Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка занятия психолога для детей старшего дошкольного возраста "Где живет Обида"

Цель помочь детям раскрыть содержание понятия «обида» через развитие познавательной, эмоционально – волевой и коммуникативной сфер старших дошкольников Задачи - способствовать совершенствованию коммуникативных навыков, развитию интереса к совместным играм со сверстниками - продолжать учить работать в паре, сотрудничать со сверстниками - способствовать развитию психических процессов внимания, логического мышления, речи, зрительного и слухового восприятия, -развивать мелкую моторику рук, межполушарное взаимодействие -тренировать умение выражать эмоции в мимике - воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания, желание помочь, уверенность в себе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Семицветик»» городского округа

город Шарья Костромской области

Коррекционно-развивающее занятие

педагога-психолога с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности

Тема: «Где живёт ОБИДА?»

Возраст: дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Автор:

Смирнова Наталия Александровна, педагог-психолог

Шарья

2021 год

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности

Тема: «Где живёт ОБИДА?»

Возраст: дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Цель: помочь детям раскрыть содержание понятия «обида» через развитие познавательной, эмоционально – волевой и коммуникативной сфер старших дошкольников

Задачи:

- способствовать совершенствованию коммуникативных навыков, развитию интереса к совместным играм со сверстниками;

- продолжать учить работать в паре, сотрудничать со сверстниками;

- способствовать развитию психических процессов: внимания, логического мышления, речи, зрительного и слухового восприятия,

-развивать мелкую моторику рук, межполушарное взаимодействие;

-тренировать умение выражать эмоции в мимике;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания, желание помочь, уверенность в себе.

Оборудование: 2 картинки гномиков, изображающих обиду, 2 картинки весёлых гномиков, пиктограммы эмоций и сюжетные картинки, разрезные картинки, скатерть, камни разных размеров, пакет прозрачный, льдинка, вырезанная из потолочной плитки, набор смайликов, шкатулка с сюрпризами, ноутбук, песня «Дружба крепкая», мелодия сказочной музыки для полёта на ковре-самолёте, стихотворение «Обида».

Ожидаемые результаты: дети научатся регулированию своего эмоционального состояния, научатся управлять своими эмоциями, приобретут уверенность в своих силах, работать в парах, сотрудничать со сверстниками через умение договариваться, высказывать своё мнение, доброжелательно относиться друг к другу, развитие психических процессов: внимания, логического мышления, речи, мелкой моторики.

Ход занятия.

Этапы работы

Содержание и деятельность педагога-психолога.

Деятельность педагога

Деятельность детей

I. Вводная часть

Ритуал приветствия.

Цель: объединение участников, создание психологически комфортной обстановки на занятии, доброжелательного отношения друг к другу.

Мотивационный момент

Цели: активизация внимания детей, поддержка эмоционального настроя, подведение к теме и целям занятия.

Педагог – психолог здоровается с детьми.

Приветствие (в кругу)

-Добрый день, ребята! Давайте сегодня поздороваемся необычно. Поздороваемся ладошками, плечиками, ушами, коленками, спинками.

Мне очень хочется, чтобы сегодня и всегда у всех было хорошее настроение.

Что за чудо-чудеса,
Раз рука и два рука,
Вот ладошка правая, вот ладошка – левая,
И скажу вам, не тая, руки всем нужны друзья,
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лечить,
Чуткие руки умеют дружить.

Возьмитесь за руки, ощутите тепло рук ваших друзей, которые вам будут добрыми помощниками в нашем путешествии в сказочную страну.

Скажите, пожалуйста, на чём можно путешествовать в сказку?

Я предлагаю Вам полететь на ковре-самолёте. (достаёт скатерть).

(Звучит мелодия)

Дети выполняют движения и улыбаются друг другу

Ответы детей.

Дети расправляют скатерть и садятся на неё.

II. Основная часть.

1.Рассмотр картинок.

Цели: развивает логическое и пространственное мышление ребенка, многовариантность, развивают внимание и терпение.

2.Беседа психолога

Цели: формирование умения обозначать эмоцию на вербальном уровне; развитие связной речи, умения отвечать на вопросы и составлять предложения

3.Показ и сравнение пиктограмм «Обида» и «Радость»

Цель: развитие умения правильно определять и изображать эмоциональное состояние с помощью мимики лица, голоса, пантомимики.

На магнитной доске картинки –

Обиженные гномики смотрят в разные стороны.

Как вы думаете, какие жители могут жить в этой стране, какое у них настроение, они веселые, радостные?

Приземляемся.

Рассмотрите, пожалуйста, на картинках жителей страны «Обида»

Вопросы психолога:

Кто встречает нас в сказочной стране?

Посмотрите, ребята, на гномиков и сравните их? Какое настроение у них?

Как вы думаете, что между ними произошло? Может быть, их кто-то обидел. Или они обиделись друг на друга.

Что сначала нам нужно сделать? (Поздороваться)

Потом спросим их, на что они обиделись?.

Давайте послушаем, что они нам скажут.

– Кто кого обидел первый?
– Он меня.
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первый?
– Он меня.
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили…
– Я дружил.
– И я дружил.
– Что же вы не поделили?
– Я забыл.
– И я забыл.

-Почему друзья забыли причину ссоры?

Рассмотрите выражение их лиц.

Что произошло с ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)

-А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)

(Показ пиктограмм «Обида» и «Радость»)

Сравните эти пиктограммы.

Гномики поссорились и обиделись друг на друга. Даже отвернулись.

Это хорошо или плохо?

Почему плохо?

Обида – это Чувство, вызванное огорчением, оскорблением.

Почему они ничего не делают, чтобы пропала обида? (не знают)

Что посоветуете гномикам?

Давайте поможем им – помириться. А как? (попросить прощения, пожалеть, улыбнуться).

Расскажите им свои мирилки.

Ребята, вы когда-нибудь обижались?

Что вы чувствовали при обиде? (грусть, злость, хотели заплакать…)

Расскажите. 

Из-за чего люди обижаются друг на друга? Что хочется сделать с обидчиком в момент обиды?

(Когда вас кто-то ударил, назвал грубым словом...)

А на что может быть похожа обида?

Ребята, а почему люди обижают других? Они это нарочно делают или нечаянно?

Дети рассаживаются полукругом.

Ответы детей

Дети рассматривают картинки с гномами, сравнивают их.

Ответы детей.

(рассказы детей) 

4.Чтение стих. «Обида»

Цель: формирование нравственных качеств личности дошкольников.

Педагог читает стих «Обида»

Меня подруга попросила

Помочь ей шарфик завязать.

А я не стала, нету силы,

Зачем ей буду помогать?

Когда по лестнице спускалась –

Решила первой я пойти.

Толкнула друга, что есть мочи

Ведь он мешал вперед идти!

А на порожке я упала

И попросила мне помочь.

Мне так, поверьте, больно стало,

Но дети разбежались прочь.

Ну, где же вы, мои друзья?

Со мной так поступать нельзя!

(Е. В. Мазилкина)

Обсуждение прочитанного:

-Как вела себя девочка?

Почему плохо?

Почему девочке, которая обижала своих друзей, не захотели помогать дети?

Дети отвечают

5.Упражнение «Я обижаюсь, когда…»

Цель: развитие способности эмоциональной саморегуляции

Дети, а чем можно обидеть человека? (грубыми словами, ложью, предательством, неуважением, несправедливостью)

А что может обидеть вас?

Продолжите предложения «Я обижаюсь, когда…

Давайте расскажем гномикам, как им нужно поступить.

Скажите, а что нужно сделать, чтобы обида прошла? Как надо просить прощения? Когда вы просите прощение, надо смотреть в глаза человеку?

Да, ребята, если у вас попросили прощения, то нужно, конечно, простить и не обижаться.

Есть очень важное правило в жизни:

Как ты поступаешь с людьми, так и с тобой поступят.

Как нужно относиться к людям? (по-доброму, с уважением, чаще улыбаться, называть по имени…)

Как вы думаете, обида может помешать дружбе?

Я вам открою секрет:

Чтобы обида не мешала игре, дружбе, надо рассказать о ней. Тогда всем станет легче.

Кому можно рассказать об обиде? Кто вас выслушает?

(маме, папе, бабушке, воспитателям, кошке…)

Ты обиду не держи – поскорее расскажи!

Знаете, обида может вызвать гнев, ссору.

Знайте, добрый человек не будет обижать другого.

Рассказы детей

6.Самостоятельная деятельность.

Собери разрезные картинки.

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление умений правильно определять эмоции- радость и обиду.

Сейчас вы подойдёте к столам и сложите из частей картинки. Затем скажете, какие лица получились на картинках?

Какого цвета может быть обида и радость? Какими звуками мы бы их озвучили?

Дети складывают из разрезных картинок весёлого человечка и обиженного.

7.Притча об обиде.

Цель: развитие умения детей справляться с жизненными трудностями, управлять своими эмоциями

Педагог рассказывает притчу об обиде.

Однажды внук пришёл к дедушке и спросил: «Дедушка, ты такой мудрый., всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. Дедушка согласился и попросил внука принести прозрачный пакет и камень. Если ты на кого-то обидишься, возьми камень, напиши на нём имя обидчика и положи в пакет, и носи с собой. И каждый раз, когда будешь обижаться – добавляй камни в пакет. Внук согласился. Прошёл день, внук пришёл к дедушке с тяжёлым пакетом и сказал, что тяжело носить этот пакет, камни прибывают. Дедушка ответил, что и у тебя внутри происходит тяжесть, которую ты не смогаешь терпеть. Подумай, нужен тебе этот тяжёлый груз.

Дети поднимают пакет с камнями, определяют тяжесть его

8. Упр. «Волшебный мешочек с обидами».

Цель: знакомство детей со способами, как справиться с обидой

Дети, давайте все свои обиды, злость, плохое настроение сложим в этот мешочек и крепко завяжем.

(Завязывают его).

Куда денем мешок? Посмотрите на небо.

Вы видите облака? Давайте положим на облачко, оно и унесёт все наши обиды далеко-далеко.

Дети кладут на облачко мешочек с обидами

9.Слушание, пение песенки «Дружба крепкая…»

Цель: повышение уверенности в себе, своих возможностях. 

Дети вместе с педагогом поют песню о дружбе.

Поют песню

III. Заключительная часть.

Игра «Что изменилось?»

Релаксация, рефлексия, подведение итогов.

Цель: снятие психоэмоционального и мышечного напряжения

Прощание в кругу.

(Педагог незаметно заменяет обиженных гномиков на добрых).

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы заметили?

(гномики стали весёлыми, добрыми).

Почему так получилось?

Значит, мы научили гномиков мириться, прощать друг друга.

Раз мы помогли гномам в этой стране, значит, надо возвращаться в детский сад.

Гномы прощаются с детьми. Благодарят и говорят, что волшебную коробочку они послали детям и когда они прилетят в детский сад, тогда их будут ждать сюрпризы.

(Разворачивается ковёр-самолёт». Дети и педагог садятся на него.

(Звучит музыка).

(Все приземлились, свернули ковёр).

-Прежде, чем посмотреть на сюрприз, ответьте, пожалуйста, на вопросы.

Дети, куда вы сегодня летали?

-Что вы видели в сказочной стране?

-Чему научили гномиков и себя?

-Что вам больше всего понравилось? 

-Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными, помогли гномам!

-Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.

- Получите от гномиков сюрприз!

(Весёлые смайлики…)

Дети рассматривают гномиков, которые превратились в добрых и объясняют почему.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области