Автор: Максимова Анна Павловна воспитатель МБДОУ Детский сад №2 п. Максатиха Тверская область.
Конспект НОД в средней группе.
Тема: «Скворечник для птиц».
Интеграция образовательных областей: « Художественно – эстетическое развитие»,
« Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение вырезать круглые формы из квадрата; треугольник из квадрата путём складывания.
- Закрепит умение наклеивать части скворечника в определённой последовательности.
- Закрепить и обобщить знания детей о весне и птицах.
Развивающие:
- Совершенствовать диалогическую речь, умение участвовать в беседе, активизация словаря по теме.
- Продолжить развивать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
- Развивать воображение, мелкую моторику.
Воспитательные:
- Вызвать эмоциональный отклик, воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, окружающей природе.
Материал: иллюстрации перелётных птиц, на каждого ребенка коричневый прямоугольник, черный квадрат, маленький черный квадрат, клеенка, силуэты птиц, ранее нарисованное дерево, ножницы, клей, салфетки, аудиозапись: «Голоса птиц», П. И. Чайковского «Времена года», запись «просьбы скворца», магнитофон.
Ход НОД:
Воспитатель: Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро».
- Доброе утро, дети! Доброе утро, солнышко!
Ребята давайте поиграем с солнышком.
- Проснулось солнышко и сладко зевнуло, поднять руки вверх
Солнышко лучик тебе протянуло, протянуть руки в центр круга
Солнышко щечку тебе полоскало, погладить ладонями щечки
Доброго утра пожелало! прижать ладони к груди.
Воспитатель: Дети, солнышко улыбается и зовёт нас в волшебный мир природы. Послушайте стихотворение
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко ласкает,
Кто это время года знает?
Воспитатель: О каком времени года это стихотворение? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы догадались. (ответы детей)
Сейчас я загадаю вам загадки, вы их отгадаете:
В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка. (Ручей)
Здесь на ветке чей - то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут... (Гнездо)
На реке и треск, и гром,
Это значит ледолом,
На реке идет лед
Это значит ...(Ледоход)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)
Из дальних стран вернулся я
Чтоб вас порадовать, друзья.
Весна пришла! Зиме конец!-
Пел у скворечника……..(скворец)
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка,,,,,,,,( скворечник)
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник -
Смастерили мы... (Скворечник)
Воспитатель: Давайте вспомним приметы весны. (ответы детей)
Воспитатель: Правильно солнце светит ярче, горячей, тает снег, бегут ручьи, день стал длиннее, птицы стали щебетать и песни петь. Ребята, весной из теплых краёв возвращаются перелётные птицы. (звучит аудиозапись пение птиц).
Воспитатель: Посмотрите, к нам в группу прилетели птицы.
(на мольберте дерево, на котором прикреплены перелётные птицы).
Воспитатель: Ребята, назовите какие птицы сидят на дереве? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, почему этих птиц называю перелётными? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно осенью они улетают, потому что насекомые прячутся и птицам нечего кушать.
Воспитатель: Молодцы ребята, давайте немного отдохнем и поиграем.
Физкультминутка «Перелетные птицы»
Птички прыгают, летаютдети прыгают
Крошки птички собирают«клюют»
Пёрышки почистили, клювики почистили изображают действия по тексту
Птички летают, поютмашут руками
Зёрнышки клюютнаклоняются
Дальше полетели и на место сели .улетают», садятся
Воспитатель: Послушайте стихотворение
Засвистел, запел скворец,
Черный словно смоль - певец.
Песней простенькой своей,
Возвестил: зиме конец!
А ещё он рассказал
В дальних странах, что видал
Как там за морем жилось
Что увидеть довелось!
И кого он повстречал
Пока путь домой держал.
Ах! Слушать можно долго птиц!
Язык понятен без границ!
Это стихотворение - про скворца. Как вы думаете, где зиму проводят скворцы? (ответы детей)
Воспитатель: В тёплых странах - Индия, Африка. А почему скворцы возвращаются в родные края? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно птицы строят гнезда, выводить птенцов.
Воспитатель:(выставить изображение скворца) У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. Скворец птица певчая. Может издавать различные звуки, которые похожи на свист, скрип, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Может подражают пению других птиц.
Воспитатель: Ребята, слышите ( «говорит» скворец «Здравствуйте, ребята!
Я вернулся домой и у меня новый домик. Не у всех скворцов есть домики и птички не смогут завести птенцов. Ребята, помогите нам, пожалуйста. Скворушка».
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь скворцам? (ответы детей)
Воспитатель:Правильно надо построим птицам домики. Ребята, чтобы скворцы селились рядом, и помогали выращивать урожай (собирают червячков жучков в огороде, чтобы помидоры, огурцы, картофель хорошо росли).Люди строят специально домики для скворцов. Кто знает как эти домики называются?(ответы детей)
Воспитатель: Правильно – это скворечники. Предлагаю построить скворечники, они похоже на домики с крышей и круглой дыркой, которая называется леток. Он делается круглым для того, чтобы птицы легко залетали и не царапались. Давайте пройдём и сядем за столы и посмотрим из каких частей будем строить скворечник.
(дети проходят и садятся за столы.)
Воспитатель: Мы с вами рисовали дерево, теперь мы сделаем скворечник и повесим его на это дерево. Но в начале давайте вспомним правила пользованием ножницами. (ответы детей)
Воспитатель: Правильно нельзя ножницами махаться; острые концы ножниц всегда смотрят вниз.
Как вы думаете, что можно сделать из коричневого прямоугольника? (ответы детей)
Воспитатель: Я беру его сгибаю пополам, уголки к уголкам и сгиб проглаживаю пальчиком, затем делаю срез по сгибу. Это будет домик, приклеим его на дерево.
- А из черного квадрата можно сделать крышу. Нужно верхний левый уголок приложить к нижнему правому уголку, по сгибу провести пальчиком получился треугольник. Сделаем срез по линии сгиба. Приклеим крышу к домику.
А из черного квадрата сделаем круг – леток. Срезаем углы у квадрата начинаем от середины получился круг. Приклеим леток на домик.
Давайте сделаем разминку для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика: «Перелетные птицы».
Тили-тели, тили-тели -
С юга птицы прилетели!
Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.
Прилетел к нам скворушка -
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж -
Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Все вернулись, прилетели,
Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.
Песни звонкие запели!
Указательным и большим пальцами делают клюв - «птицы поют».
Воспитатель: - А теперь давайте сделаем птичкам домики скворечники. Приступайте к работе.
(Дети вырезают и наклеивают изображение, под музыку П. И. Чайковского, при необходимости оказать индивидуальную помощь).
Воспитатель: Замечательные скворечники у вас получились.
Запись пения птиц и «говорит» скворец: -« Спасибо, ребята, вам за домики для моих друзей скворцов».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а к нам прилетели скворцы. (раздать силуэты птиц, дети приклеивают птиц)
Птицам понравились домики, и они с удовольствием поселятся в них и своим друзьям расскажут. Птички очень довольны и говорят вам спасибо. Послушайте, как поют птицы весной. ( Слушание голосов птиц).
«Мы построили скворечник-
Дом веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле нашего крыльца»
Рефлексия:
- Вам понравилось наше занятие?
- Скажите какое сейчас время года?
- Кто прилетает из теплых краёв?
- Чем мы сегодня занимались?