«Реализация социальных проектов как средство приобщения детей к социокультурным нормам»
Зам. зав. по УВР
Ермолаева Е.С.
МАДОУ№20
«Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет,
а далее идет только обработка человека».
А. С. Макаренко
«Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли,
каждый человек,
с которым формирующаяся
личность соприкасается»
В. А. Сухомлинский
В соответствии с законом «Об образовании» в Российской Федерации дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, и с внедрением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из основных принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Изменился социальный статус дошкольного детства. Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как резерв последующих ступеней образования.
Главная задача дошкольной организации - создание оптимальных условий для развития личности ребенка. Основной целью является формирование у дошкольника социально-нравственных ценностей и воспитание личности с активной жизненной позицией, со стойкими нравственными привычками.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для социокультурного развития - перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, взаимоотношений с окружающими, осваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила. Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Система социокультурного развития предполагает наличие у подрастающего поколения уважения к родному языку, к самобытной русской культуре и ценностям, к отечественной истории.
Безусловно, в качестве первичного института формирования социокультурных ориентиров личности выступает семья, однако более глубокое развитие и воспитание осуществляется на этапах дошкольного воспитания.
В 2020г. наше дошкольное учреждение сталопобедителемконкурса социальных проектов в рамках благотворительной программы "Мир новых возможностей", проводимого компанией ПАО "ГМК "Норильский Никель".
Проект «Семейный спортивный клуб «Олимпик» направлен на повышение уровня здоровья дошкольников, через приобщение семей к активному образу жизни, спорту, соревновательной деятельности, создание условий для организации спортивного семейного досуга с целью сплочения детей и родителей.
В группах было проведено анкетирование родителей по теме:«Условия формирования здорового образа жизни в семье».
Акцент был сделан в трех направлениях:
- определение родителями образа жизни в семьях;
- влияние на ребенка с целью формирования привычки ЗОЖ на данном возрастном этапе;
- необходимость обеспечения родителей дополнительной информацией со стороны педагогов дошкольного учреждения по вопросу формирования ЗОЖ у детей.
Результат анкетирования показал, что 94% родителей определяют образ жизни в семьях, как «здоровый». Большинство семей согласны с необходимостью изучения литературы по ЗОЖ и использованием полученных знаний в процессе воспитания детей. Выразили мнение, что на данном возрастном этапе необходимо воздействие на ребенка с целью формирования привычки ЗОЖ- 85% родителей. Высказались о необходимости дополнительной информации со стороны педагогов детского сада по вопросу формирования ЗОЖ у детей- 75% опрошенных семей.
Исходя из полученных результатов, было принято решение систематизировать работу по формированию здорового образа жизни детей и родителей.
Мною была проведена большая работа с педагогами: разработаны рекомендации совместной деятельности педагогов, детей и родителей воспитанников по формированию основ толерантности и воспитанию таких качеств личности как доброта, милосердие, сострадание, доброжелательность, воспитанию нравственных чувств, развитию нравственной и правовой культуры для дальнейшего обучения в школе, на оптимизацию детско-родительских отношений, на развитие коммуникативных способностей детей и родителей.
Взаимодействие педагогов с детьми направлено на освоение и практическое применение воспитанниками способов толерантного взаимодействия, в процессе которого формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром сверстников (в том числе разных национальностей), развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом, а так же формирование навыков культурного поведения в игре, в общественных местах, умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
Различные игровые и практические/педагогические ситуации, традиции группы обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия: такие, как «Наша забота нужна всем»,«Научи своего друга тому, что умеешь сам» - показывают, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим, ситуации гуманистического выбора - ребенок ставится в ситуацию выбора: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие, ситуации проблемного характера, типа: «Как быть? Что делать?»,способствуют проявлению сопереживания и сострадания, способствуют развитию взаимопомощи, дети проявляют внимание друг к другу, сотрудничают. Дошкольники, ежедневно видя перед собой энергичных, спортивных и весёлых товарищей, учатся верить в себя и быть оптимистами.
Дошкольное учреждение использует разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, направленные на формирования привычки ЗОЖ и одной из них является организация «Семейного спортивного клуба «Олимпик».
Реализация проекта предполагала непосредственное участие родителей и детей в совместных мероприятиях по формированию ЗОЖ, но из – за угрозы распространения коронавируса, мероприятия прошли без запланированного количества участников и только на территории дошкольного учреждения.
Главным инструментом в работе педагогов стали информационно – коммуникационные сети, деятельность была организована в форме дистанционного взаимодействия с воспитанниками при непосредственном участии родителей.
Родителям совместно с детьми, было предложено выбрать эмблему, герб и флаг для клуба, а так же талисман клуба. Дети всегда рады совместному творчеству, испытывают гордость за своих родителей. Совместная деятельность способствовала укреплению детско-родительских отношений, обогащению опыта совместной деятельности через совместное творчество.
Опытом по сохранению и укреплению здоровья детей, родители поделились, участвуя в конкурсе презентаций по формированию ЗОЖ- «Спорт с пелёнок – здоровый ребенок». По итогам конкурса педагоги оформили фотопрезентацию представленных работ.
С целью приобщения родителей и детей к деятельности клуба, формирования мотивации ЗОЖ, повышения интереса к двигательной активности, повышения родительско – педагогической компетентности,выходит ежемесячный журнал «Олимпик». На страницах журнала педагоги освещают актуальные вопросы оздоровления детей, предлагают разнообразные материалы и рекомендации для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей, знакомят с методами и приёмами физического воспитания в домашних условиях.
Для эффективности обратной связи используем группу в контакте Vk.com/club195504974, где родители могут обменяться мнениями и опытом семейного воспитания.
Активно участвовать в спортивных эстафетах, повысить двигательную активность, развивать умения выполнять правила подвижных и спортивных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность, воспитанники смогли на проведенных мастер-классе «Школа круглого мяча», квесте «По неизведанным дорожкам…», на «Весёлом кубке» по хоккею с мячом. Мини - поход «Спорт нам очень нужен, мы со спортом дружим», дал детям и взрослым возможность проявить себя, показать свои физические навыки и умения, показать характер отношения к друзьям, оздоровиться и закалиться.
На спортивном семейном развлечении «Звёзды Заполярья» дети и взрослые показали двигательные умения и навыки по средствам музыкальных разминок, различных спортивных игр. Мероприятие способствовало развитию положительных эмоций, чувств взаимопомощи и поддержки семьи, умению работать сплоченно в команде. На таких совместных мероприятиях родители не только зрители, но и активные участники.
Впоследствии дети отразили в рисунках наиболее понравившиеся моменты спортивных досугов. В группах организовали выставку: «Мы со спортом дружим!»
После проделанной работы мы прогнозировали положительные результаты.Педагог-психолог, как один из участников образовательного процесса, проведя анкетирование родителей и педагогов отметил, что дети стали более открыты, научились лучше понимать эмоциональное состояние других людей и более адекватно выражать свое состояние, у них повысилась уверенность в своих силах, повысилась самооценка, сформировались навыки самоконтроля и саморегуляции, стабилизировалось эмоциональное состояние.
Отмечаются положительные изменения в эмоционально-волевой, личностной сферах. У детей сформировались положительные черты характера, дети стали спокойнее, без конфликтов общаться со сверстниками, с другими детьми в семье, родителями и педагогами.
По словам родителей, участие в спортивных мероприятиях проекта, помогло им «увидеть своего ребенка, а не того, которого они придумали себе», «понять его потребности, желания», «принять ребенка».
По мнению педагогов, у детей сформировалось чувство сотрудничества, детский коллектив стал более сплоченным и дружным, кроме того, дети чаще стали выражать свои эмоции с помощью спортивной деятельности, осознанно передавая свое настроение в работах, что является показателем освоения приемов саморегуляции.
Результаты обследования уровня сформированности навыков эффективного взаимодействия с окружающим миром у детей дошкольного возраста до и после участия
Проявление эффективных навыков взаимодействия и эмоционального реагирование ребенка | 2020г | 2021г |
Умение общаться с другими детьми группы | 65% | 95% |
Соблюдение правил поведения | 51% | 97% |
Умение договариваться, уступать, находить компромисс | 63% | 93% |
Умение играть в коллективные игры | 49% | 95% |
Умение сдерживать себя | 45% | 93% |
Критерии сформированности родительской компетентности до и после организации проекта.
Критерии сформированности родительской компетентности | 2020г | 2021г |
Понимание эмоциональных трудностей детей, их причин | 45% | 88% |
Умение находить подход к ребёнку в конфликтных ситуациях | 41% | 83% |
Понимание своих чувств и чувств ребенка во время взаимодействия с ним | 45% | 88% |
Умение договариваться с ребенком вовремя взаимодействия с ним | 43% | 95% |
Умение эффективно действовать в ситуациях поведенческих трудностей ребенка | 63% | 93% |
Встречи в семейном клубе способствовали повышению уровня эмпатии каждого воспитанника, снизился «дефицит» положительных эмоций у детей, создана атмосфера праздника при совместной спортивной деятельности, взрослые и дети лучше узнали друг друга, сформировались доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами.
У детей сформированы представления о физкультуре и спорте как о деятельности, необходимой для укрепления здоровья и физического развития, физической подготовленности, для развития физических качеств, необходимых в жизни.
В результате работы над проектом создан методический инструментарий- картотека спортивных игр, конспекты бесед, занятий, сценарии совместных спортивных развлечений с родителями воспитанников, содержащих предпосылки морального, эстетического, интеллектуального, эмоционально-волевого развития детей с помощью разнообразных типов и форм детской деятельности.
Считаю, что реализация социальных проектов помогает создавать условия для эффективного взаимодействия всех участников образовательной деятельности, способствует переходу на новый уровень взаимоотношений между детьми и родителями в семье, приобщению воспитанников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.