Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Открытый урок

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Здравствуйте, ребята!

Вы готовы к уроку? Начнем урок развития речи. Сегодня мы проведем открытый урок. Открываем тетради, пишем дату и тему урока «Обучающее подробное изложение текста-повествования с языковым разбором».

Цель урока: 

- подготовка к написанию изложения;

- отработать и закрепить умение подробно и связно пересказывать текст - повествование.

Задачи:

- обогатить словарный запас;

- развивать устную и письменную речь.

Учитель: Итак, ребята, что вы видите на экране? (ответы ребят)

- 1812 г.

- 1914 – 1918 гг.

- 1941 – 1945 гг.

1 дата – это дата Бородинского сражения.

Бородинское сражение – крупнейшая битва в Отечественной войне 1812 года между русской армией под руководством Михаила Кутузова и французской армией под командованием Наполеона Бонапарта.

Бородинское сражение состоялось 26 августа 1812 года возле деревни Бородино, расположенной в 125 км от столицы. Оно состоялось по настоянию Александра I, который не хотел отдавать французам Москву без боя. По мнению русскихвоеначальников, это место было идеальным для встречи с противником. Бородинское поле позволяло русской армии выполнять военные маневры и перекрывало дороги, ведущие к столице.

Великий русский поэт Лермонтов написал об этой битве самую знаменитую поэму, которая так и называется – «Бородино». 

2 дата – это дата 1 мировой войны.

3 дата – это дата Великой Отечественной войны.

Каждая эпоха имеет свой язык. Этот язык эпохи связан с историей. Я для вас подготовила исторические фотографии и картины.

Ребята, я предлагаю вам найти важные детали и строить свое размышление с разных позиций с помощью опорных слов – помощников (Исторические фотографии:

1. Иван Иннокентьевич Андросов

Родился в селе Баяга Таттинского улуса. Когда началась война, добровольно записался в солдаты. В 1915-1917 годах был командиром отделения русской армии на германском фронте. По его рассказам, особенно страшно было во время штыкового боя. За мужество награжден высшей солдатской наградой - двумя Георгиевскими крестами.

На родину Иван Андросов вернулся в 1918 году. Работал надзирателем якутской тюрьмы, милиционером. С появлением белобандитов принял участие в борьбе с ними.

8 апреля 1922 года в местности «Бэс» был расстрелян из бандитской засады вместе с другими разведчиками.

2. Вов проводы на войну

3.Оленно – лыжный батальон.

На фронте оленно - транспортные подразделения оказались незаменимыми помощниками: они перевозили раненых; доставляли различные грузы; перевозили почту, в том числе, и важные донесения; сопровождали в тыл партизан, которые с их помощью могли углубиться в тыл на 300 и более километров; принимали участие в разведывательных операциях и доставляли десантников в тыл врага.

Олени шли там, где не мог пройти ни один транспорт — ни боевая машина, ни гужевой или автомобильный. Бойцы звали эти формирования «рогатыми батальонами» и «арктическими танками». Враги звали их «серыми призраками», появляющимися ниоткуда и растворяющимися в белой мгле. 

12 лыжных оленьих батальонов служило в Карельским фронте).  

Пространство картины

Ребята, а теперь давайте найдите важные детали картины и постарайтесь строить свое размышление с разных позиций с помощью опорных слов – помощников

Продуктивная беседа. Актуализация имеющихся знаний об изложении в ходе беседы 

- Какой вид работы по развитию нашей речи называется изложением?

- Для чего может пригодиться вам умение писать изложение? (Изложения учат воспринимать речь на слух, запоминать. Написание изложений помогает активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь. Развитая речь - это основа уверенности и успеха. Также мы готовимся к экзамену в 9 кл.)

- Изложение – это письменный текст.

- Какие типы текстов вам известны? Давайте вспомним особенности этих типов.

Описание – это характеристика предмета или объекта, описание подробностей, деталей, внешнего вида человека, вещи или интерьера комнаты.

Повествование – это передача цепи событий, среди которых можно выделить завязку действия, кульминацию (высшую точку) и развязку действия. Повествование содержит в себе рассказ о каком-то событии и его последствиях, итоге.

Рассуждение – это аргументативный тип текста, цель которого – доказать или опровергнуть какую-то мысль, называемую тезисом, с помощью системы доказательств (аргументов).

4. Повторяем и закрепляем понятия темы текста и его основной мысли.
Изложение – вторичный текст, построенный на основе первичного. Но как и первичный, текст, который создадите вы, должен быть СВЯЗНЫМ. Что это значит? Это значит, что он должен обладать темой (предмет речи, О ЧЕМ говорится) и основной мыслью (содержанием речи, тем, ЧТО говорится). Кроме того, в связном тексте все предложения связаны не только по смыслу, но и с помощью особых средств связи. Например, местоимения, которые заменяют существительные и помогают избежать многочисленных и излишних повторов.

Примерный план

1. Выбор позиции

2. Бой 5 сентября

3. Начало Бородинского сражения

4. Атака левого фланга.

5. Бой на кургане

6. Память народа

Вопросы для беседы:

- К какому типу относится этот текст? (повествовательному)

- Какова тема текста? (Бородино, бородинская битва)

- Какова основная мысль текста? (героизм русского народа, встающего на защиту Отечества)

- Как бы вы озаглавили этот текст? (Заголовок отражает тему и основную мысль).

- Сколько абзацев имеет текст? (Части текста отражают последовательность раскрытия его темы - 5).

- С кем шла война в 1812 году? (с французской армией)

- Кто такой Наполеон? (Наполеон Бонапарт (1769–1821 гг.) – французский государственный деятель и блестящий полководец, дипломат, император Франции (1804–1814 гг.). Принимал участие в Великой французской революции, вследствие которой и пришел к власти)

- Кто такой Кутузов? (Михаил Илларионович (1745—1813), российский полководец и дипломат. Родился 16 сентября 1745 г. в Петербурге в семье генерал-поручика из старинного дворянского рода. С отличием окончил артиллерийскую школу в Петербурге (1759 г.)

- Какое значение имело Бородинское сражение для хода и всей русской истории? (для России Бородинское сражение ознаменовало крушение планов Наполеона и его полководцев, ведь хоть он и достиг Москвы, он не добился капитуляции. Дух русских солдат только усилился, а их воля к победе была несгибаема)

- Когда началось Бородинское сражение? (7 сентября)

- Каким образом французы заняли левый фланг? (атаковали 7 раз, в конце концов французы заняли укрепления, но продвинуться дальше не смогли)

- Как сражались пехотинцы в центре поля? (храбро, даже раненые не покидали поле боя)

- Что решило исход дела? (Кутузов направил к левому флангу французов конницу)

- Почему Бородинское сражение осталось навечно в памяти народа? (это была славная страница нашей истории, сплочение народа, одержание победы)

Словарная работа

Ребята, дежурные по словарю (Павел, Женя, Юра, Айтал)

Атака – стремительное и скоординированное движение войск и сил против неприятеля. 

Позиция – место расположения чего-либо, многозначное слово:  место расположения формирования.

Артиллерия – род войск, основным вооружением которого являются артиллерийские орудия — огнестрельное оружие относительно крупного калибра: пушки, гаубицы, миномёты и т. п. (артиллерийские установки различного типа и ствольные реактивные установки),

Фланг – правая и левая оконечности расположения войск (сил), боевого, производного порядка войск (сил) (подразделений, частей (кораблей) и тому подобное) или оперативного построения войск называемые правым и левым флангом — правый или левый край строя.

Конница – род войск, в котором для ведения боевых действий и/или передвижения использовалась верховая лошадь. 

Учитель: Составьте предложения с этими словами.

Разобрать слова по составу (морфемный разбор и словообразовательные разборы слова)

Французские относится к части речи имя прилагательное, отвечает на вопрос какие? Способ образования слова суффиксальный

Отбрасывали пристав-суфф способ образ слов

Продвинуться

Мужественно

- Составьте с ними словосочетание.

Ребята, на ВПР по ря морф-й и словообраз-й разборы это какое задание? (2 задание). Сколько баллов мы получаем за выполнение этого задания? (6 – 3/3).

Морфологический разбор слова

Пехотинцы (кто?) имя сущ, нач. форма пехотинец

Славная (страница) (какая?) имя прилагат

- Это тоже 2 задание, максимальный балл – 3 балла.

Синтаксический разбор предложения

Кутузов решил дать Наполеону генеральное сражение.

- Это тоже 2 задание, максимальный балл – 3 балла.

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является

Он выбрал удобную позицию у села Бородино.

- это 5 задание. Максим балл 3 балла.

ДЗ: Повторное чтение текста с заданием подготовить выборочный пересказ описания Бородинского боя.

Рефлексия:

- С какими трудностями вы встретились сегодня на уроке?

- Как вы их преодолели? (как вы с ними справились?)

- Какой вид работы по развитию нашей речи называется изложением?

- Для чего может пригодиться вам умение писать изложение? (Изложения учат воспринимать речь на слух, запоминать. Написание изложений помогает активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь. Развитая речь - это основа уверенности и успеха. Также мы готовимся к экзамену в 9 кл.)

- Какой вид работы по развитию нашей речи называется изложением?

- Для чего может пригодиться вам умение писать изложение? (Изложения учат воспринимать речь на слух, запоминать. Написание изложений помогает активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь. Развитая речь - это основа уверенности и успеха. Также мы готовимся к экзамену в 9 кл.)

- Какой вид работы по развитию нашей речи называется изложением?

- Для чего может пригодиться вам умение писать изложение? (Изложения учат воспринимать речь на слух, запоминать. Написание изложений помогает активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь. Развитая речь - это основа уверенности и успеха. Также мы готовимся к экзамену в 9 кл.)

- Какие типы текстов вам известны? Давайте вспомним особенности этих типов.

Описание – это характеристика предмета или объекта, описание подробностей, деталей, внешнего вида человека, вещи или интерьера комнаты.

Повествование – это передача цепи событий, среди которых можно выделить завязку действия, кульминацию (высшую точку) и развязку действия. Повествование содержит в себе рассказ о каком-то событии и его последствиях, итоге.

Рассуждение – это аргументативный тип текста, цель которого – доказать или опровергнуть какую-то мысль, называемую тезисом, с помощью системы доказательств (аргументов).

- Какие типы текстов вам известны? Давайте вспомним особенности этих типов.

Описание – это характеристика предмета или объекта, описание подробностей, деталей, внешнего вида человека, вещи или интерьера комнаты.

Повествование – это передача цепи событий, среди которых можно выделить завязку действия, кульминацию (высшую точку) и развязку действия. Повествование содержит в себе рассказ о каком-то событии и его последствиях, итоге.

Рассуждение – это аргументативный тип текста, цель которого – доказать или опровергнуть какую-то мысль, называемую тезисом, с помощью системы доказательств (аргументов).

- Какие типы текстов вам известны? Давайте вспомним особенности этих типов.

Описание – это характеристика предмета или объекта, описание подробностей, деталей, внешнего вида человека, вещи или интерьера комнаты.

Повествование – это передача цепи событий, среди которых можно выделить завязку действия, кульминацию (высшую точку) и развязку действия. Повествование содержит в себе рассказ о каком-то событии и его последствиях, итоге.

Рассуждение – это аргументативный тип текста, цель которого – доказать или опровергнуть какую-то мысль, называемую тезисом, с помощью системы доказательств (аргументов).

Вопросы для беседы:

- К какому типу относится этот текст? (повествовательному)

- Какова тема текста? (Бородино, бородинская битва)

- Какова основная мысль текста? (героизм русского народа, встающего на защиту Отечества)

- Как бы вы озаглавили этот текст? (Заголовок отражает тему и основную мысль).

- Сколько абзацев имеет текст? (Части текста отражают последовательность раскрытия его темы - 5).

- С кем шла война в 1812 году? (с французской армией)

- Кто такой Наполеон? (Наполеон Бонапарт (1769–1821 гг.) – французский государственный деятель и блестящий полководец, дипломат, император Франции (1804–1814 гг.). Принимал участие в Великой французской революции, вследствие которой и пришел к власти)

- Кто такой Кутузов? (Михаил Илларионович (1745—1813), российский полководец и дипломат. Родился 16 сентября 1745 г. в Петербурге в семье генерал-поручика из старинного дворянского рода. С отличием окончил артиллерийскую школу в Петербурге (1759 г.)

- Какое значение имело Бородинское сражение для хода и всей русской истории? (для России Бородинское сражение ознаменовало крушение планов Наполеона и его полководцев, ведь хоть он и достиг Москвы, он не добился капитуляции. Дух русских солдат только усилился, а их воля к победе была несгибаема)

- Когда началось Бородинское сражение? (7 сентября)

- Каким образом французы заняли левый фланг? (атаковали 7 раз, в конце концов французы заняли укрепления, но продвинуться дальше не смогли)

- Как сражались пехотинцы в центре поля? (храбро, даже раненые не покидали поле боя)

- Что решило исход дела? (Кутузов направил к левому флангу французов конницу)

- Почему Бородинское сражение осталось навечно в памяти народа? (это была славная страница нашей истории, сплочение народа, одержание победы)

Конспект урока в 6 классе «Обучающее подробное изложение текста-повествования»

Тип урока: урок отработки и закрепления знаний, умений, навыков 

Оборудование: памятки, тетради для работ по развитию речи, черновики

Цель учителя: создать и закрепить представление об изложении как письменном пересказе текста; способствовать формированию умения пересказывать текст подробно и связно, самостоятельно подбирая языковые средства.

Цель учащихся: отработать и закрепить умение подробно и связно пересказывать текст-повествование с элементами описания письменно.

Этапы урока

Изложение – это письменный текст. Какие типы текстов вам известны? Давайте вспомним особенности этих типов.

Описание – это характеристика предмета или объекта, описание подробностей, деталей, внешнего вида человека, вещи или интерьера комнаты.

Повествование – это передача цепи событий, среди которых можно выделить завязку действия, кульминацию (высшую точку) и развязку действия. Повествование содержит в себе рассказ о каком-то событии и его последствиях, итоге.

Рассуждение – это аргументативный тип текста, цель которого – доказать или опровергнуть какую-то мысль, называемую тезисом, с помощью системы доказательств (аргументов).

4. Повторяем и закрепляем понятия темы текста и его основной мысли.
Изложение – вторичный текст, построенный на основе первичного. Но как и первичный, текст, который создадите вы, должен быть СВЯЗНЫМ. Что это значит? Это значит, что он должен обладать темой (предмет речи, О ЧЕМ говорится) и основной мыслью (содержанием речи, тем, ЧТО говорится). Кроме того, в связном тексте все предложения связаны не только по смыслу, но и с помощью особых средств связи. Например, местоимения, которые заменяют существительные и помогают избежать многочисленных и излишних повторов.

II. Работа с текстом. Цель этапа – подготовиться к письменному пересказу текста: познакомиться с содержанием, составить план будущего высказывания, предупредить возможные ошибки

Вопросы для беседы:

Для того чтобы текст было легче восстановить по памяти, необходимо составить план. План может быть кратким и подробным. Сейчас мы составим подробный план теста, чтобы восстановить его было легче.
План текста:

I. Вступительная часть. Заблудившийся щенок остался один на один с враждебным миром.

II. Основная часть. Щенок вспоминает тёплый дом и молит о помощи.

III. Заключительная часть. Хозяин отыскал щенка, но навсегда ему запомнится чувство одиночества, которое он испытал той ночью.

На доске записаны ключевые слова, обучающиеся подбирают и записывают синонимичные языковые средства (прилагательные, глаголы)

1 абзац:

Заборы (незнакомые, чужие, высокие), псы (разъяренные, беспощадные, злобные, цепные, огромные, небо (темное, холодное, ночное, далекое), звезды (холодные, крупные, стеклянные, белые, ледяные), ночь (сырая, холодная), ветер (завывает, печально поет, клонит деревья, воет, плачет), земля (сырая, черная, мокрая, холодная).

2 абзац:

Щенок (малыш, усталый, уставший, измученный, испуганный, отчаявшийся, одинокий, замерзший, обессиливший), дом (теплый, просторный, уютный, светлый), хозяйский сын Шурик (шустрый, добрый, заботливый) на коврике (что делать?) (потягиваться, дремать, спать, свернуться калачиком, греться), визг (тонкий, отчаянный, плач).

3 абзац:

Окрик хозяина (раздался, послышался, нарушил ночную тишь), бросился (со всех ног, радостно, пулей), ладони хозяина (широкие, теплые, горячие, родные руки), ночь (сырая, осенняя, холодная, пугающая).  

а) объяснение орфограмм в словах: пятилетний, разразился, по-своему, по-собачьи, впервые;

б) повторение орфографических правил: тся/ться, безударная гласная в корне, непроизносимая согласная в корне, употребление строчной и прописной букв;

в) повторение пунктограмм: запятая при однородных членах; запятая, разделяющая части сложносочиненного предложения, запятая перед союзами А, НО. Отсутствие запятой при однородных членах, соединенных союзом И. Запятая перед словом КОТОРЫЙ.

5. Итоговое чтение текста. Запись заголовка. Пересказ текста одним из желающих учеников, оценивание по критериям: насколько близко к тексту; насколько точно подобраны речевые средства.

III. Написание собственного текста.

Подготовка к изложению. 6 класс

Приветствие.

На доске написано: 9 ДЕКАБРЯ - ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА

Ребята, а Вы знаете, что сегодня отмечается День героев Отечества?

- Как вы думаете, кто такие герои?

Сейчас мы узнаем подробнее об этом празднике (Выступление ученика-исследователя).

ИНФОРМАЦИЯ (лишнее вычеркнуть)

- Каких героев Отечества вы можете назвать? (3-4)

Работа со словарем. Дежурные по словарю находят лексическое значение слов ГЕРОЙ,ОТЕЧЕСТВО. Зачитывают первое значение. (остальные работают самостоятельно!!!) Напомнить, как можно формулировать – через синонимы 1-2 спросить Зачитывают дежурные

Мы узнали о Дне Героев Отечества.

- Давайте теперь подумаем, какие литературные произведения мы могли бы отнести к тематике сегодняшнего дня?

- Правильно! Бородино!

-Кто же автор этого стихотворения?

- Конечно! Михаил Юрьевич Лермонтов!

К изображению Бородино обращались и другие писатели и поэты – например, Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» я хочу показать вам отрывок из экранизации его романа.

При помощи видеоролика я предлагаю Вам представить события Бородинского сражения

Ребята! Мы вспомнили героев Отечества, перед нами текст, мы увидели ролик, ка вы думаете, какой вид работы нам сегодня предстоит???? – изложение!

Правильно! Сегодня мы с Вами будем готовиться к изложению, которое посвящено теме сегодняшнего праздника - Дню Героев Отечества.

Постановка целей и задач. (Уч-ся на своих листочках)

Цель: подготовка к написанию изложения

Задачи: 1 Обогатить словарного запаса,

2. Развивать устную и письменную речь.

Чтение текста.

- Докажите, что это текст: несколько предложений, связаны между собой по смыслу и грамматически

- Тип текста? – повествование

- стиль -? Художественный ??? Публицистический

Работа с текстом.

- Тема: Бородинское сражение

С кем шла война в 1812 году?

Кто такой Кутузов?

Кто такой Наполеон?

Когда началось Бородинское сражение?

Какое значение имело Бородинское сражение для хода войны и всей русской истории?

Почему война 1812 года называется Отечественной? -

Почему участников Бородинского сражения мы можем назвать Героями Отечества?

- Как вы думаете, какова главная мысль текста?

Чтение смыслового отрывка - название пункта плана

Пересказ отрывка.

Примерный план.

1.Выбор позиции

2.бой 5 сентября

3.Начало Бородинского сражения

4.Атака левого фланга.

5.Бой на кургане

6.Памть народа

Словарная работа. (Дежурные по словарю)

Атака, позиция, артиллерия, фланг, конница. Написаны на листе с пропусками

Разбор слов по составу. Французские, отбрасывали, продвинуться, мужественно. (проверка парами) Составить с ними словосочетания..

Найти предложение по схеме/ найти сложное предложение. (выпишите основы)

Повторное самостоятельное чтение текста. (если успеваем)

Достигли ли мы цели? Выполнили ли мы задачи, которые ставили перед собой на уроке.

Приложение №1.

9 декабря –День Героев Отечества

Герой – это_____________________________________________________

__________________________________________________________________

Отечество – это__________________________________________________

_______________________________________________________________

Цель:______________________________________________________________

Главная мысль текста:_____________________________________________

План текста.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Атака __________________________________________________________

Позиция________________________________________________________

Фланг__________________________________________________________

Артиллерия_____________________________________________________

Конница_______________________________________________________

Морфемный разбор (разбор слова по составу)

Французские___________________________________________________

Отбрасывали___________________________________________________

Продвинуться___________________________________________________

Мужественно____________________________________________________

Грамматические основы сложного предложения

_______________________________________________________________

Приложение № 2

Бородино

Осенью 1812 года Кутузов решил дать Наполеону генеральное сражение. Он выбрал удобную позицию у села Бородино. Эта позиция вынуждала противника атаковать русские войска в лоб на узком участке.

Вечером 5 сентября произошел бой французских войск с заградительным отрядом русской армии. К месту боя подъехал Наполеон. «Сколько взято русских пленных?» - спросил он. «Русские в плен не сдаются, ваше величество», - ответили ему его генералы. На другой день русские и французы готовились к сражению.

Рано утром 7 сентября загремели артиллерийские залпы, засвистели ядра и пули. Началась знаменитая Бородинская битва. Семь раз французы атаковали левый фланг. Огнем и штыками встречали их русские воины и отбрасывали назад. В конце концов французы заняли укрепления, но продвинуться дальше не смогли.

В центре Бородинского боя на кургане кипела кровавая схватка. Пехотинцы мужественно отбивали все атаки противника. Даже раненые не покидали поле боя. В разгар сражения Кутузов направил к левому флангу французов конницу. Наполеон вынужден был отступить. Поздно вечером сражение прекратилось.

Бородинское сражение осталось в памяти народа как славная страница нашей истории.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 13.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области