Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Технологическая карта урока по ОРКСЭ

Обобщение педагогического опыта

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технологическая карта урока

Должность, ФИО педагога

Ваганова Наталья Николаевна, учитель начальных классов

Дата

18.01.21

Класс

4а (индивидуальное обучение)

Предмет

Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Светская этика»)

Тема

Дружба

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Содействие формированию у обучающегося представлений о дружбе; осознанию ценности и необходимости дружбы

Задачи урока

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Планируемые предметные результаты

Предметные:

Личностные:

БУД

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Основные понятия, словарь

Дружба, правила дружбы, друг, качества друга, приятель, товарищ

Оборудование

Ноутбук, сигнальные карточки-смайлики, картинка «Домик», карточки- задания «Ситуации», сигнальные карточки «Светофор»

Ход урока

№ п/п

Дидактическая цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Организационный этап.

Цель: включение в деловой ритм, психологический и эмоциональный настрой.

(Приветствие, проверка готовности к уроку).

Мне бы хотелось, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Давай поприветствуем друг друга улыбками.

Каким бы ты хотел видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением ты его начинаешь?

Солнце на небе проснулось.
Нам с тобою улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.

- Ты чувствуешь солнечное тепло? Пусть сегодня на уроке преобладают только тёплые отношения.

Проверяет готовность к уроку; поднимает карточку – «настроение» в виде разных смайликов.

Работа с сигнальными карточками-смайликами.

Проверка домашнего задания.

Цель: установить факт выполнения домашнего задания, правильность и качество выполнения, определить подготовленность обучающегося к усвоению нового материала.

Прежде чем приступить к изучению нового материала проверим как ты выполнил домашнее задание (учебник-тетрадь на стр. 63).

С какими трудностями ты столкнулся при выполнении домашнего задания?

Ответь на вопросы:

- что такое альтруизм?

- что такое эгоизм?

- распредели слова в 2 столбика:

Альтруизм Эгоизм

(гнев, сочувствие, забота, зависть, милосердие, равнодушие, осуждение, сопереживание, жадность, жестокость, отзывчивость, добродушие).

- Оцени выполнение домашнего задания.

Обучающийся отвечает на вопросы, выполняет задание.

Обучающий выполняет самооценку выполнения домашнего задания.

Выяснение трудностей при выполнении домашнего задания.

Алгоритм самооценки выполнения домашнего задания https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/12b8/0002aac7-954e6866/1/img22.jpg

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: создание условий для постановки учебной задачи; активизация мыслительной деятельности обучающегося, заинтересованность в предстоящей работе.

Я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Про крокодила Гену и Чебурашку». Посмотри его и попробуй сформулировать тему урока.

- Назови тему нашего урока.

- Как ты думаешь, какой человек умеет дружить: альтруист или эгоист? Почему?

Обучающийся просматривает отрывок из мультфильма, формулирует тему урока, отвечает на вопросы.

https://ok.ru/video/5034936359

(1.38-до конца)

Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания обучающегося о дружбе.

- Герои Эдуарда Успенского хотели подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили – все и подружились.

Предлагаю тебе тоже построить такой Дом дружбы (учитель выдает обучающемуся картинку с изображение дома)

-С чего начинается строительство дома?

-Верно. Чтобы постройка дома не разрушилась и послужила людям не один год, самым прочным должен быть фундамент, так как он держит на себе все здание.

- Начнем с определения понятия дружба.

Обучающийся смотрит на иллюстрацию из мультфильма.

Обучающийся изучает картинку с изображение дома.

http://900igr.net/up/datas/75259/013.jpg

https://img2.freepng.ru/20180919/pri/kisspng-clip-art-portable-network-graphics-house-wood-buil-5ba2a802ce5745.7452957415373864988452.jpg

Первичное усвоение новых знаний.

Цель: создание условий для выявления обучающимися новых знаний о дружбе, развития умений находить ответы на проблемные вопросы.

-Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает это слово? Это слово? Значит что оно?

-А что такое «дружба», как ты понимаешь это слово?

-Что тебе вспоминается, представляется когда его произносишь?

Предлагаю совместными усилиями сформулировать определения понятия дружба.

Сравним ваши определения с определением в словаре Ожегова С.И.:

«Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

Открываем учебник- тетрадь на стр. 64, записываем определение.

1). Пришло время укладывать брёвна.

- Но сначала давайте подумаем, какими качествам должен обладать настоящий друг?

- Предлагаю посмотреть мультфильм «Большой друг». На основе его попробуй определить, что необходимо для настоящей дружбы. Что должно объединять друзей? Чем они могут различаться?

-Казалось бы, что может быть общего между Слоном и Паучком? А вот, представь себе - подружились!

-А в чём прелесть настоящей дружбы? Что ты понял из этого мультфильма?

- Друзья и не замечают, что дружат. Просто находятся рядом. Очень большой и очень маленький.

- Какими еще качествами должен обладать настоящий друг?

Выполним гимнастику для глаз.

2). Открываем учебник-тетрадь на стр. 65, задание №1: разобьем слова на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность)

- Подумайте и запиши на бревнышках дома качества человека, которые должны быть присущи настоящему другу.

-На мой взгляд, у нас получился замечательный дом. Дом, в котором будет уютно и хорошо. Дом, в котором вас всегда поймут. И сохраним ли мы его таким, будет зависеть только от вас.

- Чтобы зайти в дом, нужны ступеньки. На ступеньках необходимо разместить слова: друг, приятель, товарищ.

–Что объединяет данные слова?

-Подумайте, какое слово необходимо разместить на верхней ступеньке, какое на средней, какое на нижней. Но сначала подумайте, чем слова отличаются друг от друга?

Друг - человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.

Товарищ - человек, близкий по роду деятельности, занятий, по условиям жизни и т. п. и связанный общностью взглядов.

Приятель - человек, с которым сложились хорошие, простые, но не очень близкие отношения.

Обучающийся отвечает на вопросы.

Обучающийся высказывает свое определение, вступает в диалог с учителем.

Обучающийся читает определение.

Обучающийся записывает определение в учебник-тетрадь.

Обучающийся смотрит мультфильм, отвечает на вопросы.

Обучающийся записывает как он понимает, что такое дружба на фундамент домика.

Обучающийся выполняет гимнастику для глаз.

Обучающийся записывает качества человека, которые должны быть присущи настоящему другу.

Обучающийся сравнивает слова, высказывает мнение, отстаивает свою точку зрения, дорисовывает ступеньки и записывает слова.

Работа с учебником-тетрадью.

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/53126

https://zeroplus.tv/film/bolshoy-drug

Приёмы «Мозговой штурм», «Кластер»

https://img2.freepng.ru/20180919/pri/kisspng-clip-art-portable-network-graphics-house-wood-buil-5ba2a802ce5745.7452957415373864988452.jpg

Гимнастика для глаз https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/198002/pub_5a61bcba1410c3b8f3dee4e4_5a61bedc4bf161d862620cf4/scale_1200

Приёмы «Мозговой штурм», «Кластер»

https://img2.freepng.ru/20180919/pri/kisspng-clip-art-portable-network-graphics-house-wood-buil-5ba2a802ce5745.7452957415373864988452.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e14/00109c5b-c23c7b28/img12.jpg

Динамическая пауза «Мои друзья».

Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся.

Учитель совместно с обучающимся выполняет динамическую паузу.

Обучающийся выполняет динамическую паузу.

Динамическая пауза «Мои друзья» https://vk.com/video41348270_456239028

Первичная проверка понимания

Цель: создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Приступаем к строительству крыши. Строительный материал готов.

-А зачем дому крыша?

- Крыша – это верхний элемент в конструкции дома, выполняющий основную функцию - защитную. Но у нас же крыша дома дружбы.

-А что может защитить дом дружбы? Давай сформулируем основные правила дружбы. Запиши их на частях крыши.

(Уступать

Не бояться просить прощения, если обидел друга

Не грубить – быть вежливым

Не злиться

Не жадничать

Помогать другу

Быть честным

Быть внимательным

Не ссориться)

Свободные высказывания обучающегося.

Обучающийся совместно с учителем формулирует правила дружбы, записывает их на частях крыши.

Приёмы «Мозговой штурм», «Кластер»

https://img2.freepng.ru/20180919/pri/kisspng-clip-art-portable-network-graphics-house-wood-buil-5ba2a802ce5745.7452957415373864988452.jpg

Первичное закрепление.

Цель: усвоение обучающимся нового способа действия при решении типовых задач.

-Крыша практически готова, но не хватает единственной дощечки.

- Предлагаю посмотреть историю редкой дружбы и любви и сформулировать вместе еще одно важное правило дружбы. А поможет его сформулировать мультфильм «Потеря и находка».

-Сделайте предположение, о какой потере или находке может идти речь в мультфильме?

-Проверим предположения, посмотрев мультфильм.

(Просмотр мультфильма- 1.40)

Ответь на вопросы:

-Что произошло с бельчонком?

-Почему он не может выбраться из бочки?

-Что, на ваш взгляд, произойдет дальше?

-Продолжим просмотр.

-Какие чувства вызвал у вас мультфильм?

-Почему мультфильм назван «Потеря и находка»?

-Что произошло с героями мультфильма?

-Почему динозаврик отвернулся, когда бельчонок упал в бочку с желоба?

-Какие чувства вы испытывали в данный момент?

-Почему динозаврик продолжил попытки спасти друга?

-О чем думал динозаврик в последние секунды жизни? О чем это говорит?

- Как вы думаете, по отношению к кому из героев можно применить выражение «настоящий друг»? Почему?

-Дайте оценку действиям динозаврика.

- Когда динозаврик увидел, что его друг попал в беду, он, не задумываясь, решил ему помочь. Нужно было действовать очень быстро, на пределе сил, не думая о том, что сам теряешь многое. Чтобы спасти милого сердцу друга, вязаный игрушечный динозавр совершает невозможное.

- Александр Васильевич Суворов сказал замечательные слова, которые стали пословицей: "Сам погибай, а товарища выручай!".

-Как боролся за жизнь бельчонок?

-Зачем он бросил камень в дощечку, придерживающую дверь?

-Что решил сделать бельчонок после своего спасения?

-С какими трудностями он столкнулся?

-Удастся ли ему завершить начатое?

-Чему учит данный мультфильм?

-Какое правило дружбы запишем на последней дощечке?

-Помогать другу в беде.

Перед просмотром мультфильма делает предположение, о какой потере или находке пойдет речь.

Высказывает предположения по поводу продолжения мультфильма.

Смотрят мультфильм, активно участвуют в его обсуждении.

Формулирует правило дружбы, размещает его на крыше домика.

Мультфильм «Потеря и находка»

https://zeroplus.tv/film/poterya-i-nakhodka

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: применение усвоенного знания на практике.

Выполни задание по карточке № 1:

1. Прочитай текст. Выскажи своё мнение о поведении детей.

2. Сформулируй одно из правил дружбы.

Маша поделилась с Леной своим секретом, и Лена узнала, что втайне от своей мамы Маша вяжет шарф в

подарок к маминому дню рождения. Очень хотелось Лене всем об этом рассказать. Но она сдержала слово, данное подруге.

Выполни задание по карточке № 2:

1. Прочитай текст. Выскажи своё мнение о поведении детей.

2. Сформулируй одно из правил дружбы.

Витя хорошо учится, но сегодня за диктант получил «3». Вова засмеялся: «Тоже мне отличник! Так тебе и надо!»

Выполни задание по карточке № 3:

1. Прочитай текст. Выскажи своё мнение о поведении детей.

2. Сформулируй одно из правил дружбы.

Лена пришла в новую школу. К ней подошла Ира и сказала: «У нас в классе все девчонки плохие: Оля плохо учится,

Мила жадная, а Света некрасивая … Будешь со мной дружить?»

Какие правила дружбы ты еще не назвал (работа с домиком)?

Что такое дружба?

Кто такой настоящий друг?

Какие качества присущи настоящему другу?

Обучающийся отвечает на вопросы, выполняет задания.

Работа по карточкам.

Прием «Кластер»

https://img2.freepng.ru/20180919/pri/kisspng-clip-art-portable-network-graphics-house-wood-buil-5ba2a802ce5745.7452957415373864988452.jpg

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание.

Домашнее задание стр. 68-69 учебника-тетради.

Выбери то задание, которое тебе больше нравится и выполни его. При желании изучи дополнительный материал на стр. 69.

Обучающийся знакомится с домашним заданием.

Работа с учебником-тетрадью.

Подведение итогов занятия.

Цель: получить представление о качестве усвоения обучающимся материала.

- О дружбе народ сложил много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете?

Я предлагаю вспомнить некоторые пословицы.

Составь пословицы и высказывания, закрасив начало и окончание каждой из них одним цветом. (учебник-тетрадь на стр., задание № 2)

Расскажи, как ты миришься со своим другом. Выбери слова, подходящие для вашего примирения (учебник-тетрадь на стр. 67, задание № 6).

Обучающийся называет пословицы.

Обучающийся выполняет задание в учебнике-тетради.

Работа в учебником-тетрадью.

Формирующее самооценивание.

Цель: анализ понимания обучающимся изученного материала.

Оцените себя в соответствии критериям:

1.Знаю, кто такой друг, что такое дружба, правила дружбы (красный цвет).

2.Знаю, что такое дружба, правила дружбы и умею ихприменять (желтый цвет).

3.Знаю, что такое дружба, правила дружбы, умею их применять и могу объяснить

другим (зеленый цвет).

Обучающий выполняет самооценку при помощи сигнальных карточек.

Прием формирующего самооценивания «Светофор».

Работа с сигнальными карточками.

Рефлексия.

Цель: Создание условий для рефлексии деятельности.

На листе бумаги обведи свою ладошку (каждый пальчик – это какая-то позиция, по которой хочется высказать свое мнение).

• большой – для меня это важно и интересно ...

• указательный - я получил конкретные рекомендации...

• средний - мне было трудно (или не понравилось)...

• безымянный – моя оценка атмосферы на уроке (комфортно или ...)

• мизинец - для меня было недостаточно...

Мне хочется, чтобы у каждого из нас было доброе, верное, любящее сердце. Чтобы мы научились дружить друг с другом, помогать друг другу в трудную минуту и чтобы никогда никого не обижали.

А теперь я бы хотела завершить наш урок словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» (Повторяем хором.)

Обучающий выполняет задания, читает вслух ответы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области