Применение исследовательских и проектных технологий
Исследовательскую работу начинаем с маленьких работ- дети готовят сообщения. Рассказывают, чем интересна информация, чем она может быть полезной для сверстников. С более взрослыми детьми применяем следующие формы изучения литературы: аннотация, рецензия, конспект, доклад. Все тексты сопровождаются с комментариями, с критическими оценками. При анализе литературы обязательно ссылаемся на авторов. Работы пишем и защищаем на башкирском языке, даже если предоставляется выбор языка. Результаты оформляются в таких формах: реферат, научная статья, научный отчет, доклад.
Принимаем участие в различных мероприятиях. Выступление по школьному радио и на классных часах, на уроках краеведения.
Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-либо проблемы. Уже в начальной школе ребята работают со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и, конечно, учатся оформлять свои работы. Например, тема “Ремесла”, ученики начальных классов делают фотораму. В защите проекта дети рассказывают: актуальность, историю, выдвигают гипотезу, собирают материалы, оформляют работу и т.д. По теме “Загадки” – создают папки – раскладушки; тема “Мой город”- проект – туристический маршрут “Интересные объекты моего города” (среднее звено), буктрейлеры. Метод проектов обеспечивает личностно-ориентированное обучение, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности обучающихся.
Формы работы с детьми - работа в группе, в паре и индивидуально.
Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Они без принуждения многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не как обязательное домашнее задание, а как интересное творческое занятие. Например, в 4 классе по теме “Детские газеты и журналы” дети создали свой детский журнал. В своем журнале каждый ребенок отразил свой внутренний мир: увлечения, интересы, краски, свое видение.
Проектные технологии создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.