Автор статьи - Алексеева Наталия Алексеевна, директор МАОУ СШ № 144
660132, Россия, г. Красноярск, ул. 40 лет Победы, 24
телефон: 225-00-00, e-mail: school144_krsk@mail.ru
«Образовательный и инфраструктурный дизайн».
«Наша новая школа».
Часть 3.
Улучшение и модернизация образовательной среды в МАОУ СШ № 144 осуществляется по двум направлениям: «от дизайна к деятельности» и «от образовательных результатов к дизайну». Направление «от образовательных результатов к дизайну» нашло свое отражение в изменениях подхода к преподаванию уроков. Следствием стало изменение кабинетов английского языка, биологии, русского языка и литературы, рекреации возле них и помещения столовой. Об этом мы писали в предыдущих статьях.
В этой статье (часть 3), мы хотим познакомить вас с изменением образовательного дизайна рекреации холла возле кабинета истории (начальная стадия).
Ключевые слова: образовательные результаты, образовательный дизайн, инфраструктурный дизайн, от образовательных результатов к дизайну.
I. Подготовительная работа над изменением образовательных пространств включала следующие этапы:
1. Подготовка
1.1.Определение темы, цели и задач проекта. Подбор проектной группы.
Разработка дизайна.
1.2. Знакомство со смыслом проектного подхода и обсуждение мероприятий для мотивации обучающихся к проектной работе.
2.Планирование.
2.1. Распределение обязанностей среди членов проектной группы.
2.2. Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации необходимой для реализации проекта.
2.3. Обсуждение идеи, высказанных и предложенных обучающимися, входящими в проектную группу.
3.Исследование.
3.1. Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение исследовательских задач.
4.Завершающий этап по представлению проекта к коллективному обсуждению.
4.1.Анализ информации. Формирование выводов.
4.2. Заключительный этап по выполнение исследований и работы над проектом.
4.3. Оформление проекта ответственным лицом. Представление (защита) проекта.
4.4. Анализ и оценка проекта коллективом, управленческим советом и т.д.
II. Работа проектной группы при реализации проекта.
Этапы:
1. Подбор материалов, отвечающим требованиям СаНПиН и пожарной безопасности.
2. Совместная работа творческой группы и обучающихся в оформлении стен в соответствие с выбранной темой (картина-барельеф на стене).
3. Исследовательская работа обучающихся по изучению важных исторических событий прошлых веков.
4. Установление QR кода на стене с подобранной информацией о событиях и годах жизни выбранного персонажа, с указанием ссылок на информацию.
В процессе подготовки к реализации проекта проектная группа приняла решение - украсить стены возле кабинета истории гипсовыми панно (барельеф - картина), которое будет отражать историческое время прошлой эпохи и важные события великих людей прошлых столетий, и первым персонажем, будет Петр I.
ЦЕЛЬ проекта: развитие мотивации обучающихся к проектной деятельности.
ЗАДАЧИ проекта:
- создание места для проведения внеурочной деятельности обучающихся начального и среднего звена;
- возможность скачивания обучающимися полезной информации, по такому предмету как история, на свои гаджеты, и мотивация их к самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
- развитие у обучающихся умения «видеть» в исторической картине - барельефе смысл исторического события того времени;
- формирование у обучающихся гражданской позиции, нравственного стержня личности;
- создание места, где обучающиеся и работники школы смогут получать радость и наслаждение от эстетически -красивого пространства.
Актуальность использования учебных картин - барельефов истории прошлых веков заключается в том, что такой способ изучения предмета истории дает возможность активизировать различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся. А процесс усвоения знаний происходит в атмосфере интеллектуальных, моральных и эстетических переживаний творчества. При этом процесс познания затрагивает душу обучающегося, подводит к личным выстраданным открытиям. Произведения изобразительного искусства в такой науке как история, благодаря эмоциональному влиянию, обеспечивают путь усвоения содержания учебного материала через переживания. А это способствует формированию духовности подрастающего поколения.
II. Петр I – ВЕЛИКИЙ человек.
Как уже отмечалось ранее, первым персонажем картины – барельефа был выбран Петр I потому, что он был поистине Великим человеком.
Пётр I, родился 30 мая (9 июня) 1672 — умер 28 января (8 февраля 1725 года). Последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых. Был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года.
Вокруг личности Петра всегда ходило множество легенд и мифов. Сильный, энергичный, решительный, он всё перевернул с ног на голову и просто вытолкнул страну на новый, дотоле неизведанный путь реформ и преобразований.
В истории человечества всегда встречались личности, которые, появившись, проходили затем через века, через доступную нашему умственному взору смену эпох и поколений. Таких людей считают "Вечными спутниками" человечества.
К их числу как раз и принадлежит Петр Великий, личность которого была необычайно сложна и противоречива.
На протяжении веков и до сегодняшнего дня историки спорят о том, как оценивать личность Петра I и проведённые им преобразования.
III. Зрительное восприятие.
Так как 90% всей информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению, то решение изобразить историческое событие в виде картины - барельефа было очень правильным!
Проектная группа с помощью картины - барельефа хотела довести до обучающихся характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I, и донести до обучающихся представление о внешности, характере и предпочтениях первого императора России.
Картина – барельеф с изображением Петра I, является художественным отображением действительности эпохи Петра I, оно оказывает сильное воздействие на развитие личности, в этом изображении есть мысль, чувства, которые соответственно передаются «зрителю». Если оно несет в себе любовь и доброту — человек наполняется этими эмоциями и излучает их, передавая окружающим людям.
Для того чтобы осуществлять эстетическое воспитание исходя из современных тенденций, необходимо вызвать интерес обучающихся к такому предмету как история и удержать его. Через изобразительное искусство, которое переплетается с предметом истории, происходит передача духовного опыта человечества, сохранение культурных традиций, уважение к историческому и культурному наследию народов мира.
Зрительное восприятие – это сложный процесс, в результате которого осуществляется анализ большого числа раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству, силе, и тем точнее отражается окружающий мир.
Зрительные образы играют важную роль в развитии познавательных процессов, а эмоциональной сферы - в формировании многих умений и навыков. Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти - помогает обучающимся в усвоении материала и большему интересу к изучению истории нашей Родины.
Картина с историческими событиями и великими людьми способствует активизации восприятия нового материала, мышления, становясь источником активного извлечения знаний учащимися.
Таким образом, учебная картина-барельеф (Петр I) на стене рекреации возле кабинета истории, (как одно из важнейших наглядных пособий), выступает в качестве активирующего и конкретизирующего средства на всех звеньях процесса усвоения исторического материала, последовательно служа решению основных задач.
IV. QR- коды.
Педагогам порой бывает трудно заинтересовать на 100% обучающихся к изучению предмета.
И несомненным является то, что эффективное изучение истории возможно только тогда, когда преподаватель использует разнообразные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность.
Поэтому проектной группой было принято решение установить QR- код на картину с изображением Петра I.
QR-код – оптическая метка, прямой наследник штрих кода, позволяющий хранить в себе большее количество информации.
Для решения данной задачи были использованы следующие методы исследования: сбор информации из различных источников, сравнение и обобщение, анализ, эксперимент.
Актуальность и новизна исследования: QR- коды придают работе над учебным материалом новую организационную форму, способствующую усилению мотивации обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Практическая значимость:
- возможность использовать при обучении новых форм и видов учебных поисково-познавательных заданий обобщающей и систематизирующей направленности для активизации учебной деятельности обучающихся;
- обмен информацией между обучающимися (визитные карточки, ссылки на сайты и т.п.).
РЕЗУЛЬТАТ: эксперимент по внедрению QR-кодов для изучения такого предмета как история показал рост мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности.
Качество учебных занятий по истории улучшилось: лучше запоминается информация, приходящая к обучающемуся одновременно через разные каналы: визуальный, аудиальный, тактильный.
Применение QR-кодов делает образование современным, интересным и технологичным, ведь XXI век - это век высоких информационных технологий, и таким образом, в результате исследования доказано, что QR-коды можно рассматривать и успешно применять как инновационный инструмент в образовании.
Проектная работа в нашей школе - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся; совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, которая значима для обучающихся и оформлена в виде конечного продукта.
На практике по изменению образовательного пространства в нашей школе, мы убедились, в том, как важно использовать возможности привлечения к изменению образовательного пространства и исследованию обучающихся. Мы помогли развить потенциал каждого обучающегося. Всеми средствами стимулировали исследовательскую деятельность обучающихся, используя различные виды учебной и внеучебной деятельности. Основной образовательный потенциал при реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся стало формирование самостоятельности в поиске информации, развитие исследовательских навыков, воспитание научного мировоззрения, усиление мотивации в обучении, развитие личностных качеств, творческих способностей и интеллектуальных возможностей.
Проектная работа, как и учебно-исследовательская деятельность, в процессе решения заданной нами проблемы осуществлялась согласно плану, который состоит из этапов-ступеней получения нового продукта: выбор темы, сбор и обработка материала, его классификация, создание задуманного продукта и представление продукта и результата.
Используемая литература.
1. QR-коды как инновационный инструмент в образовании. Кихтенко Н.А., преподаватель ГБПОУ НХТК.
2. QR-коды в образовании: для контрольной, домашнего задания и перемены. – Режим доступа: http://www.edutainme.ru.
3. http://www.qrcoder.ru/ - сайт для создания QR-кодов.
4. Материал из Википедии.
5. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.
6. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе.
Состав авторской группы:
Н.А. Алексеева, директор МАОУ СШ № 144 – общее управление и руководство.
С.В. Лучко – куратор проекта «Образовательный и инфраструктурный дизайн».