Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Чудеса на окошке"

Цель формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Задачи - Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях. - Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений петрушка, лук, горох, пшеница - Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. - Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. - Способствовать развитию творческих способностей у детей поощрять разнообразие детских работ, вариативность. - Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений полив, взрыхление, прополка сорняков - Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся. - Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам. - Развивать познавательные и творческие способности. Задачи создания развивающей речевой среды - Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов. - Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести координированный диалог “ребенок-ребенок-воспитатель”. - Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе. - Развивать высшие психические функции память, внимание, мышление. Развивать мелкую моторику, словарный запас, лексико-грамматические навыки, связную речь. - Закрепить знания об овощах, о пользе растений.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект

«Чудеса на окошке»

(старший дошкольный возраст)

Автор проекта: воспитатель

высшей квалификационной

категории Е. В. Мальцева

г. Буденновск- 2021 г.

Познавательно – исследовательский проект на тему:

«Чудеса на окошке» старшая группа

«Добрый ребенок не сваливается с неба.

Его надо воспитывать»

                                                                        В.А. Сухомлинский

Тип проекта: информационно – творческий; групповой.

По доминирующей в проекте деятельности: информационный, экспериментальный

По содержанию: обучающий.

По числу участников проекта: групповой.

Участники.

Дети 5 - 6 лет, воспитатель группы, родители.

Продолжительность.

Краткосрочный ( февраль-март)

Актуальность.  Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растения, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

Предмет исследования: петрушка, пшеница, горох, лук, ветки плодовых и декоративных деревьев. 

Цель:  формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие  экологической культуры, воспитание  у детей  любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

- Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.

- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (петрушка, лук, горох, пшеница);

- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

- Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.

- Развивать познавательные и творческие способности.

Задачи создания развивающей речевой среды:

- Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов.

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести координированный диалог “ребёнок-ребёнок-воспитатель”.

- Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.

- Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление. Развивать мелкую моторику, словарный запас, лексико-грамматические навыки, связную речь.

- Закрепить знания об овощах, о пользе растений.

 Гипотеза.

В условиях группы можно вырастить растения на подоконнике.

Проблемная ситуация.

Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Ограниченные речевые возможности. Низкий уровень включённости родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Принципы работы.

Ожидаемые результаты

Для детей

1. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.

2. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье)

3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

4. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, на огороде в природе.

5. Дети познакомятся с культурными  растениями.

6. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

7. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

8. Вовлечение в творческую деятельность.

9. Развитие познавательного интереса к природе.

10. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

11.Формирование у детей уважительного отношения к труду.

Для родителей

1. Повышение уровня экологического сознания.

2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов

1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

2. Внедрение инновационных технологий

3. Личностный и профессиональный рост.

4. Самореализация.

Оборудование : ящики с землей, семена растений, лука, набор детского инвентаря для работы с землёй, побеги декоративных и плодовых деревьев. п

Постановка проблемы

       Любые черты характера, а также различные умения и навыки закладываются с детства. С детства же закладывается у ребёнка и гуманное отношение к природе. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

         Знакомства с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. На прогулках при ознакомлении с окружающим миром у детей возникает много вопросов: как растения растут, спят, почему не падают. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Актуальность проблемы: 

  Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

     Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.  В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают  внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях. Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.

Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.

Оборудование : ящики с землей, семена растений, лук, побеги плодовых и декоративных растений.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

- определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в “огороде на окне”, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

-  Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта..

- Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)

- Составление плана работы над проектом.

- Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

- Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

- Изготовить с детьми таблички- указатели с названиями растений для наших грядок.

- Сбор художественной литературы стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах.

Взаимодействие с семьей:

- Сбор семян, необходимых для посадки.  Совместное обсуждение

- Анкетирование «С детьми на огороде»

Основной (или этап реализации проекта):

Подготовка и проведение опытов, бесед.

Установка связей: растения - земля, растения - вода, растения - человек. (беседа с детьми)

Подготовка и чтение художественной литературы об овощах, весенних работах в огороде, цветниках: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки, рассказы.

Подготовка и показ иллюстраций, картин на данную тематику.

Подготовка и проведение занятий, дидактических игр, подвижных игр.

Дети наблюдали за ростом овощных культур, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.

В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой. Рассматривали иллюстрации, подбор дидактических картинок , альбомов, плакатов. Участие в занятиях, дидактических играх, беседах сюжетно-ролевых играх.

Помощь детям в посадке семян.

Просмотр с детьми мультфильма «Чиполино».

III. Заключительный этап

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей, целевая прогулка « Первые вестники весны»

Фотоотчёт «В мире прекрасного и интересного»

Обработка результатов анкетирования. По результатом анкетирование разработка консультации- рекомендации для родителей « С детьми на огороде»

План-схема реализации проекта: “Огород на подоконнике”

Образовательные области

Виды детской деятельности

Познание

Беседы

“Огород на окне”.

“Что я знаю о здоровом питании?”.

“Откуда берутся овощи?”.

“Труд сельских жителей на приусадебных участках”.

“Орудия труда. Безопасная работа в огороде”.

“Как нужно ухаживать за овощными культурами”.

Итоговая беседа

“Огород на подоконнике переносится на участок детского сада”.

Цикл наблюдений

Наблюдение за ростом лука, пшеницы, гороха.

Рассматривание цветочных семян через лупу.

“Растут ли наши растения?”.

Наблюдение за всходам и ростом растений.

Наблюдение за ростом рассады, вытягиванием её к солнцу.

Наблюдение за состоянием листьев в утреннее и полуденное время.

Наблюдение за изменением состояния растений.

Конструирование

“Забор для нашего огорода”.

Формирование целостной картины мира (ФКЦМ)

“Что растёт в огороде”.

Познавательно-исследовательская деятельность

Разновидность семян.

Посадка семян на рассаду.

Опыт-наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Наблюдение за распусканием почек на ветках : смородины, сирени, вишни, абрикосы, алычи. Сравнивание внешнего вида листьев.

Строение растений.

Рост рассады в тени и на солнце.

Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.

Коммуникация

Развивающие игры на развитие речи

“Один - много”.

“Скажи ласково”.

“Узнай по описанию”.

“Измени словечко”.

“Скажи наоборот”.

“Объясни словечко”.

“Подскажи словечко”.

“Чудесный мешочек”.

Игры

“Культурные и дикорастущие”

“Во саду ли, в огороде”

“Найди отличия”

Составление

рассказа – описания по плану.

Чтение художественной литературы

Рассматривание

Книг, иллюстраций о растениях.

Чтение детям:

Д. Родари “Чипполино”,

Н. Носов “Огородники”, “Огурцы”,

Потешки об овощах,

Е. Благинина “Приходите в огород”,

В. Волина “Наша грядка”,

Е. Надёжкина “Огуречное семечко”,

Г. Юдина “Сказка о том, как овощи воевали”

Сказки “Репка”, “Пых”

Стихотворение В. Коркина “Что растет на нашей грядке?”.

Русские народные сказки

“Вершки и корешки”.

Стихотворение-игра-считалка

Г. Сапгир “Садовник”.

Отгадывание загадок

Об овощах.

НОД

Ознакомление с окружающим миром:

«Огород на окошке»

«Посадка семян гороха, пшеницы»

Развитие речи: Влияние тепла на ветки дереье»

ИЗО:

« Подснежник», « Что выросло в нашем огороде»

“Что растёт в огороде?”.

“Зарисовка этапов роста растений”.

Аппликация

“Подснежник”.

Целевые прогулки:

« Первые вестники весны»

Социализация

Сюжетно-ролевые игры

“Цветочный магазин”.

Дидактические игры

“Что за овощ?”,

“Узнай по запаху”,

“Что лишнее?”, “Лото”, “Шнуровка”,

“Большой-маленький”,

“Разрезные картинки”.

Труд

Посадка и уход за растениями.

Подготовка клумб к высадке рассады цветов.

Формирование интереса к результату своего труда.

Полив всходов.

Прополка сорняка.

Уборка сухих растений.

Музыка

Слушание

Б. Можжевелова “Огородная – хороводная”.

Игра-хоровод

“Урожай”.

Музыкально-динамическая пауза

“Репка”.

Физическая культура

Подвижные игры

“Урожай”,

“Картошка”.

Мероприятия по работе с родителями

Печатные консультации:

«Научим детей трудиться», «С детьми на огороде»

“Как полезны овощи!”.

Организация выставок детских работ

рисунков, аппликаций, поделок из пластилина.

Оформление информационного стенда.

Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

Провели анкетирование   родителей.

Результативность

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 1. Есть ли у вас огород, дача?________________________________________

2.Есть ли у ребенка своя грядка, клумба?______________________________

Выращиваете ли Вы что-нибудь из овощей зимой на окошке?___________

________________________________________________________________

3. Привлекаете ли Вы  ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей в огороде? Если нет, то почему?_____________________________

_______________________________________________________________

4. Считаете ли Вы полезной такой вид трудовой деятельности для своего ребенка?________________________________________________________

5. Какие приемы Вы используете, чтобы заинтересовать ребенка  в оказании помощи?________________________________________________________

________________________________________________________________

6. Как Вы думаете, какие личностные качества характера будут развиваться в ребенке, если он будет участвовать в совместной деятельности по посадке, уходу за огородными культурами?__________________________________

________________________________________________________________

Анализ анкетирования

 Обработав результаты анкетирования мы выяснили, что 80%  родителей  наших воспитанников  имеют данные участки . Но в посадке и выращивании овощей и зелени ребенка не привлекают. Ребенок является сторонним наблюдателем. По мнению родителей, ребенок еще очень мал для этой трудовой деятельности. Хотя полезность труда для детского организма никто не отрицал.

    Именно поэтому мы решили, что для наших детей будет   очень полезным устройства огорода на подоконнике. Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук, горох, пшеницу, петрушку. Тем самым, у детей вырастит интерес к позновательно-исследовательской деятельности. Исследуя опытным путем,  выяснят наилучшие, благоприятные условия для роста растений. Научатся вести наблюдения, фиксировать их делать первые выводы.


Литература:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области