Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в детском саду.
Музыкальный руководитель Щербакова Л.П.
МДОУ «Детский сад №209» г. Ярославль
Все мы с рождения наделены разными возможностями. Порой ограничения накладывает сама природа. Но это не говорит о том, что у детей с ОВЗ меньше шансов быть счастливыми. И поможет этому музыка.
У ребят с ограниченными возможностями здоровья отмечаются различные нарушения физических и психических функций: мышления, речи, внимания, памяти, воображения и т. д. Наблюдаются также эмоциональные и поведенческие расстройства. У одних детей наблюдается неуверенность в себе, крайняя скованность, заторможенность ( гиподинамия), а у других напротив сильная расторможенность, расбалансирование, нарушение координации движений. Такие дети возбудимы, эмоционально неустойчивы, нуждаются в индивидуальном подходе. Приходится подбирать те методы и тот репертуар, который будет наиболее эффективен в процессе работы с детьми.
Как и все другие занятия в дошкольном образовательном учереждении компенсирующего вида, музыкальные занятия в системе всей коррекционно – педагогической работы направлены на предупреждение вторичных отклонений, их коррекции и компенсации средствами музыки, музыкальной деятельности.
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Логоритмика предполагает и укрепление здоровья, и устранение речевых нарушений, но прежде всего – развитие мышления и понимания, без которых решить указанные задачи невозможно. И решаются эти задачи через различные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально – ритмические движения, игре на музыкальных инструментах.
У детей с ОВЗ часто наблюдается не только нарушение речи, но и движений. По тому, как ребёнок ходит, бегает, прыгает можно судить о его физическом развитии, умении координировать движения, эмоциональном настрое. Многие движения с трудом даются таким детям, поэтому все педагоги ДОУ компенсирующего вида должны работать в тесной взаимосвязи, хорошо осознавая, что от их совместной работы, взаимопомощи, взаимопонимания во многом зависит результат коррекционно – педагогического процеса, осуществляемого средствами музыкального воспитания.
Моя практика работы с детьми ОВЗ показала, что можно использовать разнообразные варианты построения занятий, но это зависит от ряда причин:
В процессе пения включаю упражнения и попевки для тренировки переферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения и движения.
Восприятие музыки (слушание) использую для релаксации, для активации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера.
Работая над ритмическими движениями предлагаю упражнения, игры с пением и словом, игры и упражнения с предметами, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движения, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т. д.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики. Игру на инструментах практикую и в работе по слушанию музыки. Дети учатся в соответствии с музыкой начинать и заканчивать свою игру, впоследствии учитывая динамику, темп и ритм произведения.
Важно следить за состоянием детей, их активностью и работоспособностью на протяжении всего занятия и при необходимости менять очерёдность заданий. Важно учитывать, что разный ритм по-разному воздействует на психику и физическое состояние. Гиперактивным, возбуждённым детям предлагаю более спокойную музыку, а подвижную, побуждающую к действию – заторможенным. Таким детям предлагаю музыку для прыжков, активной ходьбы в темпе марша, сильных хлопков, притопов и т. д.
Занятия с использованием логоритмики, музыкальных игр дают свои результаты. Они вызывают много эмоций, многие дети с удовольствием включаются в деятельность. В такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т. е. ребёнок не просто играет на музыкальном инструменте, а только тогда, когда звучит музыка, вовремя начинает и заканчивает игру, выполняет мои просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний. Движения становятся более координированными, ритмичными, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают более сложные инструменты: ложки, треугольники, металлофоны. Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных музыкальных инструментов. Заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью разнообразных музыкальных игр и пения многие дети начинают проговаривать простые слова и петь, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении речью. Появляется песенный репертуар, который расширяется дальше. Дети способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать её – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. По самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми . Доказательством этого служит участие наших детей в ежегодном конкурсе для детей с ОВЗ « Стремление к звёздам», где наши дети поют, танцуют и играют на музыкальных инструментах. И пусть они всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые дети, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, дарят радость окружающим и близким.
Литература: .Екжанова Е. А., Стребелева Е.А.
« Коррекционно –развивающее обучение и воспитание».
Программа. – М.: Просвещение, 2003.
Щербакова Н.А.
« Музыкальное воспитание детей с нарушением речи»
Журнал «Музыкальный руководитель» № 2 -4 ; 2006г.
Медведева Е.А.
« Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии».
М. Издательсрий центр « Академия»,2002.
Скрыпники И.
« Логоритмические занятия»
Дошкольное воспитание 1996 № 5-9.