Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Создание художественного образа у детей дошкольного возраста при рисовании с натуры

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Создание художественного образа у детей дошкольного возраста при рисовании с натуры

Современные исследования направлены на поиск технологий преодоления стереотипности и шаблонности в детской изобразительной деятельности. Акцент делается на поиске таких педагогических условий, которые бы способствовали самостоятельному выстраиванию образа ребёнком, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Основным условием формирования художественного образа считают непосредственное чувственное ознакомление с предметами и явлениями действительности. Реализацией данного условия на практике может служить использование натуры в процессе рисования дошкольников.

Рисование с натуры – это чаще всего предметное рисование. Плоскостное изображение в работах встречается больше чем объемное. Например, чашка. Набросок выполняется простым карандашом или краской нейтрального цвета.

"Рисование с натуры" в ДОУ является одним из самых сложных в изобразительной деятельности детей. Данный вид рисования развивает у старших дошкольников зрительную память, пространственные представления, глазомерные функции, способности к анализу и синтезу.

     Рисование с натуры может укладываться в одно или два занятия. Небольшие натуры раздаются прямо детям на стол. Например, листья, кубик. Большая натура ставится так, чтобы всем было видно, с соблюдением определенных правил. Объект для рисования – игрушки, фрукты, овощи, растения, посуда. Объектов может быть несколько. Одинаковые (яблоки) и разные по форме и величине (ваза и апельсин).

      Натура должна отвечать требованиям:

 · выразительная

 · яркая

 · реалистичная (естественная окраска, пропорции…),

 · эстетичная.

Натуру размещают приблизительно на уровень глаз ребенка (в литературе рекомендовано чуть выше или ниже глаз ребенка), располагают в профиль или фас. Натурные постановки могут объединять от одного до нескольких объектов, причем одни могут загораживать другие.

Важно правильное восприятие и обследование натуры. Прорисовка в воздухе, проговаривание. Например, «Сначала листья идут вверх, потом слегка наклоняются и спускаются вниз».

От целостного восприятия объекта к детальному. То есть от больших деталей  переходить к маленьким. И затем снова обратиться к целостному созерцанию. Например, сколько листьев, цветов, как расположены…

Задачи рисования с натуры:

 · учить детей передавать реальную форму и цвет

 · соблюдать пропорциональное соотношение частей

 · регулировать силу нажима на карандаш

 · соблюдать последовательность наброска.

Правила рисования с натуры для детей.

1. Рисовать точно так, как видим. Например, как фотоаппарат.

2. Измерять меркой.

3. Делать разметку (набросок, планировку) на листе.

    Правила для педагогов:

1. Провести тщательное обследование предмета и разметку-набросок на листе в 1 части занятия.

2. Отследить точность передачи изображения натуры во 2 части.

3. Проанализировать точность рисунка в 3 части занятия.

Роль предварительной работы в успешной реализации рисунка огромна. Это детальное рассматривание растений, предметов на яву и в иллюстрациях, картинках, фотографиях. Наблюдение везде – группа, прогулка. Игры на развитие наблюдательности и внимания. Например, «Я целое, а ты моя часть», «Что сначала, что потом?», «Грузим на баржу все что, есть на картине, дереве и т.д.» Чтение, беседы о предмете рисования. Лепка, аппликация по данной теме. Индивидуальная работа с детьми. Беседы с родителями, стендовая информация, выставки детских и семейных работ.

Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. В рисовании с натуры ребёнок стремится передать не только особенности постановки, но и пытается выразить своё отношение к ней. Дети получают возможность отразить свои впечатления, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Задача взрослого – помочь ребёнку в этом. По мере накопления жизненного опыта ребёнок всё больше узнает и умеет делать. И чем больше и шире объём его знаний, чем богаче и разнообразнее представления и воображение, тем больше уверенности и изобразительности в умениях и навыках.

Обучение восприятию натуры надо начинать с младшего дошкольного возраста. Несмотря на то, что в этот период детям ещё не доступно рисование с натуры, однако начинать работу по использованию натуры в качестве объекта для изображения важно именно в этом возрасте. Малышам очень важно обследовать предметы с целью изучения их свойств и признаков. Это могут быть реальные предметы, объекты окружающей действительности, предметы с чётким силуэтом, в которых можно вычленить простые геометрические формы.

Таким образом, в процессе изучения натуры происходит развитие познавательной сферы ребёнка, стимулируется творческая активность. Со среднего дошкольного возраста возможно использование нескольких натурных постановок. Наиболее удачным можно считать использование натюрморта в качестве натуры. Натюрморты могут отличаться друг от друга. Главное учесть количество предметов и его компоновку. Педагог вместе с детьми может провести анализ всей композиции, её колорита, определить месторасположение всех её компонентов по отношению друг к другу. Такой анализ натуры позволит детям более удачно создать свой образ в рисунке. В старшем дошкольном возрасте натурные постановки для рисования становятся сложнее и разнообразнее, и дети уже сами могут их составлять. При таком подходе к практической деятельности развивается эстетический вкус. Очень важно в этом возрасте показать ребятам многоплановость композиции. Анализируя натуру, мы приучаем дошкольников выделять предметы в соответствии с их расположением по отношению друг к другу. Специально создавая композиции, где детям хорошо видна заслоняемость одного предмета другим, педагог способствует формированию умения строить многоплановые композиции при создании не только натюрморта, но и сюжетного рисунка. Специально подсвечивая натуру, педагог развивает умения детей видеть свет и тень, расширяет возможности световосприятия. Зачастую при организации работы, педагоги используют натуру только как образ для восприятия, а сам процесс рисования осуществляется по образцу-рисунку, выполненному заранее. Однако следует отметить, что еще в исследованиях Н.П. Сакулиной были сделаны выводы о специфическом влиянии на работу детей одновременного использования и натурного образа и образца-рисунка. В данном случае дети не смотрят на натуру, а срисовывают с образца. Образец в известной степени заслоняет от детей форму предмета. Наиболее целесообразно, в старшем дошкольном возрасте, использовать педагогические эскизы, где один и тот же натюрморт изображён с разных точек зрения разными материалами. Такие изображения будут вызывать у детей удивление и восхищение, что естественно повысит интерес к натуре. Очень важно построить процесс восприятия натуры в дошкольном возрасте так, чтобы ребёнок мог перенести полученные знания в собственную продуктивную деятельность, научился видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Только тогда художественный образ в рисунках детей станет более выразительным, а значит, мы сможем видеть проявления детского изобразительно творчества.

Методика проведения занятия по рисованию с натуры

Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современном ДОУ является развитие личности ребенка путем формирования его сложного внутреннего мира.

Уроки ИЗО не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это - основная задача личностно-ориентированного обучения.

задачи обучения изобразительным умениям и навыкам:

В первой младшей группе дети учатся проводить вертикальные и горизонтальные линии без требования к четкости их направления. Поэтому первой задачей здесь остается обучение рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Решение этой задачи связано с развитием движений руки.

Программой предусмотрено обучение проведению разнообразных линий: слева направо, сверху вниз, пересеченных и т. д. Система развития движений руки в проведении разнообразных линий разработана известным педагогом Е. А. Флериной и прочно вошла в программу обучения младшего дошкольника.

К концу года дети второй младшей группы могут изображать предметы, передавая несколько признаков не только по заданию воспитателя, но и по собственному выбору.

Задачами обучения в этой группе являются следующие:

· научить изображению предметов округлой и прямоугольной форм, передаче их строения, основных частей и деталей;

· научить использованию цвета как художественного выразительного средства;

· развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;

· совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками.

В первом квартале, где предлагаемая тематика рисунков знакома детям (рисование мячика, яблока, флажка), усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал или круг) и аккуратной раскраске изображения. Решение этих задач требует более развитой способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и ширине.

Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей. Это дает возможность анализировать и сравнивать отдельные части между собой. Например, во втором квартале дети рисуют снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, и елку с ритмично расположенными ветвями.

Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм - снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены.

Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.

Учебными задачами являются следующие:

· научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;

· научить передаче в рисунке несложных движений;

· развивать и совершенствовать чувство цвета;

· развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью);

· научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.

В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов. Так, в первом квартале они рисуют с натуры фрукты, овощи, цветы, передавая их характерные особенности (например, 2 яблока разных сортов, отличающиеся формой и цветом, свеклу и репку, имеющие общую для овощей округлую форму).

Для передачи характерной окраски предметов в старшей группе увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. В этой группе дошкольники знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их красивые сочетания в рисунке. Кроме цветных карандашей, дети старшей группы пользуются простым карандашом для предварительной прорисовки основных частей предмета. Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги (темы «Дети занимаются физкультурой», «Петрушка пляшет» и др.). Выразительность образа в этих темах достигается за счет изображения некоторых характерных деталей (одежда Петрушки, Красной Шапочки, Деда Мороза) или черт лица (длинного носа у Буратино, бороды у Деда Мороза и т. д.).

Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов (например, при рисовании с натуры веток с почками, листьями, подснежников, а в летний период грибов разных видов, ягод, цветов, бабочек). Если в средней группе для рисования с натуры подбираются предметы с симметричным расположением частей, то в старшей группе используется более сложная натура, иногда не имеющая симметрии.

В подготовительной группе завершается обучение дошкольников изобразительным умениям и навыкам. Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве.

Задачами обучения в подготовительной группе являются следующие:

· научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;
научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;

· развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);
развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);

· развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;

· накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета.

У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.

В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу. Изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании.

Очень важно построить процесс восприятия натуры в дошкольном возрасте так, чтобы ребёнок мог перенести полученные знания в собственную продуктивную деятельность, научился видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Только тогда художественный образ в рисунках детей станет более выразительным, а значит, мы сможем видеть проявления детского изобразительно творчества.

Литература

1. Казакова, Р. Г. Актуальные проблемытеории и методики развития детского изобразительного творчества / Казакова Р.Г. – М.:МПГУ, 2004. - 125 с.

2. Погодина С. В. развитие детского изобразительного творчества: история и перспективы, мифы и реальность/- М.: 2013.-242 с.

3. Сакулина, Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисованием / Н.П. Сакулина - М., Изв. АПН РСФСР, 1959. – 165с.

4. Флерина, Е.А. О руководстве восприятием дошкольника в процессе обучения [Электронный ресурс] / Е.А. Флерина // Дошкольная педагогика. 1952. - №2 – С.57.- Режим доступа:http// pedlib.ru›Books/1/0424/1_0424-45.shtml.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области