Н.Н. Потылицына,
г. Красноярск
Такие разные и по-своему прекрасные –
наши мальчики и девочки, какими создала их природа.
То, что мальчики и девочки разные, знают все. Только в чем состоят эти различия? Психологи утверждают, что между девочками и мальчиками существуем множество принципиальных различий в мышлении и восприятии мира, которые педагоги обычно относят к индивидуальным чертам, а на самом деле перед нами типовые явления, свойственные определенному возрасту. То, что порой взрослый считает личным недостатком ребенка, оказывается нормой развития, случайно представшим перед ним в чуть более резкой форме.
Проанализировав состав детей по половому признаку, продумываем организацию предметно-развивающей среды в группе в соответствии с гендерными особенностями детей. В нашей группе мальчиков и девочек поровну. Поэтому необходимо было создать условия, чтобы мальчики и девочки одинаково комфортно чувствовали себя в группе.
Всем известно, что мальчики любят строить, разбирать игрушки и ремонтировать их, играть в военные игры. С этой целью конструктивно-строительный центр насытили разными видами конструкторов, строительным материалом, мелкими игрушками для обыгрывания режиссерских игр, детскими столярными инструментами. Наблюдая за мальчиками, выявили, что они приспосабливают игрушки, предметы для различных целей, ищут и неожиданное применение. Им присущ исследовательский интерес. Они стремятся разобраться в строении вещей, которые их окружают. Для развития исследовательской, поисковой деятельности мальчиков в совместной деятельности стараемся объяснить им не до конца, а с помощью наводящих вопросов натолкнуть на самостоятельный поиск решения поставленных задач.
Девочки любят играть в сюжетно-ролевые и режиссерские игры на бытовые темы. В группе оборудовали «Салон красоты», «Ателье», «Аптеку», «Библиотеку». Так как девочки чаще используют игрушки по назначению, руководствуясь принципом «играть, как положено», и устройство для сюжетно-ролевых игр изготовили по назначению, руководствуясь принципом, «как положено», и устройство предметов, игрушек, их не интересует, для сюжетно-ролевых игр изготовили алгоритмы трудовых процессов.
Специально для девочек имеется уголок «Рукодельница», в котором есть бусины, бисер, пуговицы, нитки различной фактуры. В свободное время девочки осваивают приемы работы иголкой, ниткой и ножницами, развивают мелкую моторику, воображение и творческий потенциал. Учитывая психофизиологические особенности девочек, объясняем им весь принцип деятельности, и тогда типовые, подобные действия они решают очень легко.
В центре грамотности подобрали книги с учетов гендерных особенностей: для мальчиков – познавательная (энциклопедии, научно-популярные журналы) и художественная литература, с помощью которой на примере героев формируем у них такие качества, как смелость, решительность, быстрота реакции. Книги и журналы для девочек помогают воспитывать любовь к близким людям, трудолюбие, ответственность, учат их ухаживать за собой, красиво одеваться.
Гендерные особенности мальчиков и девочек учитываем и при организации образовательного процесса. Психологами доказано, что активная речь появляется раньше у девочек, они раньше вступают в полноценное вербальное общение. Зная эту особенность, при проведении занятий для девочек используем словесные методы обучения. Для мальчиков же в большей степени используется наглядность.
На начальном этапе развития разговор ведется в основном с девочками, так ка они обычно сразу после начала набирают более высокий уровень работоспособности. Это видно по глазам. Мальчики же долго раскачиваются, позже включаются в процесс занятия и на воспитателя смотрят редко. Поэтому для мальчиков придумали сигнальные карточки: красная – не готов к ответу, зеленая – готов.
У девочек речевая активность выше, для них характерен более высокий темп речи, но их ответы однообразны и стандартны. Поэтому, когда необходимо услышать интересный, неординарный ответ, то обращаемся за помощью к мальчикам. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах.
На занятиях по развитию речи, когда необходимо пересказать литературный текст, диалог литературных героев, быстро разучить стихотворение, обращаемся к девочкам, так как они лучше выполняют задание на воспроизведение речевых образцов.
Мальчикам же больше даем речевые задания творческого характера: придумать рассказ на заданную тему, сочинить сказку или загадку. Их рассказы интересны по содержанию, имеют необычную развязку и логическое построение сюжета.
В заключении хочется еще раз напомнить. Что мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают. Старайтесь понять и принять наших мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.
Библиографический список