Как помочь неговорящему ребенку?
Консультация для родителей.
В последнее время заметно увеличилось количество детей, которые не говорят в 2-3 года и даже позже.
Ответственные родители с самыми лучшими намерениями начинают усиливать речевую нагрузку, настойчиво и постоянно просить неговорящего малыша повторять за ними слова
⠀А ребёнок тем временем выдает им совершенно другую реакцию:
▪️ в ответ на вопросы отворачивается, опускает голову, может убежать или заплакать;
▪️ использует в основном жесты;
▪️ закрывает уши, когда ему читают;
▪️ проявляет агрессию при чтении: может закрывать читающему рот, бросать или рвать книжки;
▪️ старается сам, без помощи взрослых удовлетворить свои потребности: например, сам достаёт игрушки с полки, сам берёт из шкафа нужные вещи, и т.д.
▪️ отстраняется от сверстников, чувствуя свою неполноценность, может проявлять агрессию.
⠀Подобные проявления являются признаками речевого негативизма.⠀
Что нужно предпринять, если сложилась такая ситуация?
✅ Сходить на консультацию к логопеду.
✅ Исключить слова-просьбы: «скажи», «повтори», «неправильно» и т.п.
✅ Играть с ребёнком в простые игры в непринуждённой форме. Важно подбирать игры, в которые ему будет интересно играть.
✅ Во время игры произносить каждое свое действие и действие ребёнка, но не просить повторить.
✅ Очень хорошо в процессе игры использовать диалог. Не просто постоянно называть предметы и действия, а задавать ребёнку вопросы, делать паузы, давая ему понять, что он должен отреагировать, что пришла его очередь.
✅Говорить с малышом кратко, понятно: предложениями, состоящими из 2-3 слов.
✅Искренне хвалить ребёнка за каждое достижение.
⠀Самая главная наша задача – вызвать у ребёнка желание говорить.
Чтобы иметь возможность вступить в коммуникацию ребенок должен овладеть многим навыкам. Эти навыки начинают развиваться у ребенка с самого рождения. Эти навыки, как кирпичики, которые нам необходимы, чтобы построить дом. Как кирпичики соединяются вместе, чтобы получился дом, так навыки для возникновения коммуникации соединяются вместе, чтобы ребенок приобрёл возможность заговорить.
Данная пирамида показывает, что необходимо ребенку, чтобы прийти к речи. Развитие ребенка идет снизу-вверх. Поэтому важен фундамент, "нижние этажи" пирамиды. Если у ребенка есть проблемы на "нижних этажах" пирамиды, то не стоит требовать от ребенка формирования навыка, который находится на более высоких "этажах".
Речь не появляется просто так, это не отдельная структура. Речь- это высшая психическая функция. Чтобы подняться к вершине пирамиды, нужно уделить внимание каждому "этажу".
Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа, большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но при этом роль заботливых и ответственных родителей бесконечно велика, так как именно они будут закреплять речевые навыки ребенка. Без многократного повторения не будет результата.
Чтобы работа по запуску речи у неговорящих детей была продуктивной, нужно выполнять ее в определенной последовательности: