Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

Духовно-нравственное воспитания подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено и в законе об образовании. Особое внимание к данному вопросу вызвано ухудшением морально-нравственной обстановки в обществе. Такие понятия как честность, долг, уважение утратили свое былое значение, их место сегодня занимают эгоизм, бездуховность, завышенная ориентация на материальные благи, что особенно проявляется в подростковой и молодежной среде. Воспитывать нравственные качества непросто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только, построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. Задача учителей помочь детям постигнуть суть нравственности, сформировать культурные и общечеловеческие ценности.

По мнению В.А. Сухомлинского, “духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями”. Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни. [3,19]

Формирование духовного опыта и ценностей может осуществляться посредством приобщение детей к культуре, быту, традициям своего народа, как известно, издавна детей в семье приучали к почитанию старших, прививали такие качества, как честность, забота о ближнем, любовь к труду. Обращение к своим истокам сегодня является залогом развития и укрепления будущего, так как именно современные дети в большей степени подвержены негативным социальным влияниям, происходящим в нашем обществе. [2,92] Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины. Источником «живой» культуры, в настоящее время выступает музей, в котором собраны подлинные предметы старины, коллекции, исторические документы, выстроены содержательные экспозиции, все это создает особую атмосферу погружения в прошлое, дает возможность изведать тайны своей земли, понять, прочувствовать, пережить историю своего народа. Только человек, знающий свое прошлое, лучше ценит настоящее. [3,10]

Музейная область является центральным звеном музейной педагогики, дисциплины, сформировавшейся на стыке психологии, педагогики и музееведения [2, 105]. Музейная педагогика имеет обширный запас форм образовательно-воспитательной работы, к основным относятся: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки; студии, клубы; литературные вечера, киносеансы; концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Все эти мероприятия способствуют более глубокому знакомству с историей и культурой нашей родины, а также развивают познавательную активность, творческие способности, духовные потребности и интересы. Музей, как еще говорят, своеобразный храм культуры. Являясь научно-исследовательскими и просветительскими учреждениями культуры, музеи собирают, изучают и сохраняют историко-культурное наследие, содействуют повышению культурно-образовательного уровня населения, распространению знаний о человеке и его окружении, служат духовному развитию общества. [1,8] Музей уникален. Он дает посетителям символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания. По существу, музей «является школой вещей, школой визуального, пространственного восприятия, где усваивается язык вещей, постигаются их культурные значения и факт их антропогенности, рукотворности». Музей в понимании современной музеологии - это особая образовательная среда. [5,441] Деятельность в условиях музея порождает единство словесно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства аудитории. Именно в музее информация приобретает наглядность, образность, способствует активизации воображения, визуального мышление, обогащает словарный запас, становится средством передачи культурного и духовного опыта.

Вся музейная информация подается в доступной, интересной форме. Для маленького человека реальная повседневность легко переходит в сказку, мифологическое воображение. Поэтому фантазия без трудностей переносит детей в другие далекие времена. А это содействует проникновению, осмыслению образно-символической сущности музейной экспозиции, возникновению чувственных отношений к истории. Вот поэтому во время работы с детьми в музее так часто используют воображаемые путешествия в прошлое. Среди методов, побуждающих детей искать ответы на вопросы, наблюдать и устанавливать связи между предметами и явлениями, активно взаимодействовать с предметной средой и друг с другом, назовем «сократовский способ» и поисковую (исследовательскую) стратегию. Метод чувственного восприятия (сенсорный опыт) - прямой опыт общения с предметами, когда главными становятся выраженные ими значения, культурные ассоциации, которые и постигает ребенок. [2,196] Практически все предметы в музее можно трогать руками, изучать, раскладывать, разбирать, а это значит есть возможность использовать весь спектр чувств ребенка. Другая обучающая методика – использование ролевых игр и форм креативной деятельности – помогает установить невербальный контакт ребенка с музейным предметом. Как средство замены прямого педагогического воздействия на детей игра облегчает образовательный процесс и служит методом стимулирования их активности, что делает ребенка не «объектом», а «субъектом» деятельности. На музейных занятиях используется и такая методика, как создание ситуаций «погружения» – например, в прошлое или с нетрадиционным использованием музейных предметов и среды в ситуации сегодняшнего дня. [4,12] Этот эффект достигается различными приемами: облачения в деревенские костюмы, воспроизведения детьми различных видов трудовой деятельно сти и др. Все это направлено к одной цели – чтобы за счет смены занятий ребенок находился в постоянном переключении внимания.

Система обучения и воспитания в музее - это непрерывный, преемственный, последовательный процесс, а чтобы он стал еще и действенным, возникла идея разработать совместно с МБУ «МВК «Музей Норильска» образовательный проект «Открытый музей» для обучающихся начальной школы МАОУ «Гимназия № 48». Программа рассчитана на четыре года, включает четыре блока для изучения.

Согласно специально разработанному плану каждую пятницу месяца на протяжении каждого учебного года в классе (или на базе музея) проводится музейное занятие. В этот день для учащихся научные сотрудники музея проводят различные мероприятия на краеведческие темы. Данная программа содержит блок теоретических материалов (в нем рассматриваются аспекты партнерства музея и школы и методика проведения занятий), а также четыре тематических блока: «Юный биолог», «Юный этнограф», «Юный геолог», «Юный краевед».

Блок «Юный биолог» предлагает спектр мероприятий, в ходе которых внимание младшего школьника обращается на природное окружение, прежде всего на животный и растительный мир Таймыра. Темы данного направления: «Кто в тундре живёт?», «Овцебык — это овца или бык?», «Странники Севера», «Знакомство с Айкой», «Царство рыб», «Сказки мудрого Ворона», «Чудеса природы - волшебные явления», «Растительный мир Таймыра: деревья, кустарники, травы, цветы, ягоды, мхи, лишайники», «Грибное царство», «Заповедники Таймыра».

Сегодня, как никогда, важно формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, потому как экологически безграмотное поведение является причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. Важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Представляется, что можно сделать через изучение процессов, происходящих в природе, причем изучение в тесном контакте с природой и через практическую деятельность по ее сохранению.

Процесс изучения природных особенностей родного края захватил обучающихся настолько, что юные исследователи организовали научную группу для более полного понимания причин возникновения полярного сияния. С результатами проведенной работы, практическими экспериментами, научными выводами учащиеся 1 класса успешно выступили на научно-практической конференции «Квантики»

Таймыр — край богатый природой, культурными традициями и талантливыми людьми. Здесь в дружбе и согласии проживают представители разных национальностей и пяти коренных малочисленных этносов Севера: долганы, ненцы, нганасаны, эвенки, энцы. Блок «Юный этнограф» нацелен на формирование интереса к их истории, традициям и обычаям путём изучения их культуры и быта, происхождения, расселения, этнической истории и культурных взаимовлияний. На занятиях «Легенды о шаманах», «Чум и дом», «Тёплое искусство холодной зимы», «Путешествие по Пясиде», «Промыслы народов Севера», «Духовная культура народов Севера», «Сказки тундры», «Звуки тундры», «История Мангазеи», «Дети Земли», «Национальная одежда долган; нганасан и энцев; ненцев и эвенков» ребята смогли познакомиться с малочисленными северными народами, их легендами, образом жизни. Чтобы проникнутся отношением, которое складывается между Человеком и Природой, понять традиции и обычаи коренных народов, дети принимали участие в этнографических праздниках «Картюстэ» (праздник снега), «Хэйро» (праздник встречи Солнца), «Малый аргиш».

Своим рождением Норильск обязан геологам и геологии, поэтому в нашем проекте немаловажную часть занимает блок «Юный геолог». Мероприятия и занятия данного курса позволят школьникам получить соответствующее современному уровню целостное представления о Земле как о космическом и геологическом теле, познакомят их с разнообразием мира минералов, горных пород и полезных ископаемых, средой их распространения и возможными последствиями, которые могут возникнуть при неграмотном вмешательстве в геологическую среду.

Особенностью данного направления является то, что изучая геологию, увлекаясь профессией геолога, обучающиеся определяют для себя горизонты развития. Блок «Юный геолог» представлен темами: «Земля. Путешествие к центру», «С компасом вокруг света», «Топонимы», «Вулканы», «Камень: от древности до современности», «Ледниковый период», «Рудознатцы», «О чём молчат горы и журчат ручьи», «История Норильскгеологии. Песни у костра», «Профессия моя — геолог». Большое внимание уделяется практическим занятиям, которые вызывают наибольший интерес у детей. Это определение минералов, горных пород и окаменелостей, выращивание кристаллов, работа с тематическими картами и таблицами. На занятиях «В блеске кристаллов», «Радуга самоцветов», «Жизнь камня», «Полезные и Неполезные ископаемые» ребята окунулись в мир лабораторных исследований, выполняли простейшие опыты, проводили наблюдения и, что самое главное, знакомились с особенностями профессии — геолог.

Краеведение является основой духовного и нравственного возрождения общества. Зародившись еще во времена М.В.Ломоносова, краеведение доказало свою жизненность и необходимость нашему обществу познания родного края. [6,38] В советское время М.И.Калинин говорил, что патриотизм начинается с углубленного познания родного края. В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл заключительного блока «Юный краевед». Тематические занятия данного курса направлены на обобщение и систематизацию полученных за три года знаний. Позволяет учащимся всесторонне изучить территорию своего края по разным источникам и на основе непосредственных наблюдений и исследований, понять научные закономерности его развития, перспективы.

Как жили люди на Таймыре в прошлом? Как и при каких обстоятельствах появились градообразующие предприятия: Норильский комбинат и Дудинский морской порт? Где состоялся самый северный бой в истории Великой Отечественной войны? Эти и другие вопросы не просто интересны, они крайне актуальны для юного поколения - граждан XXI века.

Обновление России невозможно без её духовного возрождения, что, в свою очередь, немыслимо без восстановления связи времен, без развития патриотических чувств, включающих и любовь к своей малой родине - краю, району, городу. А это требует знания местной истории. Сохранение ценного историко-культурного наследия - вот та важная задача, которая стоит перед нами и будущими поколениями таймырцев.

Литература:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области