Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Обучение грамоте. Звук и буква «Ч»

Цель продолжать формирование ориентации в зуко-буквенном составе русского языка. Задачи Образовательные Знакомство со звуком [ч] и буквой Ч. Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой. Закрепление знаний о гласных-согласных звуках, твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа, синтеза. Развивающие Развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса. Развитие общей и тонкой моторики, речедвигательных умений. Развитие воображения, подражательности. Воспитательные Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, чувства эмпатии.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МДОУ "Детский сад № 68"

г. Ярославль

Конспект

организованной образовательной деятельности в дошкольной группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет

Тема:

«Обучение грамоте. Звук и буква «Ч»

Образовательная область:

«Речевое развитие»

Учитель - логопед: Бачина Е.А.

Дата проведения: 15.04.2021г.

Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Обучение грамоте. Звук и буква «Ч»

Задачи:

Образовательные:

Знакомство со звуком [ч] и буквой Ч.

Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой.

Закрепление знаний о гласных-согласных звуках, твёрдости-мягкости, звонкости-глухости согласных.

Совершенствование навыков звукового анализа, синтеза.

Развивающие:

Развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.

Развитие общей и тонкой моторики, речедвигательных умений.

Развитие воображения, подражательности.

Воспитательные:

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, чувства эмпатии.

Оборудование.

Магнитная доска, магнитная азбука, кассы букв, плоскостное изображение Звуковичка, бандероль от него, картинки со звуком [ч] (черепаха, чайник, чашка, кирпич, ключ, мочалка, чайка, грач, часы), знаки, напоминающие о поведении в логопедическом кабинете.

Предварительная работа:

Разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминутки согласно лексической теме, работа с кассами букв, схемами слогов и слов, знакомство с героем Звуковичком.

Ход занятия.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть (мотивационный этап).

Основная часть

Заключительная часть

Логопед приглашает детей в кабинет, при входе они видят знаки, напоминающие о поведении в логопедическом кабинете. Логопед спрашивает детей об их значении.

Приветствие.

«Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.

– Здравствуй, друг! Здравствуй, друг! Пожимают друг другу руки.

– Как ты тут? Как ты тут? Постукивают по плечу.

– Где ты был? Разводят руки в стороны, приподнимают плечи.

- Я скучал! Прикладывают правую руку к сердцу.

- Ты пришел? Постукивают по плечу.

– Хорошо! Обнимают друг друга.»

Дети на доске видят уже знакомого героя Звуковичка и бандероль от него.

Логопед предлагает прочитать письмо из бандероли:

«Здравствуйте, дорогие ребята. Рад снова с вами встретиться. Помните нашу соседку, Девочку Машу из Волшебной страны? Она пошла гулять в Волшебный лес, обещала вернуться, а её всё не и нет. Может быть, она заблудилась? Мы переживаем, как же ей помочь! Давайте вместе поможем ей вернуться домой!

Я вот думаю, что же ей нужно, чтобы вернуться? Поможете мне? Для этого нужно выполнить задания. За каждое задание вы будете получать по одной букве, так мы узнаем, чего же Маше не хватает, чтобы вернуться!»

Ознакомление с темой занятия

Логопед из бандероли достаёт картинки со звуком Ч. Дети называют картинки, вешают их на доску, рассказывая, на какой звук начинается это слово.

1 задание. Детям нужно определить общий звук во всех словах. При затруднениях детей, логопед голосом выделяет звук Ч.

Логопед предлагает поговорить о новом звуке:

произнести звук;

определить, какой это звук, гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой?

Логопед сообщает, что звук всегда мягкий.

Логопед хвалит детей. Достаёт из бандероли букву С.

2 задание. Проводится игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук». Дети хлопают в ладоши, если услышат звук Ч в:

звукоряде а-у-ч-л-р-ч-с-ш-ч;

слогоряде мы- ши-ча-из-от-оч;

словоряде мак-шум-час-каша-ночка-сын-дочь.

Логопед хвалит детей, сообщает, что с заданием справились. Достаёт из бандероли букву А, вешает на доску.

3 задание.

Логопед:

«А сейчас немного отдохнём, наши руки разомнём. Предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику. А задание будет таким: вам нужно услышать в ней слова со звуком Ч».

Пальчиковая гимнастика.

Подарили Пете книжку о ракете

Сложенные ладони раскрываем

Прочитал Петя – подарил Свете,

Света – Мане,

Маня – Тане,

Таня подарила Ване.

Поочерёдно соединяем пальцы с большим

Совершила книжка круг

Делаем руками круг от себя

И сказала: «Здравствуй, друг!»

Кисти сцепляем в «замок».

Логопед одобряет правильные ответы детей. На доске появляется буква Ы.

Логопед: «Посмотрите, какие буквы у нас уже есть?

А чем отличается звук от буквы?

Хотите познакомиться с новой буквой? Может кто-то из вас догадался, что это будет за буква?»

Логопед выставляет на доску букву Ч, спрашивает, на что она похожа. Вместе с детьми прорисовывает указательным пальцем в воздухе снизу-вверх, слева-направо, называя её.

Дети в кассе букв находят букву Ч по инструкции логопеда («в домике справа от буквы Ц»).

Физкультминутка

Оп, оп! Опа, опа!

Руки на поясе, повороты в стороны с пружинкой

Космонавтом стать хочу

Руки на поясе, ходьба на месте

Оп, оп! Опа, опа!

Руки на поясе, повороты в стороны с пружинкой

Ближе к звёздам полечу!

Поднимаем руки через стороны вверх

Полечу я на ракете

Руки вверху сомкнуты

Лучший космонавт на свете!

Руки вперёд, в кулаках, кроме большого пальца.

4 задание. Выкладывание слова из имеющихся на доске по цифровой схеме.

Ы – 4, Ч -1, С -3, А -2 (ЧАСЫ)

Самостоятельно в кассах, сопровождая пояснением детей и выкладыванием слова на доске по желанию детей. Чтение слова. Логопед вешает рядом со схемой картинку, спрашивает: «Что же оказалось нужным для Маши, чтобы вернуться домой? Почему?»

Звукобуквенный анализ слова часы: - сколько букв;

- сколько и каких гласных;

- сколько слогов;

- сколько и каких согласных;

- есть ли мягкие согласные.

Логопед сообщает детям о правиле написания ЧА, ЧУ.

Логопед предлагает детям на доске и в кассах выложить схему слова ЧАСЫ с помощью прямоугольников или треугольников (на выбор детей) и «прочитать» слово по схеме.

Логопед: «Молодцы, все справились с заданием. Звуковичок знал, что вы не откажете ему в помощи. Как вы ему помогали? Что делали? Теперь он передаст волшебное слово ЧАСЫ Волшебнице Речи, царице Волшебной страны, где они живут. У Маши появятся часы, и она вернётся домой. Он за ваши старания приготовил вам небольшой подарок». Логопед раздаёт детям из бандероли прописи для закрепления знания буквы и звука Ч.

«А сейчас попрощаемся со Звуковичком, будем ждать его в гости снова.».

Дети вспоминают правила:

- не бегать,

- не кричать,

- приходить опрятным,

- не разбрасывать игрушки,

- не драться,

- быть дружными!

Дети заходят кабинет, встают в круг, приветствуют друг друга, проговаривая слова.

Дети говорят о Звуковичке, откуда он, какой, зачем приходит в гости: «Звуковичок добрый, весёлый, иногда любит похитрить. Он очень хорошо различает все звуки природы и речи. У него очень чуткий слух».

Дети внимательно слушают, вспоминают Машу, обещают помочь.

Каждый ребёнок вешают картинку на доску, составляя полный ответ: «Это грач. Слово «грач» начинается на звук Г».

Дети определяют, что во всех словах присутствует звук Ч.

Дети объясняют, что звук согласный (почему), мягкий, глухой. В обсуждении участвуют все дети. Логопед поощряет правильные высказывания, активизирует стеснительных детей, задаёт индивидуальные вопросы.

Дети хлопают в ладоши, если услышат звук.

Дети проговаривают слова, выполняя гимнастику, выделяя на слух слово: прочитал

С, А, Ы

«Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим, пишем и читаем»

Те дети, у которых нет кассы, работают в паре.

Выполняют движения, сопровождая словами.

.

Предполагаемые ответы детей:

«Маше нужны часы. Может, она заблудилась, а может просто заигралась и забыла о времени. А часы ей помогут вовремя вернуться домой».

Ответы детей по желанию и готовности.

Дети помогают друг другу, высказывая своё мнение о том, какие знаки нужно взять.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области