Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Формирование пространственно - временных представлений
у старших дошкольников посредством дидактических игр
Составил(а) учитель – логопед
Зарипова Л.М.
Туймазы 2021
Актуальность
Предметы и явления окружающего мира выступают в многообразии пространственно -временных отношений, которые должны быть познаны уже в дошкольном возрасте. Для полноценного овладения письмом ребенку необходимо взаимно трансформировать пространственно- временную последовательность графических знаков. Дети, у которых не сформированы пространственно- временные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных.
Актуальность образовательного проекта (исследования) обусловлена тем, что современная система обучения в начальной школе предъявляет новые требования к будущему первокласснику. Принцип развивающего образования провозглашен одним из основных в реформировании российской школы. Поэтому одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей универсальных умений и способностей – ключевых компетенций (социальной, коммуникативной, когнитивной, информационной, общекультурной). Наиболее востребованным становится учет индивидуально-типологических особенностей в познавательной сфере, таких как восприятие, внимание, память, мышление.
Игра создает тот положительный эмоциональный фон, когда усвоение знаний, умений и навыков происходит более легко и прочно. Наибольшее значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры, так как их основная цель – обучающая. Через использование дидактических игр я вижу решение данной проблемы.
Цель
Формирование пространственно-временных представлений и познавательных способностей у старших дошкольников через использование дидактических игр.
Задачи
1. Сформировать навыки правильного использования предлогов в речи. 2. Разработать блок дидактических игр по формированию пространственно-временных представлений и познавательных способностей.
3. Систематизировать и модифицировать дидактические игры по формированию пространственно-временных представлений. 4. Развить у детей устойчивый интерес к занятиям.
5. Развить коммуникативные способности детей.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Предмет исследования
Влияние дидактической игры на формирование пространственно-временных представлений и познавательных способностей.
Объект исследования
Система логопедической работы по формированию пространственно-временных представлений и познавательных способностей.
Гипотеза
Процесс формирования пространственно-временных представлений будет эффективным, если:
- активно включать в занятия дидактические игры;
- обеспечить логопедические занятия разнообразным дидактическим материалом;
- учитывать индивидуальные речевые и психические особенности детей.
Целевые группы
- Дети старшей и подготовительной к школе группы;
-воспитатели;
- родители.
По продолжительности – долгосрочный
Ожидаемые результаты
1. Повышение результативности и качества по формирования пространственно-временных представлений.
2. Формирование эмоциональной заинтересованности детей к занятиям.
3. Активизация познавательной деятельности.
Методы исследования
1. Изучение психолого-педагогической, логопедической, методической литературы по теме.
2. Проектирование этапов.
3. Диагностирование.
4. Сравнение.
5. Анализ результатов исследования.
Формы реализации
С педагогическим коллективом: семинары, педагогические советы, просмотры, консультации.
С детьми: ООД, праздники.
С родителями: консультации.
Этапы
Организационно-подготовительный этап
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. | Подбор литературы | Составление планирования. Разработка д/и по формированию пространственно-временных представлений | Проведение диагностики. Анкетирование родителей |
Основной этап
Работа по реализации проекта - широкое применение дидактических игр на занятиях; - апробирование разработанных д/и; - проведение семинара-практикума: «Дидактические игры для формирования пространственно-временных представлений». | Диагностика конечного уровня | Просветительная работа -консультации: «Дидактическая игра - средство развития речи», «Роль игры в психологическом развитии ребенка»; - изготовление папки передвижки «Дидактические игры в семье». |
Заключительный этап
Анализ полученных результатов | Презентация | Перспективы на будущее |
Сравнительные показатели результатов реализации проекта
В работе с детьми экспериментальной группы использовались различные дидактические игры и игровые ситуации. А с детьми контрольной группы в ходе занятий решались те же коррекционные задачи, что и с детьми первой группы, но с помощью традиционных методов, дидактические игры тоже использовались, но гораздо в меньшей степени.
Анализ результатов, полученных на контрольном этапе, и сравнение их с данными констатирующего этапа эксперимента, показали, что формирование пространственно- временных представлений у детей экспериментальной группы в результате коррекционного воздействия с широким привлечением дидактической игры показал более высокий уровень успешности.
Выводы
В результате активного применения дидактических игр по формированию пространственно- временных представлений повысились:
- качество и стабильность результатов;
- мотивация к обучению;
- коммуникативные способности детей;
- заинтересованность родителей в коррекционно-педагогическом процессе.
Был разработан и апробирован блок дидактических игр по формированию пространственно- временных представлений. Систематизированы и модифицированы дидактические игры .
Дальнейшее развитие проекта
Внедрить свой опыт в другие группы ДОУ.
Усовершенствовать методы работы по формированию пространственно- временных представлений в игровой форме.
Приложение 1 Игры на формирование пространственно- временных представлений
Приложение 1
Игры на формирование пространственно- временных представлений
Игра «Ну-ка правая (левая) рука дотянись до носа (до правого (левого) уха (плеча, колена, локтя)»
Дидактическая цель: совершенствовать умение ориентироваться в схеме своего тела. Оборудование: не требуется.
Ход игры: Дети становятся в круг. Педагог дает задание «Ну-ка, правая рука дотянись до правого плеча» (дети выполняют задание. Проверяется правильность выполнения).
Игра «Встань туда, куда я предлагаю»
Дидактическая цель: учить детей употреблять предлоги «за», «перед», «справа», «слева». Оборудование: не требуется.
Ход игры: Дети сидят . Дается задание «Встань за мной» (передо мной, справа от меня, слева от меня).
Игра «Положи туда, куда я скажу»
Дидактическая цель: учить детей употреблять предлоги под, из - под, на, около.
Оборудование: мяч (игрушки), карандаш, книга, пенал.
Ход игры: Дети сидят. Приглашается 1 ребенок: «Положи книгу на стол», «Положи карандаш в пенал», «Мяч положи под стол», «Достань мяч из - под стола», т.д.
Игра «Волшебный мешочек ( волшебная коробка)»
Дидактическая цель: учить детей правильно употреблять предлог «из» с существительным в родительном падеже.
Оборудование: небольшой мешочек из ткани (коробка), мелкие игрушки (машинка, фигурки животных, и т.д.).
Игра «С какого дерева лист»
Дидактическая цель: закреплять умение пользоваться в речи предлогами «с», «у». Оборудование: листья трех-четырех знакомых видов деревьев, иллюстрации деревьев.
Ход игры: Вариант № 1. Педагог показывает детям листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Дети говорят: «С березы, с клена…». Затем вместе ищут по листьям названное дерево по иллюстрациям.
Вариант № 2 Педагог раздает детям разные листья, предлагает подойти к иллюстрации дерева, на котором такие же листья, как у них в руке, и назвать его: «Такие же листья у березы, у клена».
Игра «Что над нами, что под нами?»
Дидактическая цель: учить дифференцировать предлоги «над» и «под» в речи. Оборудование: не требуется.
Ход игры Предлагается детям поднять голову и назвать, что они видят вверху. Затем он просит их придумать предложения, которые начинаются со слов «Над нами…» (потолок, лампы). После этого дети опускают голову, называют то, что видят внизу, и придумывают предложения со словами «Под нами…» (пол, линолеум, т.п.).
Игра «Что под шапкой?»
Дидактическая цель: учить правильно называть звук /ш/ в словах, составлять предложения, используя предлог «под» в речи.
Оборудование: картинки
Ход игры. Предлагается детям рассмотреть картинки и назвать, что под шапкой.
Игра на развитие межполушарных связей.Дидактическая цель: развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы глаз и рук, улучшение координации и пространственно-графической ориентации.
Оборудование: распечатанные рисунки.
Игра «Колечко»
Дидактическая цель: развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы глаз и рук, улучшение координации и пространственно-графической ориентации.
Оборудование: не требуется.
(Поочередное перебирание (соединение кончиков) пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и д.т. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно).
Игра «Что где находится?»
Дидактическая цель: формирование умения ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование: наборное полотно, картинки (положи …в верхнем правом углу, … в
нижнем левом углу).
Игра «Что под шапкой?»
Цель: учить правильно называть звук /ш/ в словах, составлять предложения, используя предлог «под» в речи.