Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для педагогов на тему «Основы Безопасности Жизнедеятельности в детском саду»

Формула безопасности предвидеть опасность при возможности избегать при необходимости действовать.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Консультация для педагогов

на тему:

«Основы Безопасности Жизнедеятельности

в детском саду»

Воспитатель гр.№5: Петрова Е.В.

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.

Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности - все избежать,

А где надо - на помощь позвать.

Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности.

Необходимосформировать у детей представление о том, как себя вести с чужими людьми, если остался один дома – познакомить со службой «01». Очень важно предостеречь от несчастных случаев в быту; ознакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем - познакомить детей со службой «02». Необходимо научить детей в случае серьезного заболевания или несчастного случая быстро реагировать на ситуацию: не теряться и вызывать «скорую помощь» или взрослого – познакомить детей со службой «03».

Дошкольники должны иметь представление о лекарственных и ядовитых растениях; дети должны получить знания о правилах поведения во время грозы. Эти правила следует разъяснять подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развитие у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. Поэтому наша задача: научить детейберечь и защищать себя, свое здоровье, свою жизнь.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

В нынешнее время дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Безопасность дошкольников обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

Одним из направлений развития является «Социально-личностное развитие», и в это направление входит такая образовательная область как «Безопасность».

Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы:

• Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

• Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.

• Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

• Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.

• Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

Воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Например, такие игры, как:

Дидактические игры:

Настольные игры:

Подвижные игры:

Игровое пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника.

Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило и неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт (дорожное происшествие, драка…) и задача взрослых - постараться расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был получен.

Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И если ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи), то он включается и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств.

В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может видеть и понимать, какой опасности можно подвергнуться, не соблюдая правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций.

Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Познание окружающего у детей происходит через предметную деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств.

В игровой деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях.

При формировании основ безопасности необходима интеграция с разными образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуального потенциала, формирует такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях.

Средства ознакомления детей с основами безопасности

Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом с малышом, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними (ножи, ножницы, иголки, стёкла и т.д.) И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. Важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.

Согласно теме нашего Педсовета на 2013-2014 учебный год, хочу особенно отметить ещё одно средство ознакомления с основами безопасности - художественная литература.

Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.

«Огонь друг – огонь враг»

«Правила поведения на дорогах»:

Правила поведения в транспорте:

Знакомя детей с телефонами служб помощи (01,02,03),как правильно объяснить, что произошло, с кем и кде?

«Береги своё здоровье»

«Лекарство – польза, лекарство – вред»

«Не убегать далеко от родителей (взрослых)

«Не разговаривай с незнакомыми»

«Колющие и режущие предметы»

Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.

В уголке по ОБЖ должны быть запрещающие знаки, разные модели

( телефоны главных спец. служб, «Опасные предметы», «Осторожно, сосульки!», «Осторожно, тонкий лёд!» и т.д.)

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований.

Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно информировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.

Вывод:

Для формирования навыков безопасности жизнедеятельности детей предметно-развивающая среда должна включать: уголок безопасности, дидактические и настольно-печатные игры, театрализованные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, информационно-деловое оснащение для родителей.

Примерный список педагогической литературы:

Роль детской художественной литературы в

Основе Безопасности Жизнедеятельности

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.

Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности.

Необходимо сформировать у детей представление о том, как себя вести с чужими людьми, если остался один дома – познакомить со службой «01». Очень важно предостеречь от несчастных случаев в быту; ознакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем - познакомить детей со службой «02». Необходимо научить детей в случае серьезного заболевания или несчастного случая быстро реагировать на ситуацию: не теряться и вызывать «скорую помощь» или взрослого – познакомить детей со службой «03».

Дошкольники должны иметь представление о лекарственных и ядовитых растениях; дети должны получить знания о правилах поведения во время грозы. Эти правила следует разъяснять подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развитие у них самостоятельности и ответственности.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. Поэтому наша задача: научить детей беречь и защищать себя, свое здоровье, свою жизнь.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

В нынешнее время дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение,

не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

В своих играх дети в основном отображают то, что их особенно поразило и неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт (дорожное происшествие, драка…) и задача взрослых - постараться расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был получен.

Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И если ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья или зажженную свечу , закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то), то он включается и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств.

В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может видеть и понимать, какой опасности можно подвергнуться, не соблюдая правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций.

Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними (ножи, ножницы, иголки, стёкла и т.д.) И задача взрослого, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира.

Ребёнок должен понимать, что многие опасные предметы и явления могут быть и полезными, если соблюдать правила безопасности.

Для достижения этой цели нам помогут знакомые с раннего детства сказки, стихи, рассказы.

Читая детям произведения:

Мы даём понять детям, что огонь может быть и другом и врагом.

С правилами поведения на дорогах и правилами поведения в транспорте мы можем познакомить детей через произведения:

Познакомиться с правилами поведения в транспорте нам помогут произведения:

•Н.Носов «Метро»

•С.Маршак «Вот какой рассеянный»

•Е.Боровой «Красный, жёлтый, зелёный»

После прочтения произведений:

•К.Чуковский «Телефон»

•Н.Носов «Телефон»

•Издательство «Калан» - «У кого на кухне газ»

мы можем познакомитьдетей с телефонами служб помощи (01,02,03, 04),как правильно объяснить, что произошло, с кем и где.

Предупреждая детей об опасностях, которые могут произойти, если уйдёшь далеко от родителей, о встречах и разговорах с незнакомыми людьми, нам помогут такие произведения как:

•Мультсказка «Пропал Петя-петушок»

•К.Чуковский «Бармалей»

•Р/н сказка «Колобок»

•«Петушок – золотой гребешок»

•«Жихарка»

•«Сказка о мёртвой царевне»

•Альберт Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья дом

охраняли»

Часто дети, в силу своего возраста, не понимая значимость бережного отношения к своему здоровью, не любят чистить зубы или умываться по утрам и вечерам. Особенно необходимо объяснить, что витамины и другие вкусные лекарства, которые помогают поддерживать здоровье, могут принести огромный вред, если их есть самостоятельно, без назначения, и в этих случаях нам помогут герои известных произведений:

•К.Чуковский «Мойдодыр»

•С.Михалков «Умываются зверята»

•Программа «Здоровый малыш» НИИ гигиены и охраны здоровья детей

и подростков – «Азбука здоровья»

р/н сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Оставаясь без присмотра, дети любят экспериментировать, брать те вещи, которые часто являются под запретом – колющие и режущие. Но и этими предметами необходимо научить детей правильно пользоваться, чтобы они не были опасными (иголки, ножи, вилки и т.д.). Для этого можно прочесть детям такие произведения, как:

•Ш.Перро «Спящая красавица»

•Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться»

•В.Маяковский «Кем быть?»

•Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?»

Знакомя детей с правилами безопасности, необходимо понимать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если мы сами не всегда ему следуем. Ответственность взрослого заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области