Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Саранск
«Детский сад» №104 комбинированного вида»
Итоговое занятие
по дополнительной общеобразовательной программе
( дополнительная общеразвивающая программа )
«Подготовка к школе от А до Я»
для детей старшей группы № 6
« В гостях у Совы »
Подготовила: учитель-логопед
Беляева Н.А.
Цель: формировать знания о звуке и букве С.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: игрушка Сова, предметные картинки, в названиях которых присутствует звук С, шапочки с буквами, домики, коробочки со схемами, шкатулка, мяч, карандаши, листочки-распечатка.
Речевой материал: мнемодорожки чистоговорок со звуком С.
Ход занятия:
Организационный момент
Раз и два (делают два хлопка)
Звенят капели, (дважды ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой)
Три – четыре (делают два хлопка)
Мы запели (два раза прижимают ладони к груди)
Пять и шесть (делают два хлопка)
Летят скворцы (взмахивают кистями рук)
Семь и восемь (делают два хлопка)
Песни льются (вытягивают руки вперёд)
Девять – десять (делают два хлопка)
Все смеются (поднимают руки вверх)
Какое сейчас время года? Весна.
Какая погода весной?
В такую погоду хочется больше находиться на улице. Вот и наш язычок решил погулять.
Артикуляционная гимнастика
ЯЗЫЧОК ГУЛЯТЬ СОБРАЛСЯ (открыть рот):
ОН УМЫЛСЯ (кончиком языка быстро провести по верхним зубам),
ПРИЧЕСАЛСЯ (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать),
НА ПРОХОЖИХ ОГЛЯНУЛСЯ (провести языком по губам - "облизнуться"),
ВПРАВО, ВЛЕВО ПОВЕРНУЛСЯ (повернуть язык в указанную сторону),
ВНИЗ УПАЛ, НАВЕРХ ПОЛЕЗ (опустить язык вниз и поднять вверх),
РАЗ - И В РОТИКЕ ИСЧЕЗ (спрятать язык во рту)
Основная часть
(Стук в дверь).
Л.: Дети, к нам в гости прилетела Мудрая Сова.
Актуализация имеющихся знаний
Сова: Мне рассказали, что вы узнали много звуков. Я хочу в этом убедиться.
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Какие гласные звуки вы знаете?
- Назовите согласные
- Какие бывают согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)
Сообщение темы занятия
Л.: Молодцы, все помните. Сова хочет познакомить вас с новым звуком. С каким? - догадайтесь сами.
- Слушайте внимательно:
У Сони самовар. Соня открывает краник самовара и смотрит, как оттуда льется вода. Льется водичка в стакан, и Соня слышит: с-с-…
- Какой звук слышит Соня, когда льется вода из самовара?
- Какой первый звук в слове СССОНЯ? — СССАМОВАР? СССТАКАН?
Л.: Сегодня мы познакомимся со звуком С.
Звук С живет в насосе. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: с-с-с.
Представьте себе, что вы превратились в насосы, и вам надо накачать мячики.
Упражнение на дыхание «Насос»
Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).
Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам
Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду - это согласный звук).
- Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой).
Сова предлагает поиграть в игру «Поймай звук»
Игра «Поймай звук»
Л.: Хлопните, когда услышите звук С. (Звуки, слоги, слова )
- Сердито произносите звук С (это твердый звук).
У звука С есть братик мягкий звук Сь
Покажем сове, как мы играем в игру «Скажи мягко»
Са-ся, со-сё, су-сю, сы-си, сэ-се
Любимые цвета у совы синий и зеленый. Возьмите квадратики соответствующего цвета.
Игра: « Светофорчики» Зеленый –мягкий звук, синий – твердый С
Санки, синий, сок, сети, нос.
(Работа над многозначностью слова: нос у человека, у корабля, у чайника- носик)
Сова вас спрашивает: Где в слове можно услышать звук С?
В начале, середине, конце слова.
Сова очень любит игру «Где спрятался звук?» (Определение позиции звука С в словах).
( картинки со звуком С)
1,2,3 на картинку посмотри, если звук в начале слова, то картинку подними.
1,2,3 на картинку посмотри, если звук в середине слова, то картинку подними.
1,2,3 на картинку посмотри, если звук в конце слова, то картинку подними.
Картинки размещаются в домиках.
Заучивание чистоговорки:
(С использование мнемотаблицы)
Са-са-са — укусила в нос оса
Со-со-со - стал мой нос как колесо.
Сы-сы-сы — не боюсь я злой осы.
Су-су-су — я осу в руке несу.
Физминутка.
Чистоговорка про осу с движениями.
Дети, когда Сова собиралась к вам в гости, лесные друзья приготовили для вас шкатулку с сюрпризом. Давайте посмотрим, что в ней?
Шапочки с буквами.
Сова хотела спросить: умеете ли вы играть в игру « Живые звуки»?
Игра «Живые звуки»
(суп, нос, сад, сок)
Сова очень любит сок.
Хотите отгадать любимый сок Совы?
«Какой бывает сок?» (Работа над словообразованием) с мячом
Сок из абрикосов – абрикосовый
Из ананаса – ананасовый
Из смородины – смородиновый и т.д.
Сова мудрая, поэтому очень любит придумывать предложения. Сегодня она предлагает составить предложения со словом СОК.
Составление предложений с заданным словом.
Дети составляют предложения.
Знакомство с буквой С. Картинка с буквой.
Л.: Звук С на письме обозначается буквой С. Рассмотрите букву С. На что она похожа?
- Сделайте из большого и указательного пальцев левой руки букву С.
- Нарисуйте букву С в воздухе.
Пальчиковая гимнастика.
(Пошли пальчики гулять)
- Напечатайте букву С на листочках.
Итог занятия
Сова говорит вам спасибо! И предлагает вспомнить
Какой звук мы сегодня изучали?
Какой это звук? (согл., тверд, глухой)
С какой буквой познакомились?
Сова: Молодцы, ребята, вы меня очень порадовали своими знаниями. До скорой встречи!