«Применение логопедических игр и упражнений с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Мария Ивановна Ханнанова, педагог дополнительного образования отдела ЦППРД «Орион» МАУДО «ДТДиМ»
Количество детей с речевыми проблемами с каждым годом увеличивается. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому на базе отдела ЦППРД «Орион» было создано творческое объединение «Школа логопедических знаний». Целью объединения является выявление, предупреждение, преодоление речевых нарушений у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Уже в раннем возрасте можно определить есть у ребенка задержка речевого развития или нет. Логопед может дать соответствующие рекомендации родителям, показать, как в домашних условиях проводить речевые игры и упражнения.
В 3-4 года у детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья появляются свистящие и шипящие звуки. Могут наблюдаться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов. Например, «сипед» - велосипед, «атабиль» - автомобиль, перестановки звуков, пропуски «ампа» - лампа, «ука» - рука. У детей этого возраста непрерывно идет процесс накопления словаря (активного и пассивного), слова приобретают более точное значение.
В случае, если ребенок в 3 года не говорит, не отвечает на вопросы (Кто? Что? Где?), употребляет фразы, состоящие из 3 слов, неправильно или нечетко произносит большую часть звуков, его речь не понимают посторонние - это тоже повод обратиться к логопеду.
На занятиях по развитию речи для детей 3-4 лет с ОВЗ я используют различные речевые игры. Например, «Подскажи словечко».
На ветке не птичка –
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто же это? ... (белка)
Игра «Кто как говорит?». Упражняться лучше всего на материале русских народных сказок, в которых герои меняют высоту голоса: «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и медведь». Каждому ребенку даю возможность сыграть разные роли в одной и той же сказке. Таки образом, на занятиях дети учатся произвольно менять силу голоса (говорить по заданию тихо, громко, шепотом), менять высоту голоса (говорить тоненьким голосом и наоборот), правильно передавать голосом чувства радости, печали, жалости, недовольства. В дальнейшем это поможет детям выражать свои эмоции ярче и понятнее для окружающих.
Для расширения словарного запаса я использую наборы игрушек, настольные и дидактические игры, чтение художественной литературы, игры на развитие мелкой и общей моторики с проговариванием по различным лексическим темам.
В основном к пяти годам заканчивается формирование звукопроизношения. В норме ребенок четко произносит все звуки в составе слов и предложений. Словарь ребенка составляет от 2500 слов. Могут, встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»). На данном этапе речевого развития, если у ребенка наблюдаются недостатки звукопроизношения, то необходимо обращаться к логопеду, чтобы установить причину речевого нарушения и составить индивидуальный план работы.
В зависимости от речевого диагноза, индивидуальных возможностей, возраста ребенка логопедическая работа проводится последовательно от простого к сложному.
Одним из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с ОВЗ независимо от вида их речевого дефекта является развитие речевого дыхания. При речевом дыхании вдох производится носом быстро, но глубоко. А выдох производится ртом, т.е. говорим мы на выдохе. При этом выдох производится долго, плавно и медленно. Вот таким образом: вдох носом – выдох ртом. На слух правильный речевой выдох звучит, как «фу». Какие ошибки могут быть у детей? Иногда дети делают «ха» (как будто греют руки) или надувают щеки — вот так, поднимают плечи. Поэтому важно следить за правильностью выполнения дыхательных упражнений.
Воздушную струю мы не видим. Как ее проверить? Например, с помощью салфетки. Попробуйте вытянуть губы трубочкой и подуть на салфетку (при этом не поднимать плечи, щеки не надувать). Можно использовать ватный диск, флажок из тонкой и более плотной ткани, карандаш, свистульки, вертушки, кораблик в воде и т.д. Задания аналогичные: «Подуй на флажок, карандаш на столе» и т.д.
Ни одно логопедическое занятие не обходится без артикуляционной гимнастики. Она необходима для развития подвижности губ, языка, щек и нижней челюсти. Существуют различные (статические, динамические) артикуляционные упражнения, которые я подбираю индивидуально в зависимости от речевых нарушений у детей, а также требования к проведению гимнастики. Например, для развития мышц губ:
«Улыбка». Растянуть губы в улыбке и удерживать в таком положении.
«Трубочка». Губы вытянуть вперед.
Для развития мышц языка:
«Блинчик». Рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе.
«Лошадка». Цокать языком сильно и медленно.
«Качели». Рот открыт, поднимать язык вверх до верхних зубов и опускать вниз до нижних зубов.
Для развития мышц щек:
«Шарик». Надувать щеки и хлопать по ним ладонями.
«Худышки». Втягивать щеки между зубами и т.д.
Конечно же на логопедических занятиях изучаем звуки и буквы, учимся различать эти понятия. Звуки мы слышим и произносим, а буквы - видим, пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными. Согласные звуки бывают твердыми, мягкими, звонкими и глухими. Различать понятия слова и слога (слово – это часть речи, имеющая смысловое значение, а слог – часть слова, не имеющая значение: па, ба).
Развивать фонематические процессы – это задания на различение звуков в потоке речи. Например, игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук насоса – [с]». Я прячу губы и произношу звуки: [р], [л], [с]. Ребенок хлопает». Задания на определение позиции звука в словах. Например, где стоит звук [л] в слове лук, белка, стул? (в начале слова, в середине или в конце). Различать звуки в называниях картинок. Придумывать слова с определенными звуками. Определять количество звуков в словах и другие задания. Без специального обучения овладеть этими навыками ребенку самостоятельно очень сложно.
Также работаю с детьми над расширением словарного запаса по лексическим темам: «Осень» «Деревья», «Овощи», «Фрукты» и т.д. Объясняю родителям, чтобы закрепляли пройденный материал не только по специальной логопедической тетради, но и на бытовом уровне.
С детьми отрабатываю грамматические категории. Это задания на изменение существительных по родам, числам, падежам, согласование существительных с числительными. Обязательно на занятиях провожу упражнения для развития общей и мелкой моторики совместно с речью.
Каждое занятия я стараюсь проводить в игровой форме в виде путешествий, приключений, сказок, конкурсов с использованием инновационных образовательных технологий (компьютерных игр и презентаций).
После окончания коррекционного курса у детей наблюдается положительная динамика в развитии речевых способностей, а также мотивация к дальнейшему совершенствованию собственной речи.