Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игры и игровые упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ

распространение опыта работы среди педагогов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Игры и игровые упражнения на развитие дыхания

для обучающихся с ОВЗ

Составил(а) учитель – логопед

Зарипова Л.М.

Туймазы 2021

Игры и игровые упражнения на развитие дыхания

для обучающихся с ОВЗ

Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто "принимают" его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? - громкое, со звуком соединенное дыхание... Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого. (К. С. Станиславский)

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия. Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи,менятьгромкость.
В многочисленных логопедических исследованиях (М.Е.Хватцев, В.И.Селиверстов) отмечается, что в структуре дефекта у многих детей с нарушениями речи выявляются проблемы в просодическом оформлении высказывания, страдает темп, ритм, имеются значительные изменения голоса, нарушается речевое дыхание. Как отмечают выше перечисленные и другие исследователи, речевое дыхание поражается при целом ряде нарушений речи, таких как дизартрия, ринолалия, разные формы нарушения голоса. Разработан целый ряд систем по коррекции названных нарушений речи, в которых предлагаются комплексы упражнений по коррекции речевого дыхания. Актуальность Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильнойвыработкевоздушнойструи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятияиликакчастьего. Проблема В настоящее время количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет .Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом. Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологическогоиречевогодыхания. Гипотеза: систематическая и целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями позволит повысить уровень сформированности данной функции.

Нашей целью   и задачей являются устранение недостатков в развитии речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, укрепление здоровья, формирование правильного речевого и физиологического дыхания, коррекция и развитие речевой деятельности детей, приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, формирование сильной напорной воздушной струи.

Речевое дыхание отличается от физиологического. Основные различия

Физическое (жизненное) дыхание

Речевое дыхание

Фазы: вдох – выдох - пауза

Фазы: вдох – пауза – выдох

Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо.

Назначение: осуществление газового обмена.

Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой методики.

Вдох и выдох через нос.

Вдох и выдох через рот.

Для речи физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга.

Характеристика речевого дыхания при речевых нарушениях

Много раз нам приходилось слышать, как малыш разговаривает взахлеб. Непонятны слова, окончания проглатываются. Детям в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. Ребенку не достаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.
Если дыхание поверхностное, длительности выдоха не хватает на произнесение фразы, дошкольник выдыхает весь запас воздуха на первом слоге, а затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы, приходится делать паузу в не нужном месте, иногда даже посередине слова, что ухудшает понимание высказывания окружающими. При таком выдохе некоторые дети стараются успеть сказать задуманное без перерыва и на вдохе, темп речи ускоряется настолько, что близкиенепонимают,чтоимговорят.
Если ребенок делает неравномерный толчкообразный выдох, речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. Из – за мышечного напряжения плеч и шеи ребенок говорит высоким зажатым голосом. Понижение голоса автоматически ведет к восстановлению дыхания, оно престает быть ключичным. Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
Дети дошкольного возраста имеют склонность задерживать дыхание при выполнении всякого непривычного движения, требующего от них некоторого усилияинапряжения.
Если ребенок во время речи выдыхает воздух в щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.


Последовательность работы над постановкой речевого дыхания
Первый этап. Цель: улучшить функции внешнего дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозге, человек дышит глубже, чем через рот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Классические упражнения: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох черезрот. «Поиграем с животом» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные

приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область

диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку

Мы лежали, мы дышали.

Мы с животиком играли,

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Второй этап. Цель: выработать более глубокий  вдох и длительный выдох. Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать. Применяется тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, поднесение ладони ко рту, движение рукой по спирали, горке, дорожке. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала. «Футбол», «Сдуй перо», «Шарики», пузыри, свеча и т.п.
Третий этап. Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха. Внимание на звучание голоса во время выдоха. Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом и без него, максимально долго. Сначала гласные, затем – согласные. Берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Эти игры могут быть включены в занятия по формированию правильного звукопроизношения. «Споем гласный звук /а/ :а-а-а» (громко, тихо, беззвучно), «Заблудились в лесу» (ау, ау (громко, тихо), «Малыш плачет» (уа, уа, уа), «Комар» (ззззз), «Жуки» (жжжж), «Щенок рычит» (р-р-р), «Заводим мотор» (рррр).
Четвертый этап. Развитие речевого дыхания. Сначала дети обучаются на выдохе говорить слоги «Запомни и повтори слоги» (па-па-па, ма - мо - ма), отдельные слова «Запомни слоги и слова», «Повтори слово 3 раза», «Запомни 3 слова» (лапа - лопата - ласточка) , затем фразы из 2-х – 4-х слов, поговорки, стихи, чистоговорки и скороговорки.
Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе произнесениятекста.
Обучение детей правильному речевому дыханию возможно с помощью проведения специальных упражнений в виде игровых занятий. Самый приемлемый вариант – это чередование дыхательных упражнений и других видов игр. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок попадает в особый мирсказок,песен,игр,стихов.
Необходимо соблюдать следующие условия:

- нельзя много раз подряд повторять упражнения, это может вызвать головокружение;
-температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
-незаниматьсяпослееды;
- занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;
- не заниматься, если есть заболевание органов дыхания в острой стадии;
- дозировать количество и темп проведения упражнений.
- вдыхать бесшумно: не набирать слишком много воздуха.
- во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы, складывать трубкой;
- во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос- рот! Зажать ноздри малышу, чтобы почувствовал, как выходит воздух.
-говоритьтольконавыдохе; - на одном выдохе произносить не больше 3—4 слов, слова произносить слитно, неотделяяодноотдругого;
- в длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха. При проведении игр, направленных на развитие дыхания у детей с ОВЗ, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струювоздуха.
Заключение

Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкойинаоборот.
Если мы хотим воспитать здорового ребенка, надо учить правильно дышать. Если нам нужна чистая речь ребенка, нужно учить его правильному речевому дыханию.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области