Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование малых жанров фольклора в режимных моментах ДОУ.

Использование различных форм фольклора в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование малых жанров фольклора в режимных моментах ДОУ.

Воспитатель: Филонова Елена Анатольевна

МБДОУ-ЦРР детский сад №12, г.Дальнереченск

Использование различных форм фольклора в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду.

Малые жанры фольклора— это небольшие по объёму фольклорные произведения

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми ("Сорока", "Ладушки", "Коза" и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторять его действие. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.

Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных  форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

 Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т.д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают  сказки, потешки и т.д. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

Виды малых жанров фольклора: 1.Колыбельная (пестушка, потешка); 2.Прибаутка; 3.Закличка; 4.Пословица; 5.Считалка; 6.Скороговорка; 7.Загадка; 8.Игра.

 В режимных моментах oгромная роль отводится пoтешкам, дети с удовольствием умываются, обедают, собираются на прогулку,  готовятся ко сну, поднимаются после сна. Чтобы вырастить ребенка здоровым, в фольклоре присутствует  весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Нельзя недооценивать огромную силу фольклора.  Ведь ребенок с самого раннего детства слышит, как мама поет ему на ночь колыбельные песни, вслушивается в эти  мелодичные слова, впитывает каждое слово. Поэтому можно сказать, что огромную роль в развитии речи ребенка играют малые формы фольклора. Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, а так же эмоционально окрашенной используются народные песенки и потешки. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Потешки— короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропеванияпотешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Наиболее популярные сюжеты потешек: "Ладушки" (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключительных  словах ручки разводят и кладут на голову:"Полетели, на головку сели!"); "Сорока" (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); "Идет коза рогатая" (жесты взрослого изображают встречу с козой).Потешки — замечательное изобретение народной  педагогики и народного  поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства.

Примеры:

Прием детей. Приветствие:

Миша хлопает в ладоши,

Он ребятам очень рад

Улыбаются матрешки,

С добрым утром говорят.

********************

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков

И весёлых мотыльков.

Динь, день! Динь, день!

Начинаем новый день!

Дили-дили-дили-дили!

Колокольчики будили

Всех зайчат и ежат,

Всех ленивых медвежат.

И воробушек проснулся,

И галчонок встрепенулся…

Динь, день! Динь, день!

Не проспите новый день!

********************

Доброе утро, глазки!

Вы проснулись?

Доброе утро, носик!

Ты проснулся?

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись?

Доброе утро, ротик! Ты проснулся?

Доброе утро, ручки!

Вы проснулись?

Доброе утро, животик!

Ты проснулся?

Доброе утро, детки!

Все проснулись?!

К солнышку потянулись!

*********************

Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Ждет здесь Ксюшу верблюжонок,

Сашу ждет большой слоненок,

Даша с мишкою играет,

Тема Даше помогает,

Нянчит Милечка мартышку,

А Кирюша смотрит в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я сюда приду.

Потешки  для тех, кто плачет или шумит:

Это что тут за рев?

Уж не стадо ли коров?

 Это не коровушка –

Это Катя -ревушка.

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

**********************

Левушка? Не Левушка...

Ревушка? Не ревушка...

Так откуда «Уу-уу!!»

Раздается - не пойму.

Нету ревушек у нас,

Кто ж тут плачет целый час?

Чей тут мокрый кулачок?

Ой, размокнет мужичок.

Не размокнет, чики-чок!

Посмотрите в кулачок

Лева слезки прячет –

Больше он не плачет.

********************

Что ты плачешь,

«ы» да «ы»,

 Слезы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать.

**********************

Тише, тише, тишина,

Разговаривать нельзя.

А кто будет говорить,

Того будем выводить,

Выводить, наказывать,

Слезы не показывать.

Потешки на зарядку:

Рано утром на зарядку

Выходили по-порядку:

Пес-Барбос, утенок смелый

И котенок белый-белый.

Скок-поскок,

Раз — подскок!

Два — подскок!

Высоко

Потолок!

Я скачу!

Я — лечу!

Стать

Вы-со-ким

Хочу!

******************

Большие ноги

Шагали по дороге:

ТОП, ТОП, ТОП!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ!

*******************

Мишка лапки подними,

Мишка лапки опусти,

Мишка, Мишка покружись,

А потом земли коснись.

И животик свой потри,

Раз, два, три - раз, два, три!

Потешки при умывании:

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке.

*********************

Полотенчико попросим

 С нами в прятки поиграть.

Прячьте глазки! Прячьте носик!

Где ребятки? - Не видать.

Вот, нашла! А где же капли?

Может сдуло ветерком?

Полотенце из слизало,

Как котёнок язычком.

*********************

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылить мылом не старалась,

И на лапках грязь осталась.

Полотенце в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот.

Может заболеть живот.

Так что, (имя ребенка), старайся,

Чаще с мылом умывайся!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

***********************

Потешки при кормлении, обеде:

А у нас есть ложка

Волшебная немножко.

Вот -тарелка

Вот-еда,

Не останется следа!

***********************

Тили-час, тили-час,

вот обед у нас сейчас,

Скушаем за маму ложку,

скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку,

воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне...

Вот и кончился обед.

***********************

Я обед съедаю сам.

Открываю рот и - ам!

Чтобы силы были, супчик мы сварили.

Мой хороший аппетит в животе один сидит.

Ножками топочет он обедать хочет!

Вот несет мне ложечка супчик из горошка

И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.

Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт».

***************************

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

10.Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Потешки при одевании на прогулку и на прогулке

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

***********************

Таня варежку надела,
Ой, куда я пальчик дела?
Нету, пальчика, пропал,
В свой домишка не попал, 
Таня варежку сняла
Поглядите-ка, нашла.
Ищешь, ищешь и найдешь!

Здравствуй, пальчик! Как живешь?

**************************

Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

***************************

Потешки. Готовимся ко сну.

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

**************************

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки —

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущицнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

**************************

Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

**************************

Со станции Топтушкино,

До станции Кровать

Скорей добраться нужно нам!

И — чуточку поспать!

На станции Вставайкино

Проснешься — выйдешь сам!

И побежишь в Играйкино,

К друзьям и чудесам!

Ну а пока приехали

На станцию Кровать!

На этой сонной станциии

Так сладко засыпать…

Используя жанры фольклора в работе, можно сделать следующие выводы:   дети без капризов просыпаются под звуки соответствующей песни;  охотно выполняют утреннюю зарядку, принимают водные процедуры, одеваются и выполняют другие режимные моменты; воспроизведение соответствующей песни побуждает детей к самостоятельному выполнению соответствующих режимных моментов; знают порядок одевания, выполнения гигиенических процедур;  стали увереннее и охотнее одеваться (проблема с одеванием детей быстро исчезает);  с удовольствием причесываются под песню; аккуратней раздеваются;  во время прослушивания песни о поведении за столом дети сами (без напоминаний воспитателя) начинают пользоваться салфетками, выпрямляют спину, правильно ставят ноги и т. п.. Естественно, только лишь прослушивания песен недостаточно для того, чтобы сформировались навыки самообслуживания. Но они создают хорошую атмосферу, настраивают детей на то, чтобы такие навыки формировать.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области