Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мастер класс использование скороговорок на уроках истории

Помочь детям легче усваивать исторические понятия

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Русская культура XV – XVI вв. Книгопечатание и литература.

Основная цель урока для учителя: Показать, как повлияла централизация на культурную жизнь страны.

Основная цель урока для обучающихся: Познакомиться с развитием культуры XV – XVI веков как отражением истории страны.

Оборудование: доска, учебник, конспект урока, карточки.

I. Орг. моменты

II. Вводная беседа

III. Изучение новой темы: Русская культура XV – XVI вв.

IV. Динамическая пауза

V. Закрепление пройденного материала

VI. Подведение итогов

VII. Постановка домашнего задания

Ход урока:

I Орг. момент

Знакомство с классом и проверка готовности к уроку.

II Вводная беседа

Учитель: Вы закончили изучение Истории России до конца XVI века. Изучили такие события, как освобождение от монгола - татарского ига и объединение Руси вокруг Москвы. Вы знаете, что правление Ивана IV Грозного укрепило власть Московского княжества, и именно Иван Грозный стал первым Русским царем. Важным событием стал поход Ермака в Сибирь и др. Продолжался процесс централизации и лидирующей роли Москвы. Процесс объединения затронул не только политическую сферу, но и сферу духовную. Церковь стала единой для единого государства. Она укрепила свои позиции в стране и в мире. Сегодня мы с вами посмотрим, как все эти изменения повлияли на культурное развитие, ведь культура одна из важнейших частей жизни общества. Запишем тему нашего урока Русская культура XV – XVI вв.Тема достаточно обширная, поэтому сегодня мы изучим Книгопечатание и литературу, а на следующем уроке живопись и архитектуру.

III Русская культура XV – XVI вв.

План изучения новой темы:

1. Развитие письменности. Появление книгопечатания.

Постановка задания к тексту учебника

Учитель: Прочитайте первый абзац на стр. 236 и ответе на вопросы: Как была развита письменность в России к этому времени? Какими были книги до появления книгопечатания?

Составление таблицы + и - книг

Ученик: Письменность была развита слабо, грамотных людей к этому времени было мало, были специальные люди на площадях, которые за отдельную плату составляли документы.

Учитель: А что является источником грамотности?

Ученик: Книги

Учитель: А какие книги были до появления печатных книг?

Ученик: Книги были только рукописные и стоили дорого.

Учитель: Таким образом, мы можем сказать, что только немногие люди владели письмом и именно они писали рукописные книги. Книги стоили дорого, их было мало, и они были недоступны для многих людей. И вот в 1564 году выходит первая печатная книга «Апостол».

Рассказ с использованием иллюстраций учебника (стр.237 иллюстрации, «Апостол» и печатный станок)

Учитель: В России книгопечатание началось в 1553 году и связано с именем Ивана Фёдорова. В первых книгах не было помечено год издания. Поэтому первой книгой считается книга «Апостол», которая появилась 1 марта 1564 года.

Учитель : В чём значение изобретения книгопечатания?

+ Широкое распространение книг

+ Развитие культуры

+ Печатная книга является основой грамотности и в наши дни.

2 Литература в XV – XVI вв.

Составление схемы к пункту учебника

Учитель: И так в литературе XV – XVI развивались традиционные жанры, такие, как летописания и Четьи - минеи (похожие на жития святых). Но даже в этих традиционных жанрах проявляются изменения, происходившие внутри страны, которые повлияли на культуру. Т.е. тенденции централизации и объединения самой России под главенством Москвы и создание единой церкви, с главенством Патриарха отразились в создании грандиозного «Лицевого летописного свода» и создание Великого Четьи – Минея (сборник, в котором жития святых располагались по порядку). Даже в этих произведениях их авторы старались создать, целые, единые произведения.

Учитель: А какие летописные своды вам уже знакомы?

Ученик: Например, Повесть временных лет, Нестора

Путешественник Афанасий Никитин совершил путешествия в Индию и Иран, после чего написал «Хождение за три моря».

Помимо традиционных литературных жанров, более широкое распространение получила светская литература. Правление Ивана Грозного стала временем усиление Царской власти, и продолжением процессов объединения страны и присоединения к ней новых территорий.

Эти события ярко отразились в переписки Ивана Грозного и князя Курбского. Ребята мы с вами помним, что князь был сначала сторонником Ивана IV, но после бежал в Литву и написал гневное послание царю. Иван Грозный написал ответ Курбскому и даже здесь в произведении он отстаивал своё право на власть. Кроме переписки Грозного с Курбским тема усиления, царской власти отразилась и в произведении Ивана Пересветова который размышляет о необходимости сильной царской власти и дворянстве, как помощника царя.

Помимо политических изменений в стране происходили и изменения в быту и жизни всех людей, что ярко отразилось в произведении «Домострой» написанный Сильвестором». В этом произведении Сильвестр писал свои размышления о воспитании детей и семейной жизни.

Фрагмент из Домостроя

Как дети должны чтить отцов своих духовных и повиноваться им.

Наказывай сына своего в юности его и упокоит тебя в старости твоей и красоты придаст душе твоей; и не жалея бей ребёнка: если прутом посечешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти.

IV Динамическая пауза

Скороговорки (для динамической паузы)

1. Печатные Четьи - минеи всех рукописных милее.

2. Иван Грозный ответил грозно Курбскому прозой.

3. Афанасий Никитин, посетил Индию, а не Питер.

V. Закрепление (тестовая работа и работа с документами)

1. Работа с документами

Из ответа Ивана Грозного на послание князя Курбского:

Смотри и разумей: кто противится власти – противится Богу; а кто противится Богу, тот называется отступником, а это – наихудший грех. А ведь это сказано о всякой власти, даже о власти, приобретённой кровью и войной.

Как Иван Грозный объяснял происхождение царской власти

и своё право управлять?

Из «хождения за три моря» Афанасия Никитина:

Есть тут индийская страна и люди ходят все голые:

Голова не покрыта, волосы в одну косу плетены. Детей родят каждый год, и детей у них много. Мужи и жёны – все черны. Куда бы я ни пошёл, так за мной людей много дивятся белому человеку…

Что интересного можно узнать из книги Афанасия Никитина?

2.

Тест Оценка:

1. Кто изобрёл книгопечатание в России 7 б - 5

А) Макарий (1б) 6- 4 б - 4

Б) Сильвестр В) Иван Фёдоров 4-3 б - 3

2. Какое произведение написал Сильвестр 2-1 б - 2

А) Хожение за три моря б)Лицевой свод (1б)

В) Домострой

3. Какой правитель вёл переписку с князем Курбским

А) Иван Грозный б)Иван Калита (1б)

В) Василий Тёмный

4.К значению книгопечатания относиться (1 б)

А) Развитие экономики страны

Б) Развитие культуры

В) Развитие торговли

*5. Как история страны XV- XVI вв. отразилась в её культуре (3б)

(приведите не менее 3 примеров)

VI Подведение итогов

Проверка теста, обсуждения вопроса № 5 теста.

VII Домашние задание

П. 33 стр. 236 – 239., конспект в тетради, в.6 с. 245

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области