Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Психологические особенности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи ТНР. Методы коррекции.

Статья предназначена для педагогов ДОУ и родителей детей, имеющих речевые дефекты. Рассмотрены особенности психических процессов этих детей познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер. Предложены рекомендации по коррекции.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Примакова Наталья Ермолаевна, педагог-психолог.

Статья предназначена для педагогов ДОУ и родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР).

«Психологические особенности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и методы их коррекции»

«Наша речь – важнейшая часть не только

нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».

Д.С. Лихачев

Дети с ТНР – это особая категория детей, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на все психические процессы ребенка. К таким речевым дефектам относят: снижение активного/пассивного словаря; нарушения звукопроизношения; искажение слоговой структуры слова; недоразвитие лексико-грамматического строя речи; несформированность фонематических процессов; нарушение просодической стороны речи; недоразвитие связности речи.

Особенности речевой деятельности таких детей отражаются на формировании их сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

У детей с ТНР могут наблюдаться:

нарушения восприятия (слухового, зрительного, пространственного); неустойчивость, трудности переключения и распределения внимания; снижение мнестических процессов (памяти); снижение деятельности мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, установления логических связей, причинно-следственных отношений); интеллектуальная деятельность часто требует побуждения и стимуляции, многим детям трудно составить внутренний план решения задачи. Часто наблюдается недостаточная сформированность мелкой моторики (графомоторных навыков).

В эмоционально-волевой сфере отмечается эмоциональная незрелость, трудности произвольного поведения и саморегуляции. Таким детям свойственны перепады настроения, раздражительность, сензитивность, гипо- или гиперактивность.

Все это не может не отражаться на личностных особенностях ребенка, на характере его взаимоотношений с окружающими, на отношении к самому себе. В зависимости от формы и степени речевого нарушения, у таких детей могут наблюдаться следующие качества личности: застенчивость, нерешительность, замкнутость, речевой негативизм, уход от общения, чувство неполноценности, пассивность; обидчивость, агрессивность, импульсивность и др.

Педагоги и родители, понимая психологические особенности и специфику познавательной деятельности таких детей, должны учитывать это и корректировать свою работу / воспитание в соответствии с ними.

Во-первых, необходима комплексная работа специалистов (логопед, психолог, врач-невролог и др. – по показаниям), их взаимодействие и согласованность используемых подходов.

Во-вторых, нужно способствовать общему физическому развитию ребенка (режим, прогулки, физическая активность); использование здоровьесберегающих технологий на занятиях.

В-третьих, важна эмоционально-благоприятная и спокойная обстановка в семье, в коллективах, которые посещает ребенок. Часто таким детям необходимо найти область занятий, в которой они были бы успешны (кружки, увлечения и интересы), но не перегружать многочисленными секциями.

В ежедневном общении и взаимодействии с ребенком расширять и обогащать его кругозор, активный словарный запас, формировать и развивать восприятие (обращая внимание на те или иные свойства предметов и явлений), внимание, память, мышление, воображение, эмоциональный интеллект (обозначать эмоции и чувства, учить выражать их конструктивными способами), коммуникативные навыки. Важен личный пример взрослых, чтение детской литературы, просмотр спектаклей, мультфильмов с последующим обсуждением, применение различных игр (двигательных, настольных, дидактических, игр с правилами).

Родителям совсем необязательно владеть научными знаниями в области педагогики и психологии, применяя специальные методики для развития и обучения своего ребенка: «Смотри, какой большой сугроб! А где маленький? Как ты думаешь, почему снег тает? Скоро закончится весна, и придет лето. А на что похоже это облако? А давай посчитаем, сколько этажей в этом доме! Слышишь, где-то поет птичка! Смотри: кружка, тарелка, ложка, кастрюля – это все можно назвать одним словом «посуда» … Каждый родитель легко может развивать познавательные способности ребенка, обращая его внимание на объекты и явления окружающего мира, сравнивая и анализируя, вспоминая что-то вместе, рассуждая и обыгрывая разные ситуации.

Детская психика очень пластична и имеет много компенсаторных возможностей. Необходимо каждый день уделять немного времени психофизическому развитию ребенка, и тогда положительный результат обязательно будет.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 12.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области