Проект «НСО» (Новосибирская область) (из опыта работы)
Автор проекта: Елена Александровна Специанова
Срок реализации: 3недели.
Взаимодействие образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Вид проекта: познавательный, групповой, долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Актуальность данного проекта
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Цель проекта:
Воспитывать гражданские чувства, чувства любви к Родине, родному краю, формировать у детей представления о патриотизме, родном крае, о малой родине.
Задачи проекта:
Мотивация: На познавательных занятиях мы с детьми не раз беседовали о родном городе. У детей возникло много вопросов: например, почему при выезде из города продолжаются разные населенные пункты, то есть деревни и маленькие городки. Увидев, что детям это интересно и хочется узнать новое, я решила начать работу над проектом.
Модель трех вопросов
Что знаешь? | Что хотим узнать? | Как это сделать? |
В книгах. Спросить у родителей. В энциклопедии. По телевизору. Сходить в библиотеку. Интернет. |
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Выявление интереса детей к истории родной области и формирование данного интереса у воспитанников группы.
Создание предметно-развивающей среды, связанной с краеведением: книги, альбомы, журналы о НСО, открытки, фотографии, карта страны, области, энциклопедии, интернет ресурсы.
Заучивание пословиц, поговорок, стихов о родине, о труде, чтение художественной литературы, стихи о родном крае «Карта Новосибирской области» А.Кабардин, «Новосибирская область» В.Фельгендреер, С.Воронцов «Герб НСО», Д.Галай «Мой край родной».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Первый этап – подготовительный.
Второй этап - реализация проекта.
Третий этап – презентация проекта.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
У детей сформируются представления об истории своей области; ее достопримечательностях, символике, о людях, прославляющих родной край.
Продолжится формирование любви к родному городу и краю, бережного отношения к его природным и культурным ценностям, чувства уважения к людям труда, прославившим свой край.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный:
2 этап – реализация проекта
Формы организации работы .
конструирование «Русская береза»; «Деревенский домик»
лепка «Животные нашего края»;
аппликация «Река Обь»
рисование «Герб НСО», «Флаг», «Медвежонок»
Дидактические игры, словесные:
«Собери пазлы», « Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Сквозь замочную скважину», разрезные картинки, «Сложи картинку», «Найди пару», «Что за ягодка такая», «Один-много», «Какая», «Действие».
Сюжетно-ролевые игры:
«Зоопарк», «Путешествие за город», «Железная дорога».
Путешествие по выставкам в групповой комнате: « Великая Обь», «Имя на карте страны», «Моя любимая книга», «Беловский водопад», «5 озер».
Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, альбомов.
Чтение художественной и познавательной литературы.
3 этап – заключительный.
В ходе реализации проекта «НСО» предполагаемые результаты были достигнуты:
- В результате проекта дети познакомились с достопримечательностями родного края, с символами области.
- Были организованы для детей тематические выставки.
- Дети узнали, что символизирует в гербе и флаге НСО каравай хлеба в лапах соболей.
- Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к родному краю и малой родине
- Совершили поход в краеведческий музей.
-Проведена акция «Расскажи мне мама, папа о моей маленькой родине».
- Презентации родителей по теме проекта, изготовление родителями альбомов «Барсуковская пещера», «Беловский Водопад», «5 озер», «Искусство родного края», папка-раскладушка «Флора и фауна НСО».
Перспективы проекта: В дальнейшем планирую продолжить начатую работу по краеведению.