План – конспект
подгруппового логопедического
занятия в 4 классе
на тему
«Синонимы»
Составила:
Учитель - логопед
Наталья Васильевна Шабалина
2021 г.
Цель: закрепить умение употреблять синонимы в речи.
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
Образовательные:
1.Формировать умения находить синонимы в тексте, самостоятельно подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд, правильно употреблять синонимы в речи;
2.Закрепить знания о частях речи.
Воспитательные:
Оборудование: индивидуальные зеркала, массажные мячики, мячики «Су-джок», компьютер, тетради, карточки со словами.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Логопед: «Первым сядет тот ученик, в чьём имени есть звук [а], затем сядет тот, в чьём имени есть звук [е], потом садится тот, в чьём имение есть звук [ф]».
II.Артикуляционная гимнастика: улыбка, трубочка, заборчик, трамплин, качели, маляр, вкусное варенье, часики, блинчик, чашечка, грибок, лошадка.
III.Массаж рук.
Дети выполняют упражнения для рук массажными мячиками, мячиками «Су-джок».
IV. Основная часть занятия.
Учитель - логопед читает стихотворение:
Мы с приятелем вдвоём
Очень весело живём.
Я иду… и он шагает,
Я смеюсь, хохочет он,
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.
Логопед спрашивает у учащихся: « Ребята, какие слова в стихотворении близкие по значению?
Как мы называем такие словом?»
(Синонимы).
Логопед: «Правильно, ребята! И тема нашего занятия сегодня - «Синонимы».
Так какие же слова называются синонимами?»
(Ответы детей).
Задание 1.
Найди синонимы.
На доске написаны слова в два столбика.
Ученикам нужно подобрать к словам из первого столбика синонимы из второго столбика и соединить их линиями.
солдат | вьюга |
начальник | нищета |
дорожка | конура |
бедность | турист |
будка | воин |
метель | страх |
тревога | тропинка |
путешественник | директор |
Дети по очереди выходят к доске и соединяют слова линиями.
Задание 2.
Разделить слова по группам.
Логопед на доску вывешивает три карточки со словами. К каждому слову дети должны найти синоним и записать в тетрадь.
Слова: красный, смеяться, соображать, жилище, алый, хохотать, огненный, улыбаться, дом, мыслить, изба, думать.
Дети самостоятельно выполняют задание в тетради, потом зачитывают ответы.
Задание 3.
На доске написаны слова. К каждому слову дети должны найти синоним и записать.
Друг – Смелый - блестеть -
Мороз – грустный - смеяться -
Метель – чистый - болтать –
Начальник - большой - спешить –
Волшебник - красный - думать –
Дети по очереди выходят к доске и записывают ответы.
V. Физминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Задание 4. ИГРА "Вычеркни лишнее слово"
Логопед раздает каждому ученику карточку со словами. Нужно вычеркнуть одно лишнее слово и объяснить, почему именно это слово оказалось лишним.
1. дом, солдат, боец;
2. конь, собака, лошадь;
3. дом, улица, здание;
4. грустный, печальный, глубокий;
5. храбрый, звонкий, смелый;
6. весёлый, крепкий, прочный;
7. думать, ехать, соображать.
Задание 5.
Работа с текстом.
Цель: формирование умения находить синонимы в тексте, самостоятельно подбирать синонимы к словам, правильно употреблять их в речи.
Логопед раздает детям карточки, на которых написан текст.
Ученикам нужно выбрать из слов в скобках слова-синонимы. Записать получившиеся предложения в тетрадь.
Зимний лес.
Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются, вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, темным).
VI. Итог занятия.
Логопед: С какими словами мы сегодня работали?
Ответы детей.
Логопед: Какие – то задания вызывали у вас трудности выполнения?
Какое у вас настроение после нашего занятия?
Ответы детей.
Логопед всем раздаёт весёлые смайлики.
]] |