Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Опыт работы Тема «Изобразительная деятельность как средство ознакомления детей дошкольного возраста с сенсорными эталонами»

1. Изучить проблему сенсорного воспитания детей в ДОУ в научной, педагогической и методической литературе. 2. Выявить влияние изобразительной деятельности на ознакомление детей с сенсорными эталонами. 3. Подобрать и составить систему занятий изобразительной деятельностью по ознакомлению с сенсорными эталонами.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Опыт работы

Тема: «Изобразительная деятельность как средство

ознакомления детей дошкольного возраста

с сенсорными эталонами»

Главной составляющей полноценного развития детей в дошкольном возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное воспитание одно из важных направлений в современной дошкольной педагогике. Оно направлено на то, чтобы научить детей точно и полно воспринимать предметы, их различные свойства и отношения.

В свою очередь успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; - даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребёнка; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.

Несмотря на большое количество методической литературы в своей работе я встречаюсь с недостаточным вниманием к сенсорному воспитанию детей в продуктивных видах деятельности, с недостатком точных рекомендаций по использованию различных средств в ознакомлении с сенсорными эталонами.

Всё это и заставило меня обратить внимание на изобразительную деятельность как средство ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с сенсорными эталонами. А так же при изучении и целенаправленной работе по разделу изобразительная деятельность выделить для себя задачи:

1. Изучить проблему сенсорного воспитания детей в ДОУ в научной, педагогической и методической литературе.

2. Выявить влияние изобразительной деятельности на ознакомление детей

с сенсорными эталонами.

3. Подобрать и составить систему занятий изобразительной деятельностью

по ознакомлению с сенсорными эталонами.

Так что же такое сенсорное воспитание?

Ответ на этот вопрос я нашла в определении из «Словаря по образованию и педагогике» Полоцкого В.М. «Сенсорное воспитание (от латинского слова sensus – чувство), целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания. Сенсорное воспитание создаёт основы умственного развития, эстетического воспитания.

В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход:

- от чувственного познания к рациональному познанию,

- от восприятия к мышлению,

- формируется основа последующей интеллектуальной деятельности.

Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребёнка.

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а так же музыкального слуха, совершенствование звукового анализатора речи и др. Особое значение сенсорное воспитание приобретает в дошкольном детстве, так как именно в этот период интенсивно развиваются сенсорные процессы. Причём основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию различных сенсорных особенностей в процессе различных видов деятельности».

Задача сенсорного воспитания – своевременно обучить ребенка действиям обследования. Обобщённые способы обследования предметов имеют особое значение для формирования операций сравнения и обобщения, для развёртывания мыслительных процессов.

Цель сенсорного воспитания – формирование у детей рационального, чувственного познания окружающего мира на основе сенсорных эталонов.

Внешние качества и свойства предметов окружающего нас мира довольно разнообразны, то в ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины и др.

Все эти сенсорные качества А.В.Запорожец, работая над теорией развития восприятия, назвал сенсорными эталонами. В его понимании сенсорные эталоны – выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств (предметов), которые усваиваются ребёнком в ходе онтогенеза и применяются в качестве образцов при обследовании объектов и выделении их свойств.

По мнению Л.А.Венгер сенсорные эталоны представляют собой общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. В области формы – это геометрические фигуры, в области цвета – 7 цветов спектра, белый и чёрный цвета. Отсюда следует, что каждый сенсорный эталон имеет своё словесное обозначение: длина, величина, цветовой спектр, плоскостные и объёмные фигуры и т.д.

Усвоение знаний о сенсорных эталонах – длительный и сложный процесс, имеющий большое значение в сенсорном воспитании.

Для сенсорного воспитания детей дошкольного возраста большими возможностями обладают различные виды продуктивной деятельности. Сенсорная основа изобразительной деятельности это восприятие и различение сенсорных эталонов: цвета, формы, величины, а так же пространственного расположения, пропорций.

Изобразительная деятельность зарождается и развиваться в дошкольном детстве, влияя на развитие детей. Рисование, лепка и аппликация являются наиболее сложными и значимыми видами продуктивной деятельности детей. Они способствуют развитию концентрации внимания, памяти, улучшению моторики и совершенствованию собственной деятельности детей.

Взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности и доказали возможность развития ряда сенсорных способностей:

1. Способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета.

2. Способность формирования обобщённого представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении.

3. Способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности.

4. Способность совершать комплекс движений под контролем зрения.

5. Способность восприятия созданного изображения и сенсорной оценки его имеющемуся представлению.

6. Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, и преобразование его при помощи воображения.

Работа с детьми по сенсорному воспитанию через продуктивные виды деятельности, в частности через изобразительную деятельность, позволяет формировать у детей представления о сенсорных эталона цвета, форм, об отношение предметов по величине; пространственных отношениях; способах обследования путем сравнения свойств с сенсорными эталонами. Изобразительная деятельность способствует постепенному развитию у детей восприятия предметов и способов их изображения. Восприятие становится:

- более полным: ребёнок выделяет большее количество изобразительных признаков (форм, цветов, величин, ребёнок видит основное и детали);

- более точным: от выделения обобщённой, близкой к сенсорному эталону формы ребёнок постепенно подходит к выделению характерной формы предмета; от выделения основного тона цвета к различению его оттенков; от отношений по величине между предметами (частями предмета) к освоению отношений многих предметов или частей;

- более расчлененным, аналитическим: от целостного восприятию ребёнок переходит к умению разбираться в сочетаниях цветов, расчленять основную целостную форму предмета на составляющие, выделять в величине различные измерения: высоту, ширину, длину;

- более обобщенным: ребёнок «переносит» усвоенный способ обследования на другие подобные предметы. Знает, на что нужно обратить внимание в этих предметах.

Сенсорное воспитание детей на занятиях изобразительной деятельностью проводится мной через различные методы и приёмы.

Применительно к изобразительной деятельности я использую методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. Каждый из этих методов соотносится с обще-дидактическими методами, а для сенсорного воспитания эти методы можно охарактеризовать с точки зрения доминирующего характера познавательной деятельности. Ведущими в изобразительной деятельности детей, для сенсорного воспитания, являются наглядные методы и приёмы. Среди наглядных методов и приёмов выделяются следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ способов изображения и способов действия.

Наблюдение – это один из ведущих наглядных методов обучения. Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении.

Ценность данного метода заключается в том, что в процессе наблюдения формируется представление ребёнка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения.

В изобразительной деятельности, имеющей сенсорные основы, наблюдение – одно из основных ориентировочных действий. Метод наблюдения направлен на формирование этого действия. Частной задачей в дошкольном возрасте является формирование представлений об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для применения всех других методов и приёмов обучения.

Требования, предъявляемые к наблюдению:

1. Целенаправленность – восприятие особенностей объекта, которые послужат основой изображения.

2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств не может быть художественной и творческой деятельности.

3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделение их свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции, величина и т. п.).

4. Активность детей во время наблюдения (эмоциональная, мыслительная, речевая и др.).

5. Повторность наблюдения для создания разнообразных, выразительных образов.

6. Учёт возрастных особенностей детей и задач изображения при отборе объёма представлений, формируемых в ходе наблюдений.

Ещё одним важным наглядным методом обучения является специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности называется обследованием.

Обследование – основной метод сенсорного воспитания. В его процессе дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как форма, величина, пространственные отношения, цвет и т.д. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания, которое в свою очередь должно быть согласованно с содержанием детской деятельности.

Обследование можно разделить на три разных по характеру этапа.

Первый этап – целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак.

Второй этап – аналитическое восприятие предмета, т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей предмета, его свойств.

Третий этап – целостное эмоциональное восприятие предмета, объединяющее возникающее представление в целостный образ.

Эффективность обследования заключается во взаимосвязи со словом, указывающим, на что обратить внимание (на форму предмета, его цвет, величину и т.д.). По возможности обследование я стараюсь проводить после наблюдений.

Следующий немаловажный наглядный метод – образец.

Образец – это то, чему должны следовать дети при выполнении различного рода заданий на занятиях. В методической литературе к образцу относят работу, выполненную воспитателем, игрушки, картины.

Использование образца может быть различным по характеру и организации познавательной деятельности детей (от подачи детям готовой информации – способов изображения, когда от них требуется понимание и прямое воспроизведение, до организации частично поисковой деятельности – по вариативным или незаконченным образцам).

Среди наглядных приёмов обучения детей рисованию, лепке, аппликации большое место занимает показ. Он не только помогает ребёнку увидеть процесс возникновения линии, формы, силуэта, но и служит ориентиром действий с различными материалами. Подражая взрослому, ребёнок не копирует его, а ещё самостоятельно осваивает новую деятельность.

При обучении детей большое место я отвожу приём сотворчество. Действуя вместе с педагогом, дети всегда легче и быстрее осваивают изобразительные навыки и умения.

Вместе с наглядными методами обучения изобразительной деятельности используются словесные методы и приёмы. Одним из ведущих словесных методов обучения изобразительной деятельности детей является беседа.

Беседа – это организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации.

Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач. На содержание беседы влияют возрастные особенности детей.

С помощью вопросов уточняются представления детей о предмете, явлении, о способах его изображения. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: доступность, чёткость и ясность формулировки, краткость, эмоциональность.

Пояснение – словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Пояснение даётся в простой и доступной форме.

Совет используется в тех случаях, когда ребёнок затрудняется в создании изображения.

Напоминание – в виде кратких указаний – важный методический приём обучения, чаще всего речь идёт о последовательности в работе.

Поощрение – методический приём, который, вселяет в детей уверенность, поддерживает активность, побуждает к деятельности.

Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, оживляет образ.

Среди словесных методов и приёмов особенное место я отвожу

рассказу. Рассказ – это эмоциональное изложение конкретных фактов. Основная задача рассказа заключается в создании у детей яркие и точные представления о предметах или явлениях.

Чтение художественных произведений – основа словесных методов и приёмов. Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем мире.

Особое место в моём руководстве детской изобразительной деятельностью занимают игровые методы и приёмы.

Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают у детей интерес, помогают сконцентрироваться на учебной задаче.

Игровые методы и приёмы достаточно разнообразны. Наиболее распространённым является дидактическая игра. Ей присущи две функции в процессе обучения.

Первая функция – совершенствование и закрепление знаний.

Вторая функция заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развёрнутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Большое значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приёмы, как внезапное появление объектов, игрушек; выполнение воспитателем различных игровых действий.

К игровым приёмам относятся загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации. Например: «Поможем зайчику нарисовать…» и т.д.

Содержание игровых приёмов строится мной с учётом их игрового опыта детей и их любимых игрушек.

Игровые приёмы на занятиях повышают интерес детей к изобразительной деятельности, создают положительный эмоциональный настрой и вызывают желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, повышают эффективность процесса обучения.

Игровые приёмы в обучении рисованию, лепке, аппликации – это логическая взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой.

Диагностика знаний о сенсорных эталонах.

Усвоение сенсорных эталонов детьми – длительный и сложный процесс. Для сенсорного воспитания и в частности для ознакомления с сенсорными эталонами через изобразительную деятельность важно знать уровень сенсорного развития детей дошкольного возраста в данной группе. Именно поэтому для эффективного ознакомления детей дошкольного возраста с сенсорными эталонами средствами изобразительной деятельности мне было необходимо составить представление о знании детьми сенсорных эталонов.

Так на начало учёбного года меня интересовали представления детей, пришедших во 2 младшую группу, о сенсорных эталонах: цвете, величине, форме.

Учитывая возраст детей, основой диагностики стали, следующие этапы:

1. Наблюдения за действиями детей с дидактическими игрушками (вкладыши, пирамидки, и т.д.) в процессе свободных игр.

2. Индивидуальные беседы, основанные на рассматривании картинок и ответах на вопросы к ним, а также различные поручения.

3. Дидактические игры на различие сенсорных эталонов: цвет, форма, величина.

Первый этап диагностики – наблюдения за игровыми действиями детей с дидактическими игрушками. Для этого были использованы следующие виды дидактических игрушек:

Наблюдения показали, что детям легче собирать пирамидки, имеющие отличительные особенности их компонентов.

2. Игры, основанные на проталкивании разных геометрических форм в соответствующие отверстия.

Из наблюдения стало ясно, что детям легче подбирать фигурки к отверстиям, если они изображают предметы, а не геометрические формы.

3.Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей разного цвета.

В данном случае детям помогало то, что фигуры одного вида были одного цвета, ставшего отличительным признаком.

4.Сборно-разборные игрушки. Например: «бочонок»; «башенка»,

из стаканчиков разной величины и цвета.

Второй этап нашей диагностики составила индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста, состоящая из бесед, вопросов и заданий к рассматриваемым картинкам, а также из поручений.

Рассматривая иллюстрации к художественным произведениям и картинки из книг «Цвет», «Форма», «Величина» серии «Дорога к знаниям» автора Н.И. Гудкиной, детям задавались вопросы и задания.

1. Вопросы и задания к иллюстрациям из детских книг:

- Покажи высокое дерево. Какое по высоте это дерево?

- Какого цвета листочки (цветочки)?

- Где здесь чёрный котёнок, а где белый?

- Что на картинке круглое, как мячик?

- Покажи красные яблочки.

- Где на картинке большая машина?

2. Вопросы и задания из книг серии «Дорога к знаниям» автора Н.И.Гудкиной.

- Найди мячики одинакового размера. Назови их цвет.

- Какого цвета маленькие варежки? Какого цвета большие варежки?

- Найди для каждого яблока подходящее по размеру блюдце.

-Кто из животных самый большой?

- Кто самый маленький?

- Найди где, чей домик, и объясни, почему ты так решил.

- Какой по величине этот грибок?

- Найди маленького ёжика.

- Помоги найти кроватки медвежатам. Покажи кроватку большого мишки.

- Давай поможем медвежатам собрать вещи. Какие вещи у маленького медвежонка?

3.Поручения:

- Поставь длинный карандаш в стаканчик, а короткий положи в коробочку.

- Собери в корзинку зелёные детали мозаики, красные, жёлтые, синие.

- Поставь на стол маленькую пирамидку.

- Какого цвета ты взял кубики, башенки, «крыши»?

- Принеси, пожалуйста, синий кубик и т.д.

Третий этап нашей диагностики - проведение дидактических игр на различие цвета, формы, величины. Все дидактические игры мы проводили в качестве индивидуальной работы с детьми, используя готовый настольно – печатный материал издательства «Дрофа».

Игры на определение цвета.

Цель: Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый.

Материал: Листы бумаги шести цветов, посередине нарисована киска и квадраты тех же шести цветов – дверцы.

Цель: Обучение детей различию основных цветов: красного, коричневого, жёлтого, синего, зелёного.

Материалы: Комплект карточек – картинок и карточки с изображением крыш пяти цветов.

Цель: Обучение детей различию и согласовыванию цвета: красный, жёлтый, синий, зленный, оранжевый, белый.

Материалы: Карточки с изображением воздушных шаров шести цветов и круги – шары тех же шести цветов.

Игры на определение величины.

Цель: Обучение детей нахождению предметов разной величины – большие и маленькие.

Материалы: Набор карточек – картинок с изображением одинаковых

предметов, отличающихся по величине.

Цель: Обучение выделению параметров величины предметов, сравнению

предметов путём наложения.

Материалы: Три карточки с изображением домиков для трёх поросят, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте двери. Три прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины – «двери».

3. « Кто где спит».

Цель: Обучение соотнесению по величине трёх предметов.

Материалы: Три картинки с изображением трёх медведей и три карточки с кроватками разной величины для каждого медведя.

Игры на определение формы.

Цель: Обучение детей пяти геометрическими формами и их названиями. Обучение приёму обследования формы – обведению пальцем фигуры.

Материалы: Круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник из картона. Пять листов бумаги с изображением птиц в каждой геометрической фигуре той же величины («гнёздышки»).

Цель: Обучение детей различию формы предметов и соотнесению этой формы с кругом, овалом, треугольником, квадратом и прямоугольником. Материалы: Наборы карточек с изображением геометрической формы и с изображением предметов в основе, которых лежат такие же геометрические формы.

Цель: Обучение детей подбору плоскостных форм: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

Материалы: Карточки с изображением геометрических форм – «дырочек» и набора форм – «заплаток».

Для целенаправленной работы по ознакомлению с сенсорными эталонами мной были использованы дидактические игры, предложенные О.С.Жуковой.

Игра с крупами.

Цель. Стимулировать развитие чувственного восприятия формы и величины.

Материал. Яркий поднос, мелкая крупа.

Содержание игры.

Рисование пальчиком по крупе, получая при этом яркую контрастную линию. Рисование по замыслу детей и по предложению воспитателя. Примерные узоры: дождик, волна, дорожка, круг, солнышко, квадрат, домик, клубочек.

Игра с пуговицами.

Цель. Научить детей подбирать пуговицы разного цвета и размера, развивать творческую фантазию.

Материал. Пуговицы разной величины и разного цвета, схемы – рисунки из кругов соответствующего пуговицам размера.

Содержание игры.

Выкладывание пуговиц на рисунок по контуру.

Игра «Учимся сравнивать».

Цель. Закрепление знаний о величине, полученных на занятиях.

Материал. Набор картинок предметов разных по величине.

Содержание игры.

Найти предметы, составляющие пары:

большой – маленький;

высокий – низкий;

длинный – короткий;

широкий – узкий.

При этом мной использовались следующие вопросы и задания. Например:

Что это нарисовано?

Этот дом высокий или низкий?

Шарфик на этой картинке широкий или узкий?

Покажи, у какой собачки длинный хвостик.

Где маленький мячик?

Большую роль в ознакомлении с сенсорными эталонами сыграли дидактические игры, сделанные мной и используемые в индивидуальной работе с детьми. В основу этих игр был положен принцип аппликации. Мной были использованы следующие игры.

Игры на различие цвета:

«Воздушные шарики».

Цель. Учить различать и называть цвета и согласовывать цвет шарика (круга) с цветом карточки.

«Цветные шарики».

Цель. Учить называть цвета, располагать шарики по «домикам».

«Веселые лягушата»

Цель. Учить называть цвета, подбирать наряды для лягушонка мальчика и лягушонка девочки в едином цветовом исполнении.

Игры на различие величины:

«Улиточка».

Цель. Учить различать величину (большой – маленький) составных частей, их цвет (основные цвета); располагать детали по убыванию на фланелеграфе.

«Гусеничка».

Цель. Учить располагать по величине круги на фланелеграфе, называя при этом цвет и величину круга.

«Помпончики».

Цель. Учить называть величину, располагать помпончики во величине и по цвету.

Игры на различие формы:

«Починим одеяло».

Цель. Научить детей различать и называть геометрическую форму деталей, соотносить их с «дырочками» на одеяле, различать и называть цвет одеяла и цвет форм – «заплаток».

«Весёлая аппликация».

Цель. Закреплять название форм, заканчивать начатое изображение.

«Выложи по образцу».

Цель. Закреплять название форм, продолжать выкладывать формы по образцу.

Используя возможности изобразительной деятельности (форму, цвет, величину, строение, положение в пространстве), работая с детьми дошкольного возраста, мне удалось сформировать представление о пространственных отношениях предметов. Дети научились изменять величину и форму изображений в своих работах путём постепенного присоединения одной части к другой, а также начали самостоятельно располагать созданные изображения в пространстве на листе или дощечке при создании рисунков, аппликации, лепки.

Дети научились передавать качества и свойства предметов и явлений окружающего мира в своих работах, используя изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, краску – гуашь, кисти, пластилин, солёное тесто), правильно называя сенсорные эталоны. В рисунках детей стало видно сходство с изображаемым предметом.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области