Выступление на ГМО музыкальных руководителей
на тему «Музыкально-дидактические игры в раннем возрасте»
Подготовила: муз. руководитель
Климина Л.И.
г. Салават 2017г.
Музыкально-дидактические игры в раннем возрасте
Раннее детство период интенсивного физического и психического развития. На этом этапе закладываются фундаментальные человеческие способности. Для ребёнка раннего возраста характерно чувственное познание действительности и острое восприятие окружающего мира.
Предметная деятельность, овладение речью, игровая деятельность – основа для приобщения малыша к разным видам муз. деятельности.Именно самые маленькие дети способны проявлять интерес к музыке. Впечатления от которой обогащают эмоциональную сферу ребёнка.
Психологи отмечают, что у детей рано проявляется слуховая чувствительность. На первом году жизни отмечается склонность к дифференциации муз. звуков: ребёнок реагирует на источник звука, прислушивается к интонации голоса. На первом году жизни при организованном воздействии музыки, ребёнок реагирует на музыку контрастного характера: колыбельную,плясовую. На втором году жизни слуховые ощущения более дифференцированы: ребёнок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет колокольчик или барабан). У детей третьего года жизни повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств муз. звука. У ребёнка появляется желание заниматься музыкой.
Музыкальное воспитание детей является важнейшей составляющей системы эстетического воспитания. К его главным задачам относятся: побуждение у детей интереса к музыке, приобщение к различным видам искусства, формирование запаса муз. впечатлений, развитие муз. способностей. Муз. способности развивают муз.-дидактические игры.
Актуальность применения муз.-дидактических игр заключается в муз.-сенсорном развитии и воспитании детей раннего возраста в определённой системе, с учётом возрастного аспекта.
Для развития муз.-сенсорных способностей необходимо применять наглядные пособия. Муз.-дидактические пособия воздействуют на ребёнка комплексно, вызывая зрительную, слуховую, речевую активность. Муз.-дид пособия доступны пониманию детей, вызывают интерес и желание учавствовать в игре.
Цель работы в том, чтобы помочь детям раннего возраста активно войти в мир музыки, стимулировать развитие муз.-сенсорных способностей, научить различать свойства муз. звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов воспитания.
Задачи муз.-дид.игр: различать звуки по высоте и воспроизводить их; различать громкую и тихую музыку, соизмеряя силу звука во время пения и движения в играх; узнавать по тембру различные детские муз. инструменты и играть на них; различать характер музыки и действовать в соответствии с этой музыкой; различать длительность муз. звуков и двигаться соответственно.
Виды муз.-дидактических игр:
- для развития звуковысотного слуха;
-для развития тембрового слуха;
-для развития динамического слуха;
-для развития ритмического слуха;
-для развития определения жанра (колыбельная, плясовая музыка).
Типы муз.-дид. игр:
-сюжетно-ролевые;
-подвижные;
-настольные.
Муз.-дидактическая игра имеет свой сюжет, игровое действие, правила, которые надо соблюдать.
Муз.-дидактические пособия и муз.-дид. игры применяются в процессе пения, слушания, ритмического движения, игры на муз. инструментах.
Используя муз.-дидактические игры для развития муз.-сенсорных способностей детей раннего возраста, занятия не пройдут бесследно для их последующего муз. развития.