Использование здоровьесберегающих технологий (элементы методики В.Ф. Базарного) в обучении слабослышащих дошкольников.
Сидорова Антонина Николаевна, воспитатель
КГБОУ «Озёрская общеобразовательная школа – интернат»
«Здоровье - это резервы сил:
иммунных, защитных, физических и
духовных.
И они не даются изначально,
а взращиваются по законам воспитания.
А наукой воспитания является педагогика».
В. Ф. Базарный
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния. Особенно ощущают те, кто работает с детьми. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.
За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана.
Мы в своей практике используем элементы здоровьесберегающей технологии методики В.Ф. Базарного. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в дошкольном возрасте, т.к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с развитием детей дадут прекрасные результаты.
Благодаря применению данной технологии, образовательная программа не упрощается, процесс обучения не разрушается, а становиться более доступным и увлекательным. Но, планируя занятия, нужно тщательно продумывать задания и связывать их с тем или иным элементом данной технологии.
Данная технология является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;
Основные методы и приёмы методики В. Ф. Базарного, применяемые в нашей практике:
«Не усади!» – заповедь В.Ф. Базарного. Ребенок должен двигаться.
Данный режим заключается в смене позы детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время слушать либо выполнять какие – нибудь задания.
Режим динамической смены поз оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
- поддержание физической, психической активности умственной сферы;
- развитие координации всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
- снижение степени низкой склоняемости головы.
II. Упражнения на зрительную координацию «Четыре угла».
«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.
В четырех углах кабинета фиксируются яркие изображения: картинки, буквы, слова, сюжеты из сказок, и т.д. Все упражнения выполняются в позе свободного стояния: дети совершают координированные движения головой, глазами и туловищем продолжительностью 1,5 - 2 минуты.
Влияние таких упражнений:
- развитие зрительно-моторной реакции;
- повышение физической и психической активности детей на занятии;
- повышение зоркости и внимательности у детей.
III. Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
Данный тренаж представлен на стене в виде диаграммы. При этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – голубой, крест – коричнево – золотистый, восьмерка – зелёный цвет. Каждый цвет выполняет определенную функцию: красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон; зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает; желтый (коричневый) - цвет радости, оптимизма, поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы; голубой - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.
Так же тренаж может предъявляться детям через ИКТ, либо проводится с различными предметами, будь то птички, бабочки, любые предметы, которые можно подобрать в соответствие с темой занятия.
Упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя. Процедуру проведения можно производить в двух режимах:
- только глазами при неподвижной голове и туловище;
- с помощью движений головы, органа зрения, рук и туловища в нужном направлении.
Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий.
Выполнение тренажа оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
- снятие напряжения;
- снятие психической утомляемости и избыточной нервной возбудимости;
- улучшение чувства гармонии и ритма;
- развитие зрительно - ручной координации.
IV. Упражнения на мышечно-телесную координацию.
Занятие проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц. Карточки с дидактическими заданиями могут быть развешаны везде: на книжных полках, на окне, на дверных проёмах, даже за выключателем.
Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.
Влияние упражнений:
- активизация внимания детей;
- снятие напряжения с глазных мышц;
- переключение зрения с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.
V. Для двигательной активности на занятии используются «сенсорные кресты».
Мы в качестве крестов на занятиях используем двухсторонние таблички на ниточках, подвешенные к потолку. На них размещаются различные учебные объекты (буквы, слова, фразы). В ходе занятия детям предлагается ответить на поставленный вопрос, найти слово или фразу с ответом. Дети ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.
Влияние упражнений:
- тренировка зрения;
- устранение усталости и напряжения с глаз.
Таким образом, использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в обучении слабослышащих дошкольников способствует решению задач гармоничного развития детей более результативно, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают их к здоровому образу жизни.
Литература:
Будьте здоровы вы и ваши воспитанники!!!