Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнушка» г. Омутнинска Кировской области
МКДОУ д/с «Алёнушка» г. Омутнинска
ул. Свободы, 34 г. Омутнинск, 612740,
тел.: +7 (83352) 2-02-74, E-mail:OmutDS12@yandex.ru
Технологическая карта
открытого занятия в подготовительной группе
«Согласный твердый звук «Ш», буква Ш»
Автор – составитель:
Учитель-логопед
Аверина Елена
Сергеевна
Омутнинск, 2021
Технологическая карта занятия учителя-логопеда
Ф.И.О. педагога: Аверина Елена СергеевнаДолжность: учитель-логопед
Полное наименование ОО (с указанием муниципального образования): Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» г. Омутнинска Кировской области
Возраст: 6 летПрограмма: Маханёва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей 5-7 лет
Тема занятия: «Согласный твердый звук «Ш», буква Ш» Форма организации занятия: групповая.
Оборудование: предметные картинки (машина, карандаш, кошка, шахматы, шуба, шары, шишка, шары, шорты, шуба, шишка), телевизор, магнитная доска, мольберт.
Цели занятия как планируемые результаты личностного развития: закреплять знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках и их буквенном и условном обозначении (синий, зеленый и красный цвет), закреплять понятие «звук», «слог», «слово», способствовать развитию звукобуквенного анализа. Познакомить с твердым и глухим звуком «Ш», формировать навык написания печатной буквы Ш. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Этапы занятия | Задачи этапа | Методы, приемы, форма взаимодействия | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Планируемые результаты личностного развития |
Организационный момент | Сплочение детского коллектива и установления позитивных взаимоотношений между детьми | Игровое упражнение «Пожелание доброго утра друзьям и взрослым» | Создаёт условия для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет готовность к занятию. | Выстраиваются в круг, желают хорошего дня своим друзьям и окружающим взрослым людям. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, закрепление ранее полученных знаний. |
Мотивационно-целевой этап | Развитие фонематического слуха, языкового чутья. | Игровое упражнение «Рифмы» | Совместно с детьми в быстром темпе перечисляет названия картинок, изображенных на мониторе телевизора. | Проговаривают хором рифмы, выясняют, что общего во всех этих картинках. | Определяют на слух наличие во всех словах твердого звука Ш. |
Поисково-исследовательский этап | Создать условия для развития слухового внимания. | Знакомство с твердым, глухим звуком Ш. | Просит детей дать анализ звука «Ш» | Определяют глухость звуков «Ш» с помощью ладошки, приложенной к горлу. | Определяют, что звук «Ш» твердый и глухой. |
Практический этап | Закрепить умение определять местонахождения звука в слове (начало, середина, конец), деление слов на слоги. Познакомить с графическим изображением звука «Ш», учить написанию печатной буквы Ш Закрепить умение определять твердость-мягкость звуков в цветах (синий, зеленый) Снятие психоэмоционального напряжения Закрепление понятий звук, слог. Упражнять в составлении и прочитывании слов. | Индивидуальная работа у доски Знакомство с печатными буквами Ш Упражнение «Звуковые домики» Кинезиологическое упражнение «Кулак, ладонь, ребро» Работа со схемами слов в тетради, сначала совместная, затем самостоятельная. Работа в тетрадях и индивидуальная на мольберте | Контролирует правильность выполнения задания На доске пишет печатную букву Ш Проверяет посадку детей за столами, индивидуальную работу в тетрадях Вызывает к доске индивидуально и просит прочитать слог, найти картинку, которая начинается с данного слога. Показывает и называет задание, затем показывает одно, а выполняет другое задание. Совместно с детьми считает сколько звуков в слове, сколько слогов. Просит детей прочитать отдельные слоги, составить из них слова. | Называют предметы, изображенные на картинках, определяют местонахождения звука в слове. Обводят буквы по точкам, пишут букву Ш самостоятельно Выполняют самостоятельную работу в тетради с самопроверкой по образцу. Если есть необходимость, называют место своего затруднения, его причину и устраняют с помощью логопеда. Внимательно слушают и выполняют упражнение. Делят прямоугольник на количество звуков в слове и закрашивают каждое звуковое окошко в определенный цвет (синий, зеленый или красный)в соответствии со звуком. Читают слоги и составляют из них слова. | Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции Держат правильно ручку, следят за своей посадкой за столом. Умеют обводить по точкам, срисовывать графическое изображение букв в тетради. Развитие межполушарного взаимодействия Используют знаково-символические средства, дают характеристику звуков. Читают слова. |
Рефлексивно –оценочный этап | Обобщить и систематизировать знания воспитанников по данному занятию, организовать проведение самооценки воспитанниками работы на занятии | Упражнение «Смайлик» | Обобщает знания, полученные на занятии. | Рисуют в тетрадях смайлики, пользуясь тремя видами смайликов (веселый, невеселый и грустный) | Дают характеристику изученного звука. |