Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование пространственно - временных представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр

Распространение опыта работы среди педагогов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Формирование пространственно - временных представлений

у старших дошкольников посредством дидактических игр

Составил(а) учитель – логопед

Зарипова Л.М.

Туймазы 2021

Актуальность

Предметы и явления окружающего мира выступают в многообразии пространственно -временных отношений, которые должны быть познаны уже в дошкольном возрасте. Для полноценного овладения письмом ребенку необходимо взаимно трансформировать пространственно- временную последовательность графических знаков. Дети, у которых не сформированы пространственно- временные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных.

Актуальность образовательного проекта (исследования) обусловлена тем, что современная система обучения в начальной школе предъявляет новые требования к будущему первокласснику. Принцип развивающего образования провозглашен одним из основных в реформировании российской школы. Поэтому одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей универсальных умений и способностей – ключевых компетенций (социальной, коммуникативной, когнитивной, информационной, общекультурной). Наиболее востребованным становится учет индивидуально-типологических особенностей в познавательной сфере, таких как восприятие, внимание, память, мышление.

Игра создает тот положительный эмоциональный фон, когда усвоение знаний, умений и навыков происходит более легко и прочно. Наибольшее значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры, так как их основная цель – обучающая. Через использование дидактических игр я вижу решение данной проблемы.

Цель

Формирование пространственно-временных представлений и познавательных способностей у старших дошкольников через использование дидактических игр.

Задачи

1. Сформировать навыки правильного использования предлогов в речи. 2. Разработать блок дидактических игр по формированию пространственно-временных представлений и познавательных способностей.

3. Систематизировать и модифицировать дидактические игры по формированию пространственно-временных представлений. 4. Развить у детей устойчивый интерес к занятиям.

5. Развить коммуникативные способности детей.

6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Предмет исследования

Влияние дидактической игры на формирование пространственно-временных представлений и познавательных способностей.

Объект исследования

Система логопедической работы по формированию пространственно-временных представлений и познавательных способностей.

Гипотеза

Процесс формирования пространственно-временных представлений будет эффективным, если:

- активно включать в занятия дидактические игры;

- обеспечить логопедические занятия разнообразным дидактическим материалом;

- учитывать индивидуальные речевые и психические особенности детей.

Целевые группы

- Дети старшей и подготовительной к школе группы;

-воспитатели;

- родители.

По продолжительности – долгосрочный

Ожидаемые результаты

1. Повышение результативности и качества по формирования пространственно-временных представлений.

2. Формирование эмоциональной заинтересованности детей к занятиям.

3. Активизация познавательной деятельности.

Методы исследования

1. Изучение психолого-педагогической, логопедической, методической литературы по теме.

2. Проектирование этапов.

3. Диагностирование.

4. Сравнение.

5. Анализ результатов исследования.

Формы реализации

С педагогическим коллективом: семинары, педагогические советы, просмотры, консультации.

С детьми: ООД, праздники.

С родителями: консультации.

Этапы

Организационно-подготовительный этап

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта.

Подбор литературы

Составление планирования.

Разработка д/и по формированию пространственно-временных представлений

Проведение диагностики. Анкетирование родителей

Основной этап

Работа по реализации проекта

- широкое применение дидактических игр на занятиях;

- апробирование разработанных д/и;

- проведение семинара-практикума: «Дидактические игры для формирования пространственно-временных представлений».

Диагностика конечного уровня

Просветительная работа

-консультации: «Дидактическая игра - средство развития речи», «Роль игры в психологическом развитии ребенка»;

- изготовление папки передвижки «Дидактические игры в семье».

Заключительный этап

Анализ полученных результатов

Презентация

Перспективы на будущее

Сравнительные показатели результатов реализации проекта

В работе с детьми экспериментальной группы использовались различные дидактические игры и игровые ситуации. А с детьми контрольной группы в ходе занятий решались те же коррекционные задачи, что и с детьми первой группы, но с помощью традиционных методов, дидактические игры тоже использовались, но гораздо в меньшей степени.

Анализ результатов, полученных на контрольном этапе, и сравнение их с данными констатирующего этапа эксперимента, показали, что формирование пространственно- временных представлений у детей экспериментальной группы в результате коррекционного воздействия с широким привлечением дидактической игры показал более высокий уровень успешности.

Выводы

В результате активного применения дидактических игр по формированию пространственно- временных представлений повысились:

- качество и стабильность результатов;

- мотивация к обучению;

- коммуникативные способности детей;

- заинтересованность родителей в коррекционно-педагогическом процессе.

Был разработан и апробирован блок дидактических игр по формированию пространственно- временных представлений. Систематизированы и модифицированы дидактические игры .

Дальнейшее развитие проекта

Внедрить свой опыт в другие группы ДОУ.

Усовершенствовать методы работы по формированию пространственно- временных представлений в игровой форме.

Приложение 1 Игры на формирование пространственно- временных представлений

Приложение 1

Игры на формирование пространственно- временных представлений

Игра «Ну-ка правая (левая) рука дотянись до носа (до правого (левого) уха (плеча, колена, локтя)»

Дидактическая цель: совершенствовать умение ориентироваться в схеме своего тела. Оборудование: не требуется.

Ход игры: Дети становятся в круг. Педагог дает задание «Ну-ка, правая рука дотянись до правого плеча» (дети выполняют задание. Проверяется правильность выполнения).

Игра «Встань туда, куда я предлагаю»

Дидактическая цель: учить детей употреблять предлоги «за», «перед», «справа», «слева». Оборудование: не требуется.

Ход игры: Дети сидят . Дается задание «Встань за мной» (передо мной, справа от меня, слева от меня).

Игра «Положи туда, куда я скажу»

Дидактическая цель: учить детей употреблять предлоги под, из - под, на, около.

Оборудование: мяч (игрушки), карандаш, книга, пенал.

Ход игры: Дети сидят. Приглашается 1 ребенок: «Положи книгу на стол», «Положи карандаш в пенал», «Мяч положи под стол», «Достань мяч из - под стола», т.д.

Игра «Волшебный мешочек ( волшебная коробка)»

Дидактическая цель: учить детей правильно употреблять предлог «из» с существительным в родительном падеже.

Оборудование: небольшой мешочек из ткани (коробка), мелкие игрушки (машинка, фигурки животных, и т.д.).

Игра «С какого дерева лист»

Дидактическая цель: закреплять умение пользоваться в речи предлогами «с», «у». Оборудование: листья трех-четырех знакомых видов деревьев, иллюстрации деревьев.

Ход игры: Вариант № 1. Педагог показывает детям листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Дети говорят: «С березы, с клена…». Затем вместе ищут по листьям названное дерево по иллюстрациям.

Вариант № 2 Педагог раздает детям разные листья, предлагает подойти к иллюстрации дерева, на котором такие же листья, как у них в руке, и назвать его: «Такие же листья у березы, у клена».

Игра «Что над нами, что под нами?»

Дидактическая цель: учить дифференцировать предлоги «над» и «под» в речи. Оборудование: не требуется.

Ход игры Предлагается детям поднять голову и назвать, что они видят вверху. Затем он просит их придумать предложения, которые начинаются со слов «Над нами…» (потолок, лампы). После этого дети опускают голову, называют то, что видят внизу, и придумывают предложения со словами «Под нами…» (пол, линолеум, т.п.).

Игра «Что под шапкой?»

Дидактическая цель: учить правильно называть звук /ш/ в словах, составлять предложения, используя предлог «под» в речи.

Оборудование: картинки

Ход игры. Предлагается детям рассмотреть картинки и назвать, что под шапкой.

Игра на развитие межполушарных связей.Дидактическая цель: развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы глаз и рук, улучшение координации и пространственно-графической ориентации.

Оборудование: распечатанные рисунки.

Игра «Колечко»

Дидактическая цель: развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы глаз и рук, улучшение координации и пространственно-графической ориентации.

Оборудование: не требуется.

(Поочередное перебирание (соединение кончиков) пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и д.т. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно).

Игра «Что где находится?»

Дидактическая цель: формирование умения ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: наборное полотно, картинки (положи …в верхнем правом углу, … в

нижнем левом углу).

Игра «Что под шапкой?»

Цель: учить правильно называть звук /ш/ в словах, составлять предложения, используя предлог «под» в речи.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области