Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование здоровьесберегающих технологий элементы методики В.Ф. Базарного в обучении слабослышащих дошкольников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование здоровьесберегающих технологий (элементы методики В.Ф. Базарного) в обучении слабослышащих дошкольников.

Сидорова Антонина Николаевна, воспитатель

КГБОУ «Озёрская общеобразовательная школа – интернат»

«Здоровье - это резервы сил:

иммунных, защитных, физических и

духовных.

И они не даются изначально,

а взращиваются по законам воспитания.

А наукой воспитания является педагогика».

В. Ф. Базарный

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния. Особенно ощущают те, кто работает с детьми. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана.

Мы в своей практике используем элементы здоровьесберегающей технологии методики В.Ф. Базарного. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в дошкольном возрасте, т.к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с развитием детей дадут прекрасные результаты.

Благодаря применению данной технологии, образовательная программа не упрощается, процесс обучения не разрушается, а становиться более доступным и увлекательным. Но, планируя занятия, нужно тщательно продумывать задания и связывать их с тем или иным элементом данной технологии.

Данная технология является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;

Основные методы и приёмы методики В. Ф. Базарного, применяемые в нашей практике:

«Не усади!» – заповедь В.Ф. Базарного. Ребенок должен двигаться.

Данный режим заключается в смене позы детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время слушать либо выполнять какие – нибудь задания.

Режим динамической смены поз оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

- поддержание физической, психической активности умственной сферы;

- развитие координации всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);

- снижение степени низкой склоняемости головы.

II. Упражнения на зрительную координацию «Четыре угла».

«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.

В четырех углах кабинета фиксируются яркие изображения: картинки, буквы, слова, сюжеты из сказок, и т.д. Все упражнения выполняются в позе свободного стояния: дети совершают координированные движения головой, глазами и туловищем продолжительностью 1,5 - 2 минуты.

Влияние таких упражнений:

- развитие зрительно-моторной реакции;

- повышение физической и психической активности детей на занятии;

- повышение зоркости и внимательности у детей.

III. Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

Данный тренаж представлен на стене в виде диаграммы. При этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – голубой, крест – коричнево – золотистый, восьмерка – зелёный цвет. Каждый цвет выполняет определенную функцию: красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон; зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает; желтый (коричневый) - цвет радости, оптимизма, поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы; голубой - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

Так же тренаж может предъявляться детям через ИКТ, либо проводится с различными предметами, будь то птички, бабочки, любые предметы, которые можно подобрать в соответствие с темой занятия.

Упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя. Процедуру проведения можно производить в двух режимах:

- только глазами при неподвижной голове и туловище;

- с помощью движений головы, органа зрения, рук и туловища в нужном направлении.

Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий.

Выполнение тренажа оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

- снятие напряжения;

- снятие психической утомляемости и избыточной нервной возбудимости;

- улучшение чувства гармонии и ритма;

- развитие зрительно - ручной координации.

IV. Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Занятие проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц. Карточки с дидактическими заданиями могут быть развешаны везде: на книжных полках, на окне, на дверных проёмах, даже за выключателем.

Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.

Влияние упражнений:

- активизация внимания детей;

- снятие напряжения с глазных мышц;

- переключение зрения с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.

V. Для двигательной активности на занятии используются «сенсорные кресты».

Мы в качестве крестов на занятиях используем двухсторонние таблички на ниточках, подвешенные к потолку. На них размещаются различные учебные объекты (буквы, слова, фразы). В ходе занятия детям предлагается ответить на поставленный вопрос, найти слово или фразу с ответом. Дети ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

Влияние упражнений:

- тренировка зрения;

- устранение усталости и напряжения с глаз.

Таким образом, использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в обучении слабослышащих дошкольников способствует решению задач гармоничного развития детей более результативно, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают их к здоровому образу жизни.

Литература:

Будьте здоровы вы и ваши воспитанники!!!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области