Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе «Путешествие в страну речи»
( подготовила воспитатель Семененко И.Ф.)
Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.
Задачи:
• Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;
• Закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
• Закрепить умения делить слова на слоги;
• Уточнять понятия «звук» и «буква»;
• Развивать внимание, память, мышление;
• Закреплять умение работать у доски;
• Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
• Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу и будете вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры, занятия, праздники, прогулки. Сегодня на занятии мы с вами отправимся на прогулку. По пути мы будем делать остановки для того чтобы выполнить задания, приготовленные для вас. (конверты)
Вы готовы? Тогда в путь.
Дети: Да!
Наша речь состоит из … (слов и предложений).
Если слова подружатся и встанут рядом, то получится … (предложение).
В предложении может быть разное количество (2,3, и т. д.) … (слов).
А слова из чего состоят … (из слогов, звуков, букв).
И мы начнём наш путь по тропинке.
1-ая остановка «Предложение»
- нас ждёт игра.
(Закрепление понятия «Предложение».)
Правила игры: Кивнуть головой утвердительно, если прозвучит предложение; покачать отрицательно головой, если прозвучит набор слов.
Воспитатель.
Объяснение:я говорю: «Пчела, жужжать». Что я сказала? Просто два разных слова.
А вот: «Пчела жужжит». Это предложение, потому что слова здесь дружат. Здесь есть законченная и понятная нам мысль.
«Дети, учить».
«Дети учатся».
«Лена, цветы, полить».
«Лена поливает цветы».
- Самолёт летит.
- Сколько слов в этом предложении?
- Хорошо, молодцы. Идём дальше.
2-я остановка
«Отгадайте слово по его описанию», /деление отгадок на слоги/.
- На этой остановке нужно будет отгадать несколько загадок.
(Ребята делят слова разными способами: хлопками; руку подставить под подбородок и заметить, сколько раз подбородок прикоснётся к руке, столько и слогов.)
- Покажите на пальцах, сколько слогов вы насчитали?
(Дети поднимают два пальца.)
• Солнечные, песочные, каминные, электронные, башенные, настенные, бегущие, отстающие… (ча-сы).
• Интересная, иллюстрированная, бумажная, электронная, библиотечная, взрослая, детская (кни – га)
- Молодцы.
3-ая остановка. «Алфавит»
- Какие звуки называются гласными?
(Те звуки, которые мы поём голосом.)
- А какие звуки называются согласными?
(Те звуки, которые не поются.)
4 остановка: «Физминутка с Царём – Букварём»
Давным - давно жил царь Букварь, (рывки руками)
И делал каждый день зарядку:
Он головой крутил, вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался.
Он руки к небу поднимал: за солнышко хватался.
5. «Антонимы. Скажи наоборот»(соревнуются девочки и мальчики)
1. низкий – высокий;
2. тяжелый – легкий;
3. умный –глупый;
4. новый –старый;
5. белый –черный)
6. шумный город –тихий город;
7. веселый вечер –грустный вечер.
чистый– грязный;
2. мягкий– твердый;
3. узкий –широкий;
4. кислый –сладкий;
5. хороший –плохой;
6. Горячий -холодный
7. Хороший -плохой
8. Умный -глупый
9. Весёлый -грустный
10Острый -тупой
11. Гладкий -шероховатый
6 задание: «Чей? Чья? Чьё?».
Воспитатель: Ребята помогите животным найти части своего тела. Разделитесь на пары, и выберите животное, которое вы будете собирать.
Вы какое животное собираете? Лису.
А у лисы голова чья? Лисья
А хвост чей? Лисий. А ухо чьё? Лисье (Дети берут половину животного и называют голова, какого животного у них, потом говорят, чей хвост они возьмут).
Животное | Хвост чей? | Голова чья? | Ухо чьё? |
волк | волчий | волчья | волчье |
лиса | лисий | лисья | лисье |
заяц | заячий | заячья | заячье |
белка | беличий | беличья | беличье |
7 задание:
Прочитай по первым буквам.
Рефлексия. Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?
Молодцы ребята