Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №318» г. Пермь
Краткосрочный проект
информационно - творческий
"Зимующие птицы"
в средней группе
срок реализации 2020-2021 учебный год
Автор проекта:
Воспитатели
МАДОУ «Детский сад № 318»
г. Перми
Худанина Светлана Анатольевна
Курносова Алёна Владимировна
Пермь, 2020
Технологическая карта проекта
Структура | Комментарии |
1.Название проекта | Зимующие птицы |
2.Тип проекта | Информационно-творческий |
3.Участники проекта | Авторы: Худанина Светлана Анатольевна Курносова Алёна Владимировна Учасники: дети средней группы, родители, воспитатели группы |
4.Масштаб проекта | Краткосрочный (12 - 20 ноября 2020г.) |
5.Обоснование для разработки | Формирование экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним. |
6.Цель | Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним. |
7.Задачи | - Расширить знания детей о зимующих птицах. - Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение к миру природы. - Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников. - Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке. - Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях. |
8.Стратегия и условия реализации | 1. Работа с родителями: - Изготовление кормушки для птиц; - Сделать фото проделанной работы; - Изготовление коллажа «Птицы- наши друзья!» 2. Работа с детьми (см. приложения): 1. Рассматривание материала по теме «Зимующие птицы», 2. Беседа «Синичкин день»; «Зачем нужно подкармливать птиц зимой?» 3. Рисование «Как розовые яблоки, на ветках снегири»; 4.Лепка «Угостим птичек зернышками» 5. Заучивание стихотворения З. Александрова «Новая столовая» 6.Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Птички и кошка»; дидактические игры «Совы и Вороны»; «В зимней столовой», «Зимующие птицы». 7. Пальчиковая гимнастика «Птицы»; 8. Загадки про зимующих птиц. 9.Наблюдение за птицами у кормушек. |
9.Ожидаемый результат | -Расширение кругозора детей о зимующих птицах; -Проявление у детей интереса к объектам живой природы (зимующим птицам); -Развитие у детей любознательности, познавательной активности; -Воспитание у детей сострадания и любви; -Активное участие детей и родителей в помощи птицам. |
10.Трансляция проекта | - Родительское собрание - Педагогический совет - Интернет |
11.Перспектива проекта | В последующих возрастных группах расширять и актуализировать знания детей по данной теме, продолжать работу с родителями |
ПРИЛОЖЕНИЕ
НОД «Зимующие птицы»
Задачи:
-формировать знания дошкольников о зимующих птицах родного края.
-обогащать словарь детей новыми понятиями по теме «зимующие птицы» и расширять знания детей о жизни птиц зимой; активизировать в речи словосочетание: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; пополнять активный словарь по теме словами: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
-воспитывать заботливое отношение к птицам в зимний период, вызывать желание помогать птицам родного края выжить зимой.
Демонстрационный материал: картинки с изображением птиц родного края, картинки с птичьим кормом для сравнения в теплое и холодное время года, кормушка, пакетики с образцами корма для птиц.
Ход занятия:
На улице стало морозно, холодно. Почувствовали приближение морозов не только звери, но и птицы. Некоторые из них улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Ответ детей: Перелётные.
-Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее. Но сегодня я Вам расскажу совсем о других птицах, мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются и живут рядом с нами. Таких птиц называют – зимующие.
- Что это за птицы, хотите узнать? Я вам помогу вам их узнать, отгадав загадки:
Эта птичка-невеличка
Сайкой дружною живет
Крошки быстро подбирает
«Чик-чирик» она поет.
Это птица …Воробей. (После правильного ответа воспитатель вешает на магнитную доску картинку с изображением названной птицы)
- Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи очень полезные пташки. Летом они спасают нас от вредных насекомых: бабочек, гусениц, жуков. Но в зимнее время года им голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.
А вот и следующая птица, и про неё у меня есть загадка:
Хоть и меньше воробья,
Не боюсь морозов я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня. Синичка. (Воспитатель вешает на магнитную доску картинку с изображением названной птицы)
- Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки.
- А у этих птиц есть секрет, я Вам его раскрою если вы отгадаете загадку:
Что за птицы прилетели?
На рябинку дружно сели.
Видно их издалека
Грудку алую, бока.
Ах, как птицы хороши
Эти наши. Снегири. (Воспитатель вешает на магнитную доску картинку с изображением птицы)
- Снегири очень красивые птицы, но живут они с нами только зимой, летом их вы не встретите. Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев.
- Молодцы. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Летом снегири живут стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму они тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться семенами и орешками. (Воспитатель включает аудио запись звуков снегиря)
-Без нашей помощи эти птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них вкусное и полезное угощение.
Д/у «Покормите птиц зимой» Воспитатель вносит в группу кормушку и раскладывает на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.
- Ребята, как вы думайте, какой корм птицы с удовольствием примут и будут очень благодарны, пожалуйста, помогите мне выбрать его для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
(З. Александрова «Новая столовая»)
- Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки мы повесим кормушку на ветку дерева на участке и понаблюдаем за птицами, и увидим кто же прилетит в птичью столовую на улице. А сейчас предлагаю вам поиграть, игра называется «Птицы на прогулке».
- Я приглашаю всех в наш круг, чтобы вспомнить, о чем мы сегодня с вами говорили. (Дети готовятся к рефлексии, садятся на ковер в круг и берутся за руки)
Ответ детей: Мы говорили о птицах зимой.
- Какие птицы называются перелетными?
- Каких птиц называют зимующие? Почему?
- Пожалуйста, назовите зимующих птиц, которых вы запомнили.
- Ребята, чем питаются воробьи зимой?
- А в летнее время?
- Ребята, чем питаются снегири зимой?
Тоже самое о синицах. (Дети с опорой на картинки на магнитной доске отвечают на вопрос)
Ребята, что вы узнали интересного на занятии? Что вас смогло удивить?
- Но мы еще не все с вами сделали, у нас осталось, очень ответственное задание. Предлагаю пойти на улицу и повесить кормушку для птиц на участке нашей группы.
НОД по рисованию ««Как розовые яблоки, на ветках снегири»
Цель: Формировать обобщенные представление детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей различать птиц по существенным признакам, учить классифицировать на зимующих и перелетных птиц, уметь передавать в рисовании свои впечатления и наблюдения за птицами, воспитывать любовь к птицам, желание помогать в зимних условиях.
Оборудование: Предметные картинки с изображением птиц (воробьи, синицы, снегири, стаканы непроливайки, кисти, краски, простые карандаши, альбомные листы, клеенка.
Ход занятия:
Птицам зимой холод ни так страшен, как голод. В лесу зимой мало корма, поэтому они прилетают к нам. Просят о помощи. А как вы помогаете птицам зимой? (Сделаем кормушки, кормим птиц) Какие птицы прилетают на кормушки? (Воробьи, грачи, синицы, вороны). Вот они наши друзья. (рассматриваем картинки птиц). А сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте и покажите нужную птицу.
Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится
Эту птицу мы зовём красногрудым… (снегирём)
- Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это мало подвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины, вынимают клювом семена, а мякоть выбрасывают..
- Предлагаю сегодня нарисовать этих красивых птиц.
Давайте вспомним, что есть у птицы и какой формы (Туловище - овал, голова - круг, крылья - полу овал, хвост, глаза, клюв).
Чем покрыто тело птиц? (Перьями).
Какие перья помогают птицам летать? (Хвост, крылья).
- Красным цветом рисуем овал – это будет тело птицы, потом чёрным цветом: голову, хвост, крыло, клювик.
- Ребята, нужно кормить птиц зимой? Скажите, каких птиц мы сегодня с вами встретили? А какую птицу мы нарисовали? Давайте посмотрим все вместе какие снегири у вас получились.
НОД лепка: «Угостим птичек зернышками»
Задачи:
- Закрепить у детей знание о характерных признаках птиц (модели).
- Создание объемного образа птицы.
- Передавать в лепке характерные признаки птицы, соотношение частей по величине, форме.
- Использовать знакомые приемы лепки: раскатывание прямыми движениями круг, овал (туловище, голова); прием оттягивания (шея, хвост); обозначать стекой крылья, глаза. Вызывать у детей сочувствие к зимующим птицам и желание угостить их.
Материалы: пластилин, стеки, кормушка. Иллюстрации с изображением птиц.
Словарная работа: разноцветные птицы, туловище, крылья, клюв.
Ход занятия.
Демонстрируются иллюстрации зимующих птиц.
- Назовите, кого вы здесь видите?
- Что есть у всех птичек?
- Значит у птиц есть: туловище, шея, голова, на голове клюв, хвостик, крылья, лапки.
- А, какого цвета у синичек крылышки? (Желтые).
- А, какого цвета крылышки у воробышка? (Коричневые).
- А, у снегиря? (красные и черные).
-Значит, птички могут быть какими? (Разноцветными).
Давайте представим что мы птички. Что птички делают? Они летают. А давайте полетаем как птички. А, еще что птички делают? Зернышки клюют. Давайте поклюем как птички. А, где птички купаются? В луже. А, давайте почистим перышки как птички. Все а теперь из птичек, превращаемся в деток.
А теперь сядем за столы. Садитесь удобно, красиво. И смотрите внимательно, я вам покажу как нужно правильно лепить птичек. Берем кусок пластилина делим его на две части. Разделили, кладем один кусок на клеенку это будет туловище. А второй делим еще на две одинаковые половинки, из одной половинки сделаем голову, а из второй как будто ножки. Кладем эти два кусочка пластилина тоже на клеенку. Берем большой кусок пластилина и начинаем делать туловище, раскатываем его в толстую колбаску. Раскатали, теперь вытягиваем из туловища шею с одной стороны, а с другой стороны хвост. Теперь берем маленький кусочек пластилина и раскатываем голову. А, из головы мы вытягиваем клюв. Сделали. Теперь голову прикрепляем к шее, способом примазывания. А, теперь берем последний кусочек пластилина и делаем как будто ножки, тоже раскатываем его, круговыми движениями. Раскатали, у нас получился маленький овал, и ставим на него нашу птичку, это у нас как будто ноги. Вот мы и слепили птичку, но чего же не хватает у нашей птички? Давайте ей нарисуем стекой крылышки и глазки. Вот и моя птичка готова. Но она же одна ей скучно, а давайте ей слепим много подружек. Берите себе пластилин и начинайте лепить, во время лепки обращайте внимание на модель.
В ходе работы наблюдать за детьми, подходить к каждому ребенку индивидуально и оказывать помощь.
Стихотворение для заучивания
З. Александрова «Новая столовая»
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Пальчиковые гимнастики
Птички
Птички прилетали, -Большие пальцы цепляем, как крючки друг за друга, остальными машем, как крыльями
Крыльями махали
Сели, посидели - Кисти рук собираем в кулачки и фалангами вниз кладем на стол
Дальше полетели. - Повторяем первое движение
Десять птичек стайка.
Пой-ка, подпевай-ка:- Хлопаем в ладоши
Десять птичек – стайка. -Растопыриваем пальцы на обеих руках.
Эта птичка – соловей, -Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с большого
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,- Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с большого
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. -Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей
Птички, птички – по домам!- Машем ручками, как крылышками, оединяем руки над головой- крыша