов как средство приобщения детей к социокультурным нормам»

Главная задача дошкольной организации - создание оптимальных условий для развития личности ребенка. Основной целью является формирование у дошкольника социально-нравственных ценностей и воспитание личности с активной жизненной позицией, со стойкими нравственными привычками.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Реализация социальных проектов как средство приобщения детей к социокультурным нормам»

Зам. зав. по УВР

Ермолаева Е.С.

МАДОУ№20

«Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет,

а далее идет только обработка человека».

А. С. Макаренко 

«Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли,

каждый человек,

с которым формирующаяся

личность соприкасается»

В. А. Сухомлинский

В соответствии с законом «Об образовании» в Российской Федерации дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, и с внедрением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из основных принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Изменился социальный статус дошкольного детства. Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как резерв последующих ступеней образования.

Главная задача дошкольной организации - создание оптимальных условий для развития личности ребенка. Основной целью является формирование у дошкольника социально-нравственных ценностей и воспитание личности с активной жизненной позицией, со стойкими нравственными привычками.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для социокультурного развития - перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, взаимоотношений с окружающими, осваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила. Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Система социокультурного развития предполагает наличие у подрастающего поколения уважения к родному языку, к самобытной русской культуре и ценностям, к отечественной истории.

Безусловно, в качестве первичного института формирования социокультурных ориентиров личности выступает семья, однако более глубокое развитие и воспитание осуществляется на этапах дошкольного воспитания.

В 2020г. наше дошкольное учреждение сталопобедителемконкурса социальных проектов в рамках благотворительной программы "Мир новых возможностей", проводимого компанией ПАО "ГМК "Норильский Никель".

Проект «Семейный спортивный клуб «Олимпик» направлен на повышение уровня здоровья дошкольников, через приобщение семей к активному образу жизни, спорту, соревновательной деятельности, создание условий для организации спортивного семейного досуга с целью сплочения детей и родителей.

В группах было проведено анкетирование родителей по теме:«Условия формирования здорового образа жизни в семье».

Акцент был сделан в трех направлениях:

- определение родителями образа жизни в семьях;

- влияние на ребенка с целью формирования привычки ЗОЖ на данном возрастном этапе;

- необходимость обеспечения родителей дополнительной информацией со стороны педагогов дошкольного учреждения по вопросу формирования ЗОЖ у детей.

Результат анкетирования показал, что 94% родителей определяют образ жизни в семьях, как «здоровый». Большинство семей согласны с необходимостью изучения литературы по ЗОЖ и использованием полученных знаний в процессе воспитания детей. Выразили мнение, что на данном возрастном этапе необходимо воздействие на ребенка с целью формирования привычки ЗОЖ- 85% родителей. Высказались о необходимости дополнительной информации со стороны педагогов детского сада по вопросу формирования ЗОЖ у детей- 75% опрошенных семей.

Исходя из полученных результатов, было принято решение систематизировать работу по формированию здорового образа жизни детей и родителей.

Мною была проведена большая работа с педагогами: разработаны рекомендации совместной деятельности педагогов, детей и родителей воспитанников по формированию основ толерантности и воспитанию таких качеств личности как доброта, милосердие, сострадание, доброжелательность, воспитанию нравственных чувств, развитию нравственной и правовой культуры для дальнейшего обучения в школе, на оптимизацию детско-родительских отношений, на развитие коммуникативных способностей детей и родителей.

Взаимодействие педагогов с детьми направлено на освоение и практическое применение воспитанниками способов толерантного взаимодействия, в процессе которого формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром сверстников (в том числе разных национальностей), развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом, а так же формирование навыков культурного поведения в игре, в общественных местах, умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

Различные игровые и практические/педагогические ситуации, традиции группы обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия: такие, как «Наша забота нужна всем»,«Научи своего друга тому, что умеешь сам»  - показывают, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим, ситуации гуманистического выбора - ребенок ставится в ситуацию выбора: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие, ситуации проблемного характера, типа: «Как быть? Что делать?»,способствуют проявлению сопереживания и сострадания, способствуют развитию взаимопомощи, дети проявляют внимание друг к другу, сотрудничают. Дошкольники, ежедневно видя перед собой энергичных, спортивных и весёлых товарищей, учатся верить в себя и быть оптимистами.

Дошкольное учреждение использует разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, направленные на формирования привычки ЗОЖ и одной из них является организация «Семейного спортивного клуба «Олимпик».

Реализация проекта предполагала непосредственное участие родителей и детей в совместных мероприятиях по формированию ЗОЖ, но из – за угрозы распространения коронавируса, мероприятия прошли без запланированного количества участников и только на территории дошкольного учреждения.

Главным инструментом в работе педагогов стали информационно – коммуникационные сети, деятельность была организована в форме дистанционного взаимодействия с воспитанниками при непосредственном участии родителей.

Родителям совместно с детьми, было предложено выбрать эмблему, герб и флаг для клуба, а так же талисман клуба. Дети всегда рады совместному творчеству, испытывают гордость за своих родителей. Совместная деятельность способствовала укреплению детско-родительских отношений, обогащению опыта совместной деятельности через совместное творчество.

Опытом по сохранению и укреплению здоровья детей, родители поделились, участвуя в конкурсе презентаций по формированию ЗОЖ- «Спорт с пелёнок – здоровый ребенок». По итогам конкурса педагоги оформили фотопрезентацию представленных работ.

С целью приобщения родителей и детей к деятельности клуба, формирования мотивации ЗОЖ, повышения интереса к двигательной активности, повышения родительско – педагогической компетентности,выходит ежемесячный журнал «Олимпик». На страницах журнала педагоги освещают актуальные вопросы оздоровления детей, предлагают разнообразные материалы и рекомендации для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей, знакомят с методами и приёмами физического воспитания в домашних условиях.

Для эффективности обратной связи используем группу в контакте Vk.com/club195504974, где родители могут обменяться мнениями и опытом семейного воспитания.

Активно участвовать в спортивных эстафетах, повысить двигательную активность, развивать умения выполнять правила подвижных и спортивных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность, воспитанники смогли на проведенных мастер-классе «Школа круглого мяча», квесте «По неизведанным дорожкам…», на «Весёлом кубке» по хоккею с мячом. Мини - поход «Спорт нам очень нужен, мы со спортом дружим», дал детям и взрослым возможность проявить себя, показать свои физические навыки и умения, показать характер отношения к друзьям, оздоровиться и закалиться.

На спортивном семейном развлечении «Звёзды Заполярья» дети и взрослые показали двигательные умения и навыки по средствам музыкальных разминок, различных спортивных игр. Мероприятие способствовало развитию положительных эмоций, чувств взаимопомощи и поддержки семьи, умению работать сплоченно в команде. На таких совместных мероприятиях родители не только зрители, но и активные участники.

Впоследствии дети отразили в рисунках наиболее понравившиеся моменты спортивных досугов. В группах организовали выставку: «Мы со спортом дружим!»

После проделанной работы мы прогнозировали положительные результаты.Педагог-психолог, как один из участников образовательного процесса, проведя анкетирование родителей и педагогов отметил, что дети стали более открыты, научились лучше понимать эмоциональное состояние других людей и более адекватно выражать свое состояние, у них повысилась уверенность в своих силах, повысилась самооценка, сформировались навыки самоконтроля и саморегуляции, стабилизировалось эмоциональное состояние.

Отмечаются положительные изменения в эмоционально-волевой, личностной сферах. У детей сформировались положительные черты характера, дети стали спокойнее, без конфликтов общаться со сверстниками, с другими детьми в семье, родителями и педагогами.

По словам родителей, участие в спортивных мероприятиях проекта, помогло им «увидеть своего ребенка, а не того, которого они придумали себе», «понять его потребности, желания», «принять ребенка».

По мнению педагогов, у детей сформировалось чувство сотрудничества, детский коллектив стал более сплоченным и дружным, кроме того, дети чаще стали выражать свои эмоции с помощью спортивной деятельности, осознанно передавая свое настроение в работах, что является показателем освоения приемов саморегуляции.

Результаты обследования уровня сформированности навыков эффективного взаимодействия с окружающим миром у детей дошкольного возраста до и после участия

Проявление эффективных навыков взаимодействия и

эмоционального реагирование ребенка

2020г

2021г

Умение общаться с другими детьми группы

65%

95%

Соблюдение правил поведения

51%

97%

Умение договариваться, уступать, находить компромисс

63%

93%

Умение играть в коллективные игры

49%

95%

Умение сдерживать себя

45%

93%

Критерии сформированности родительской компетентности до и после организации проекта.

Критерии

сформированности

родительской

компетентности

2020г

2021г

Понимание эмоциональных трудностей детей, их причин

45%

88%

Умение находить подход к ребёнку в конфликтных ситуациях

41%

83%

Понимание своих чувств и чувств ребенка во время взаимодействия с ним

45%

88%

Умение договариваться с ребенком вовремя

взаимодействия с ним

43%

95%

Умение эффективно действовать в ситуациях

поведенческих трудностей ребенка

63%

93%

Встречи в семейном клубе способствовали повышению уровня эмпатии каждого воспитанника, снизился «дефицит» положительных эмоций у детей, создана атмосфера праздника при совместной спортивной деятельности, взрослые и дети лучше узнали друг друга, сформировались доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами.

У детей сформированы представления о физкультуре и спорте как о деятельности, необходимой для укрепления здоровья и физического развития, физической подготовленности, для развития физических качеств, необходимых в жизни.

В результате работы над проектом создан методический инструментарий- картотека спортивных игр, конспекты бесед, занятий, сценарии совместных спортивных развлечений с родителями воспитанников, содержащих предпосылки морального, эстетического, интеллектуального, эмоционально-волевого развития детей с помощью разнообразных типов и форм детской деятельности.

Считаю, что реализация социальных проектов помогает создавать условия для эффективного взаимодействия всех участников образовательной деятельности, способствует переходу на новый уровень взаимоотношений между детьми и родителями в семье, приобщению воспитанников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области