Консультация для педагогов
на тему:
«Основы Безопасности Жизнедеятельности
в детском саду»
Воспитатель гр.№5: Петрова Е.В.
Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.
Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности - все избежать,
А где надо - на помощь позвать.
Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности.
Необходимосформировать у детей представление о том, как себя вести с чужими людьми, если остался один дома – познакомить со службой «01». Очень важно предостеречь от несчастных случаев в быту; ознакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем - познакомить детей со службой «02». Необходимо научить детей в случае серьезного заболевания или несчастного случая быстро реагировать на ситуацию: не теряться и вызывать «скорую помощь» или взрослого – познакомить детей со службой «03».
Дошкольники должны иметь представление о лекарственных и ядовитых растениях; дети должны получить знания о правилах поведения во время грозы. Эти правила следует разъяснять подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развитие у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. Поэтому наша задача: научить детейберечь и защищать себя, свое здоровье, свою жизнь.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
В нынешнее время дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Безопасность дошкольников обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.
Одним из направлений развития является «Социально-личностное развитие», и в это направление входит такая образовательная область как «Безопасность».
Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы:
• Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
• Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.
• Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.
• Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.
• Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.
Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности
Воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Например, такие игры, как:
Дидактические игры:
Настольные игры:
Подвижные игры:
Игровое пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника.
Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило и неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт (дорожное происшествие, драка…) и задача взрослых - постараться расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был получен.
Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И если ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи), то он включается и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств.
В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может видеть и понимать, какой опасности можно подвергнуться, не соблюдая правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций.
Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.
Познание окружающего у детей происходит через предметную деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств.
В игровой деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях.
При формировании основ безопасности необходима интеграция с разными образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуального потенциала, формирует такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях.
Средства ознакомления детей с основами безопасности
Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом с малышом, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.
Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними (ножи, ножницы, иголки, стёкла и т.д.) И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. Важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.
Согласно теме нашего Педсовета на 2013-2014 учебный год, хочу особенно отметить ещё одно средство ознакомления с основами безопасности - художественная литература.
Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.
«Огонь друг – огонь враг»
«Правила поведения на дорогах»:
Правила поведения в транспорте:
Знакомя детей с телефонами служб помощи (01,02,03),как правильно объяснить, что произошло, с кем и кде?
«Береги своё здоровье»
«Лекарство – польза, лекарство – вред»
«Не убегать далеко от родителей (взрослых)
«Не разговаривай с незнакомыми»
«Колющие и режущие предметы»
Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.
В уголке по ОБЖ должны быть запрещающие знаки, разные модели
( телефоны главных спец. служб, «Опасные предметы», «Осторожно, сосульки!», «Осторожно, тонкий лёд!» и т.д.)
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.
В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований.
Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.
Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно информировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.
Вывод:
Для формирования навыков безопасности жизнедеятельности детей предметно-развивающая среда должна включать: уголок безопасности, дидактические и настольно-печатные игры, театрализованные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, информационно-деловое оснащение для родителей.
Примерный список педагогической литературы:
Роль детской художественной литературы в
Основе Безопасности Жизнедеятельности
Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.
Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности.
Необходимо сформировать у детей представление о том, как себя вести с чужими людьми, если остался один дома – познакомить со службой «01». Очень важно предостеречь от несчастных случаев в быту; ознакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем - познакомить детей со службой «02». Необходимо научить детей в случае серьезного заболевания или несчастного случая быстро реагировать на ситуацию: не теряться и вызывать «скорую помощь» или взрослого – познакомить детей со службой «03».
Дошкольники должны иметь представление о лекарственных и ядовитых растениях; дети должны получить знания о правилах поведения во время грозы. Эти правила следует разъяснять подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развитие у них самостоятельности и ответственности.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. Поэтому наша задача: научить детей беречь и защищать себя, свое здоровье, свою жизнь.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
В нынешнее время дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение,
не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
В своих играх дети в основном отображают то, что их особенно поразило и неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт (дорожное происшествие, драка…) и задача взрослых - постараться расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был получен.
Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И если ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья или зажженную свечу , закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то), то он включается и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств.
В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может видеть и понимать, какой опасности можно подвергнуться, не соблюдая правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций.
Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними (ножи, ножницы, иголки, стёкла и т.д.) И задача взрослого, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира.
Ребёнок должен понимать, что многие опасные предметы и явления могут быть и полезными, если соблюдать правила безопасности.
Для достижения этой цели нам помогут знакомые с раннего детства сказки, стихи, рассказы.
Читая детям произведения:
Мы даём понять детям, что огонь может быть и другом и врагом.
С правилами поведения на дорогах и правилами поведения в транспорте мы можем познакомить детей через произведения:
Познакомиться с правилами поведения в транспорте нам помогут произведения:
•Н.Носов «Метро»
•С.Маршак «Вот какой рассеянный»
•Е.Боровой «Красный, жёлтый, зелёный»
После прочтения произведений:
•К.Чуковский «Телефон»
•Н.Носов «Телефон»
•Издательство «Калан» - «У кого на кухне газ»
мы можем познакомитьдетей с телефонами служб помощи (01,02,03, 04),как правильно объяснить, что произошло, с кем и где.
Предупреждая детей об опасностях, которые могут произойти, если уйдёшь далеко от родителей, о встречах и разговорах с незнакомыми людьми, нам помогут такие произведения как:
•Мультсказка «Пропал Петя-петушок»
•К.Чуковский «Бармалей»
•Р/н сказка «Колобок»
•«Петушок – золотой гребешок»
•«Жихарка»
•«Сказка о мёртвой царевне»
•Альберт Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья дом
охраняли»
Часто дети, в силу своего возраста, не понимая значимость бережного отношения к своему здоровью, не любят чистить зубы или умываться по утрам и вечерам. Особенно необходимо объяснить, что витамины и другие вкусные лекарства, которые помогают поддерживать здоровье, могут принести огромный вред, если их есть самостоятельно, без назначения, и в этих случаях нам помогут герои известных произведений:
•К.Чуковский «Мойдодыр»
•С.Михалков «Умываются зверята»
•Программа «Здоровый малыш» НИИ гигиены и охраны здоровья детей
и подростков – «Азбука здоровья»
р/н сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Оставаясь без присмотра, дети любят экспериментировать, брать те вещи, которые часто являются под запретом – колющие и режущие. Но и этими предметами необходимо научить детей правильно пользоваться, чтобы они не были опасными (иголки, ножи, вилки и т.д.). Для этого можно прочесть детям такие произведения, как:
•Ш.Перро «Спящая красавица»
•Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться»
•В.Маяковский «Кем быть?»
•Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Знакомя детей с правилами безопасности, необходимо понимать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если мы сами не всегда ему следуем. Ответственность взрослого заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.