Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Изучение этюдов как основной этап в развитии исполнительской техники

Цель - обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнять необходимую музыкальную задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы музыкальной воле исполнителя во всех ее тончайших проявлениях. Задача - воспитание основного игрового ощущения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Изучение этюдов как основной этап в развитии исполнительской техники

Маркина Снежана Константиновна

Педагог ДО АНО «Павловская гимназия»

Слуховое внимание должно всегда контролировать технические действия пианиста.

Высшим критерием правильности фортепианного приема является звуковой результат.

Е. Либерман

Современная фортепианная педагогика связывает понятие «техника пианиста» с общим исполнительским мастерством, куда входят не только виртуозные качества, но и умение свободно и естественно играть на инструменте. В широком смысле слово «техника» - это комплекс средств, позволяющих овладеть различными фортепианными стилями.

Задачи современных пианистов исключительно сложны: они должны исполнять, в сущности, музыку всех времен – от клавесинистов до композиторов современности. Это накладывает отпечаток и на педагогический процесс. С ранних лет учащихся необходимо готовить к восприятию разнохарактерных произведений. Таким же широким должно быть техническое воспитание.

Главная цель в работе педагога –воздействовать на все стороны личности ученика, развивая в гармоничном единстве его музыкально-эмоциональные и пианистические качества, прививая ему культуру «слышания», воспитывая творческую инициативу и осознанное отношение к работе.

Фортепианная техника – это сумма умений, навыков, приёмов игры на рояле, при помощи которых пианист добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкально-художественной задачи техника не может существовать.

Основная цель технического развития обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнять необходимую музыкальную задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы музыкальной воле исполнителя во всех её тончайших проявлениях.

Начальный этап обучения очень важен в овладении основами фортепианной техники. Звуковые задачи: приёмы звукоизвлечения, соотношения звучности в элементах фактуры, живое дыхание и движение музыкальной ткани – всё это немыслимо вне соответствующих игровых движений, то есть теснейшим образом связано с развитием техники. Техническое развитие должно быть тесно связано с развитием музыкальности, воспитанием слухового контроля.

Главное в воспитании основного игрового ощущения – это ощущение опоры на клавиатуру, контакта с клавиатурой. Именно этой задаче посвящены общепринятые в фортепианной педагогике первоначальные упражнения non legato и legato, при этом стремление с самого начала добиться певучести и наполненности звучания, что невозможно без опоры на клавиатуру.

В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки поможет приобретению певучего legato, цельности музыкальной фразировки и живому развитию музыкальной ткани. Начиная с упражнений на legato, нужно добиваться «выразительных» пальцев, которые, играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаясь «до дна» клавиши. Поднимать отыгравший палец также следует мягко, не спеша, и не раньше, чем следующий полностью погрузится в очередную клавишу (этим достигается «вливание» одного звука в другой – legato). Необходимо «связать без толчка один звук с другим, как бы переступая с пальца на палец», - пишет К. Игумнов. Переступающие пальцы ведут руку, которая, перемещая опору, подкрепляет каждый из них и в то же время сохраняет плавное движение, как бы очерчивая контуры мелодии.

Гаммы и этюды – важнейшая часть репертуара маленьких пианистов. Эти формы тесно связаны друг с другом, ведь на фундаменте гаммы и ее видов базируется структура любого этюда. Но порой приходится сталкиваться с мнением: «Зачем перегружать учащихся технической работой? Ведь большинство из них учатся для собственного удовольствия. Лучше больше уделять внимания на чтение с листа, подбор по слуху знакомых мелодий и игру в ансамбле». Тогда для этого не требуется в течение семи лет посещать фортепианные классы музыкальных школ. И разве техническая работа противостоит общему музыкальному развитию?

Фортепианная педагогика обобщает опыт многих поколений пианистов. Она базируется на разумных, проверенных мнением методах. К чему отказываться от важнейших завоеваний педагогики, возвращаться к произволу и дилетантизму в обучении? Даже непрофессиональное обучение требует квалифицированных педагогических методов, и для гармоничного развития способностей учащихся необходима тщательная техническая подготовка. Общеизвестно, что техника пианиста – это не цель, а средство в достижении художественного результата. И основную ступень в развитии исполнительской техники составляет изучение этюдов.

Зачастую на практике встречается так называемая «механическая» игра этюдов. Обычно она связана с неправильным педагогическим руководством. Бывает, что этюд, как говорится, в стадии «хорошего разбора», а педагог требует сдвинуть темп. Ученик еще не успел выработать свое отношение к музыке, а от урока к уроку идет напряженная работа, нацеленная на готовую схему исполнения. На долю ученика остается выполнение “руководящих” указаний педагога, поэтому о музыкальном воспитании здесь и речи нет. Ведь сами того не замечая, мы разрушаем слуховое восприятие ученика. Это и есть пресловутое “натаскивание”, при котором музыкальная инициатива ученика сводится к нулю. А бывает, что делу вредят надуманные технические приемы. Независимо от методического содержания этюды ученику преподносят уже “готовые” движения. Так рождаются абстрактные технические приемы – пережитки старинной методики, которая искусственно делила технику пианиста на изолированные виды (5-ти пальцев последования, двойные ноты, и т.д.)

С.Е.Фейнберг неоднократно указывал на наличие взаимосвязи между различными видами техники. Именно преемственность стилей, родство фактур помогают пианисту накапливать технические умения. Важнейшее условие технической работы может быть сформулировано так: при изучении этюдов, как и художественных произведений, на первом плане находится живое, непосредственное ощущение музыки. Вне этого бесплодны даже многочасовые занятия техникой. Такие качества как беглость, ловкость, точность движений, имеют ценность лишь в том случае, если ученик ясно слышит и понимает смысл исполняемого произведения. Ни одного звука вне слухового контроля – таким должно быть основное требование к учащемуся. А это во многом связано с воспитанием внимательности к музыке, сосредоточенности, привычки вслушиваться в звучащую ткань произведения. Учащиеся, творчески осваивающие художественный репертуар, обычно хорошо играют и этюды. Напротив очень трудно добиться успеха в технической работе при общей музыкальной инертности. Синтез художественного и технического начал отчетливо проявляются в методе «играть гаммы и этюды как мелодию», поскольку для техники вовсе не безразлична фразировка мелодического голоса.

Среди некоторых педагогов укоренилась странная практика обязательного снятия рук после окончания лиг. Из-за такой мелочи учащиеся непроизвольно расходуют двигательную энергию и играют, в сущности, «поперек» музыки. Другой пример. Ученик учит гаммы. Он высоко поднимает каждый палец, чтобы достигнуть плавной игры. Увы… Его усилия тщетны из-за искусственно создаваемых движений. Все это наносит большой вред в период изучения этюдов, поскольку все этюды базируются на изучении гамм, аккордов, арпеджио и т.п.

Этюды как форма должны изучаться на самых первых порах обучения. В репертуар учащихся включаются этюды на элементы гамм и арпеджио, этюды на аккордовую структуру, скачки. Большое внимание следует уделять этюдам с наличием развитой, красивой мелодии. В начале обучения техническая фактура исполняется в спокойных темпах. Слишком раннее форсирование беглости вызывает «зажатость» и «тряску» рук. По мере продвижения учащихся возможен переход к относительно подвижной игре. В техническую подготовку учащихся должны входить упражнения, которые обычно конструируются на материале этюдов (вычленение трудных мелодических оборотов, секвенций, пассажей). Как ни сужены рамки технической работы в 1-2 классах, ее перспективное значение велико. Именно отсюда берет начало сознательное отношение к технике. Главный критерий при отборе этюдов – их художественная и педагогическая ценность. Единого «техминимума» не существует, хотя все учащиеся должны овладеть разносторонними приемами игры. Вместе с тем выбор этюдов бывает связан с необходимостью устранения конкретных технических неполадок. Например, при зажатости и скованности рук полезно сделать акцент на этюдах с элементами арпеджио, при плохом legato – на этюдах с выразительной мелодией и т.п.

Сроки изучения этюдов должны быть гибкими. Идеальным всегда остается требование: как можно больше и лучше. Не надо только растягивать на долгие месяцы изучение тех этюдов, которые по различным причинам сложны для учащихся. Лучше на время оставить их и заменить новыми. Методика изучения этюдов зависит от данных учащихся и степени их продвинутости. Наметим лишь общие методические положения. Первое положение – грамотный разбор текста. Сюда входит не только точное воспроизведение нотной записи, но и понимание декламационной структуры методических голосов (фразировки). На этой основе учащиеся сразу же должны находить правильные объединяющие движения. Первоначальный темп исполнения – медленный, но не слишком. Внимание учащегося должно быть целиком направлено на естественную выразительность фразировки и певучесть туше. Этюд многократно проигрывается от начала до конца. Переход к подвижному темпу желателен лишь после того, как этюд выучен наизусть. Особенно это относится к этюдам на арпеджио и скачки, которые чрезвычайно затруднительно быстро исполнять, глядя в ноты. Прибавление темпа осуществляется постепенно, незаметно для ученика. Во всех случаях его движения остаются спокойными, неторопливыми. При подвижной игре отчетливо обнаруживаются недостатки. Как правило, они возникают в эпизодах с усложненным рисунком мелодии (смена фактурного изложения, перенос руки, и т.д.). Эти эпизоды тщательно прорабатываются и затем «монтируются» в общую ткань изложения. Таким образом, изучение этюдов (после разбора) основывается на 3-х частном действии: игра целиком – работа над деталями – игра целиком. И конечно большую роль играет правильная ориентация учащихся. Педагог должен тщательно проанализировать все используемые приемы и методы, продумать все варианты и способы, определить что именно не получается у ученика при исполнении этюда и помочь ему в преодолении конкретных трудностей. При этом словесные указания необходимо чередовать с практическим показом на инструменте. Живое, непосредственное исполнение оказывает ученику неоценимую помощь в освоении технических приемов и оказывает благоприятное влияние на развитие исполнительской техники.

Для точного образа восприятия этюда с использованием штриха Staccato, артикуляционного штриха, связанного с извлечением коротких, отрывистых звуков, важен момент снятия пальца с клавиш (быстрое, экономное и собранное движение вверх).

Следует предостеречь ученика от весьма распространенных излишних движений кисти. Они обычно приводят к нарушению целостности фразировки. Между тем, для Staccato, как и для Legato, первостепенное значение имеет декламационный рисунок мелодии. Поэтом бывает полезно поучить связно те эпизоды, которые вследствие исполняются отрывисто. Найденное при игре Legato объединяющее движение послужит правильным ориентиром и для Staccato.

При изучении этюдов секвенционного типа или с элементами секвенций у ученика уже должна быть сформулирована достаточно беглая техника в прямых и противоположных построениях гамм. И поэтому секвенционные фразы должны быть подобно гамме, единым целым, делясь на фразы лишь по смысловому значению.

Зачастую у ученика возникает проблема своеобразного «дробления» фраз и целых предложений. Это объясняется зрительным восприятием метроритмического рисунка. Непроизвольно возникает нежелательное акцентирование первой доли каждой группы нот, которое превращает всю секвенцию в некий «скандированный пассаж». Чтобы избежать этого необходимо «увидеть»в каждой секвенции скрытую подфразность, обратить внимание на окончание лиг, указывающих, к какой именно ноте стремится каждая подфраза. Движения кисти и пальцев должны быть мягкими, «переливая» мелодию «волнами», а не бросками. И уже с первых строк в тексте может возникнуть музыкальный образ, не плоский и чеканящий мелодическую фактуру, а правильный и грациозный, проявляющийся в полной колоритной гамме.

Залогом успеха в изучении гамм является постоянное внимание слуха к качеству звука, плавности движения мелодической линии, чёткости артикуляции пальцев, скоординированной работе группы мышц. При игре коротких арпеджио (вначале из 3-х звуков, затем из 4-х звуков) ставятся такие же задачи к качеству звука. Важное условие – певучее legato, исключающее толчки руки на каждом звуке. Этому способствует хорошее «осязание» каждым пальцем клавиши и объединяющие движения кисти от 1-го к 5-му пальцу.

При игре длинных арпеджио звуковые задачи те же. Первый палец нужно подготавливать вовремя и незаметно, кисть вести на одном уровне и не поднимать её перед подкладыванием, запястье при этом широкое, свободное. После подкладывания вся ладонь сразу же переносится через первый палец и широко располагается на следующей позиции.

В работе над мелкой техникой следует соблюдать правильные пропорции во взаимодействии 3-х факторов:

1) активных ведущих пальцев;

2) перемещающейся опоры (гибкой, подвижной кисти, которая очерчивает контуры пассажей);

3) крупного движения всей руки (т.е. взаимодействие между всеми частями игрового аппарата).

Работа в этом направлении особенно важна в первые годы обучения.

При переходе к быстрым темпам, нужно помнить, что быстрый темп связан с укрупнением дыхания, ощущением нового пульса, с изменением музыкального представления. «Чтобы играть быстро, надо быстро думать» (И. Гофман). Чем быстрее темп, тем большее количество звуков охватывается одним дыханием, одним импульсом. Вот необходимые действия пальцев в быстром темпе:

При этом конечная цель состоит в том, чтобы все четыре действия производились одновременно, в одном импульсе. Система развития техники облегчает переход к быстрому темпу благодаря крупным движениям руки, объединяющим целые группы мелких нот.

Переходя к другим видам фортепианной техники, хочется ещё раз подчеркнуть ведущую роль кончиков пальцев – не ударяющих, а берущих, извлекающих, хватающих – всегда живых и активных. Живое осязание клавиши пальцами является необходимым условием, как для кантилены, так и для всех абсолютно видов пианистической техники, включая самые «головокружительные» пассажи, скачки, октавы и аккорды.

«Красота звучания зависит в основном от «хватательной» активности пальцев в момент взятия аккорда. Их действия (последние фаланги – к себе) являются как бы рессорой, смягчающей удар руки. Безжизненность пальцев в аккордах чаще всего и является причиной резкого звука» (Е. Либерман).

Огромное значение для успешной работы над пианистической техникой имеет развитие общей музыкальности ученика на начальном этапе обучения и в дальнейшем обучении. Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе обучения.

Главное условие успешного решения как самых элементарных, так и сложнейших звуковых задач заключается в развитии способности слышать музыкальную ткань. «Звук – это материя музыки, её плоть – должен быть главным содержанием наших повседневных трудов» (Г. Нейгауз).

При этом главная задача педагога – это «…зажечь, «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки!» (А. Артоболевская). И в этот ответственный начальный этап обучения не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Интерес, любовь к музыке, инициатива и воля – вот что движет в работе учащихся. Педагог должен стараться, как можно понятнее преподносить ребёнку необходимые знания и прививать профессиональные навыки. Вместе с тем надо работать над воспитанием воли к труду. А целью труда, его стимулом должно быть стремление ученика ощутить результаты своей работы. Это стремление педагог должен как можно раньше пробудить у ребёнка и всячески поддерживать в ходе занятий. И не ради техники должен он заниматься много часов в день, а музыка должна рождать потребность в занятиях, а отсюда – и саму технику. Задача педагога – в первую очередь добиваться от ученика предельной осмысленности и слухового контроля. Только на этой основе можно развить концентрацию внимания и привить интерес, как к результату работы, так и к самому процессу работы.

Таким образом, если техника – это сумма средств, позволяющих передать музыкальное содержание, то всякой технической работе должна предшествовать работа над пониманием этого содержания. «Чем яснее то, что надо сделать, тем яснее то, как это сделать» - говорит Г. Нейгауз. Пианист должен представить себе внутренним слухом то, к чему он будет стремиться, должен как бы «увидеть» произведение в целом и в деталях. Контуры исполнительского замысла уже с самого начала указывают главное направление технической работы. Не терять идеал из виду, всегда стремиться к содержательному исполнению – вот основная установка для работы над техникой! Взаимосвязь музыкальных и технических задач в работе пианиста, их последовательность можно сформулировать так: от понимания музыки к технической работе, и затем в процессе технической работы – к более высокому пониманию музыки!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области