Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел», 6 класс
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению темы «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формируемые результаты:
1. Предметные: формировать умение складывать и вычитать смешанные числа; развивать навыки устного и письменного вычисления;
2. Личностные: формировать интерес к изучению темы, желание применять новые знания; развивать умение грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленных задач;
3. Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий; развивать умение действовать по алгоритму.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся складывать и вычитать смешанные числа.
Основные понятия: смешанное число, обыкновенная дробь, общий знаменатель, дополнительный множитель.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Методы: частично – поисковый, создание эмоционально – нравственной ситуации, создание ситуации «Успеха»
Приемы: проблемная ситуация, незаконченное предложение
Техническое обеспечение урока: два конверта с основами и разрезанными частями правил, дидактический материал, два плаката с правилами сложения и вычитания смешанных чисел.
Структура и ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время |
1. Самоопределение к учебной деятельности | Доброе утор ребята, мы начинаем наш урок. И начнем мы его с притчи. Дрон был величайшим мастером стрельбы из лука, и у него было множество учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников, что тот видит. Первый ученик ответил: «Учитель, я вижу дерево и мишень на нём». Другой ученик произнёс: «Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе». Третий сказал: «Я вижу тебя, мой учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень». Остальные отвечали примерно тоже самое. Затем Дрон подошёл к своему лучшему ученику Арджуни и спросил: «Что ты видишь, Арджуна?» «Прости, учитель. Наверное, у меня что-то случилось с глазами. Как я ни стараюсь, не вижу ничего кроме центра мишени», - последовал ответ. Дрон повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал: «...» -И так как вы думаете, ребята, что Дрон мог сказать и почему Арджуна ничего не видел кроме центра мишени? Дрон повернулся к ученикам и назидательно сказал: «Знайте, только такой человек может стать попадающим в цель!» -Действительно, попадающим в цель может стать только тот, кто настраивает себя на собранность и организованность своих действий. И я надеюсь, что мы достигнем своей цели, ведь главное на уроке собранность. | Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание. | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок. Познавательные: анализируют рассказ и высказывания других учеников для формулирования собственного мнения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения. | 3-4 мин. |
2. Постановка учебной задачи. | -а теперь, давайте посмотрим на доску и попробуем сформулировать тему и цели нашего сегодняшнего урока 16+19; 3-1; 5+3; 3-1. -Откройте тетради и запишите число и тему урока. -Чтобы научиться складывать и вычитать смешанные числа, что нам нужно сделать сначала на уроке? Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся, наводящими вопросами помогает определить цель урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Учащиеся формулируют тему урока, затем и цель урока, записывают в тетрадь. | Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию формулируют тему, цель урока. Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей. Коммуникативные: выражают свои мысли, аргументируют свое мнение. | 3-4 мин. |
3. Актуализация знаний. | А для того, чтобы справиться с поставленными целями, давайте повторим, что мы уже знаем и умеем. 1) Сократите дроби: ; ; ; ; ; . 2) Представьте числа так, чтобы дробная часть была правильной дробью. 3; 7; 8; 4; 5. 3)Уменьшите на единицу целую часть смешанного числа, перенеся её в дробную часть: 5; 1; 6; 5; 7;10. 4)Выполните действия: +; -. 5) а теперь заполните недостающими словами определение. Смешанные числа — это числа, состоящие из … части и … части. | Выполняют задания, закрепляют умение выделения целой части из неправильной дроби, переноса единицы из смешанного числа в дробную часть, повторяют определение смешанного числа. | Личностные: самостоятельное выполнение заданий. Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания. Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения. | 4-5 мин. |
4. Пробное действие. | Ну, что приступим. Давайте попробуем решить пример, где необходимо выполнить сложение двух смешанных чисел(если есть желающие, то можно вызвать одного ребенка к доске, остальные в тетрадях) 16+19=16+19=35=36. -Какие вы испытали затруднения при выполнении этого примера? -Ещё какие? Учитель делает вывод, соотнося испытанные затруднения учеников с этапами формы записи. (В дальнейшем это будут части правила сложения смешанных чисел.) | Пробуют сложить два смешанных числа, делают необходимые записи, принимают участие в обсуждении затруднений, которые испытали при выполнении пробного действия. | Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие, структурирование собственных знаний. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. | 2-3 мин |
5. Открытие нового знания. | Работа в группах (по 4 человека). -На партах у каждой группы в пакетах с цифрой «1» находятся правила сложения смешанных чисел. Посовещавшись, вы наклеите его фрагменты в том порядке, который вы считаете правильным. При готовности групп, поднимаем руки. Учитель перемещается от пары к паре, наблюдает как идёт работа, при необходимости может оказать помощь. После окончания работы пар, сравниваются их правила, выясняются различия. Организуется обсуждение и проверка их по заранее заготовленному и на время закрытому плакату. | Работают в парах по нахождению правила сложения смешанных чисел, предлагают свои варианты, наклеивают фрагменты правила на основу, выставляют результат работы на доску, объясняют свой выбор, сравнивают свои результаты работы. | Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; самостоятельное создание способов рещения проблем поискового характера; самоорганизация; построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: познавательная инициатива; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений; формулирование и аргументация своего мнения. | 5-6 мин. |
6. Первичное закрепление во внешней речи. | Правило составлено, приходит время закрепить его на деле. № 376(а-д) один ученик комментирует решение у доски, остальные в тетрадях (проговаривание правила про себя); при возникновении каких-либо затруднений ученики могут сравнить свои решения с выполняемой работой на доске. | Самостоятельное решение с самопроверкой. | Личностные: решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, координируют свои действия. | 4-5 минут |
7. Пробное действие. | Давайте запишем пример вычитания смешанных чисел и попробуем его выполнить. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях). 3-1=3-1=2-1=1. -Какие вы испытали затруднения при выполнении этого примера? -Ещё какие? Учитель делает вывод, соотнося испытанные затруднения учеников с этапами формы записи. (В дальнейшем это будут части правила вычитания смешанных чисел.) | Пробуют вычесть два смешанных числа, делают необходимые записи, принимают участие в обсуждении затруднений, которые испытали при выполнении пробного действия. | Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие, структурирование собственных знаний. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. | 2-3 минуты |
8. Открытие нового знания. | А теперь организуем «временные группы» Работа в группах (по 4 человека). -сейчас каждой группе я раздам пакеты с цифрой «2», в которых находятся правила вычитания смешанных чисел. Посовещавшись, вы наклеите его части в том порядке, который вы считаете правильным. При готовности групп, поднимаем руки. Учитель перемещается от группы к группе, наблюдает как идёт работа, при необходимости оказать помощь. После окончания работы групп, сравниваются их правила, выясняются различия. Организуется обсуждение и проверка их по заранее заготовленному и на время закрытому плакату. | Работают в группах по нахождению правила сложения смешанных чисел, предлагают свои гипотезы, наклеивают части правила на основу, выставляют результат работы на доску, объясняют свой выбор, сравнивают свои результаты работы. | Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; самостоятельное создание способов рещения проблем поискового характера; самоорганизация; построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: познавательная инициатива; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений; формулирование и аргументация своего мнения | 5-6 минут |
9. Первичное закрепление во внешней речи. | Далее идет работа на закрепление № 377двое учеников работают на разных «закрытых» досках, остальные в тетрадях работа в парах (проговаривание правила шёпотом).Открывается решение первого из решивших у доски учеников и остальные имеют возможность сверить ответы, найти ошибки. | Учатся применять определение в процессе парной работы. | Личностные: решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия. | 4-5 минут. |
10. Включение в систему знаний и повторение. | А теперь сыграем в нашу игру «решил сам – помоги другу». В каждой паре есть «сильный» и «слабый» ученики. После правильного решения сильному ученику предлагается оказать помощь и помочь соседу по парте(обьясняя правило, контролируя и корректируя действия рядом сидящего). Тем самым создается ситуация успеха 1)3+1; 2)+4; 3)4+2; 4)2-; 5)5-; 6)5-. | Самостоятельное решение с самопроверкой. Исправление допущенных ошибок. | Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам, самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой | 4-5 мин. |
11.Рефлексия. | 1. Вопросы: -Какова цель сегодняшнего урока? -Достигли цели? -Где вы будете применять полученные знания? -А где будете применять эти знания уже сегодня вечером? Верно, при выполнении домашнего задания. 2. Запишем в дневники домашнее задание: п.12 (правила),№414(а-г),415(а-д),418,425(б). 3. а теперь, закончите предложение «Сегодня на уроке Я повторил … Я закрепил … Я научился … Я узнал … Мне было интересно… Мне было трудно... У меня хорошо получалось... Меня удивило... Мне захотелось...» | Оценивают собственную деятельность на уроке. Отвечают на вопросы, перечисляют темы для доработки. | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха). Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий. Коммуникативные: используют критерии для обоснования своих суждений, умение выражать свои мысли, аргументация. | 3-4 мин. |