Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Как обучить дошкольников математике.

Формы и методы обучения дошкольников математике.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Ульянцева Ольга Борисовна

Воспитатель МКДОУ д/с №329, Новосибирск

Как обучить дошкольников математике.

Аннотация. В статье описаны формы и методы обучения дошкольников математике.

Ключевые слова: дидактические игры, формирование элементарных математических представлений (ФЭМП), формы, методы.

В первые годы жизни ребенок усваивает огромный объем информации, учится применять свои знания, у него формируется представление об окружающем мире. Это становиться возможным благодаря взрослым, которые помогают малышу познавать мир.

Важное место в воспитании отводиться обучению дошкольников основам математики. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Огромную роль в развитие детей играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.

Усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок и других литературных произведений, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Для этого надо создать соответствующие условия для формирования элементарных математических представлений посредством художественной литературы. Пополнить различными художественными произведениями, на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки, появилось много дидактических игр, творческие работы детей. Т.И.Ерофеева «Математические сказки», А.Лопатина, М.Скребцова «Добрая математика», К.В.Шевелев «Приключения Треугоши», Т.А.Шорыгина «Путешествие в Цифроград». Также можно попросить родителей вместе с детьми придумать сказки, загадки по математике и оформить это в книжки.

Начиная со 2 младшей группы детей в детском саду обучают группировать предметы по цвету, размеру, форме, составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов, выделять один предмет из группы. Находить один и много одинаковых предметов. Понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же. Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму. Понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под. Понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь. И использовать игры: «Где зайчик?», «Посади Мишку в машину», «Построй гараж», «Собери бусы», «Что и когда мы делаем?», «Один – много». Дети играя сравнивают множество по количеству, еще не зная чисел. Дальше задачи усложняются и в средней группе детям дается представление о том что такое множество, что оно может состоять из разных по качеству элементов. Начинается обучение счеты в пределах 5 (на основе наглядности), обучение уравнивание неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Детей учат сравнивать два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения. Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия. Определять части суток.В старшей группе детей обучают создавать множества, разбивать их на части и воссоединять их, устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, сравнивать разные части множества. Детей обучают счету в пределах 10 (на наглядной основе) «Найди нужное количество игрушек», сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10. А так же знакомят с количественным составом числа из единиц. В старшей группе дети учатся сравнивать предметы, размещать предметы различной величины в порядке возрастания и убывания. Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе «Путешествие по комнате», «Найди игрушку», другим предметам «Кто блтже». В подготовительной группе детей обучают количественному, порядковому счету в пределах 20, называть числа в прямом и обратном порядке до 10. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками. Различать величины: длину (широту, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения. Детей обучают измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объёмы с помощью условных мерок. Делить предметы на несколько частей. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости. Определять временные отношения (день-неделя-месяц), определять время по часам с точностью до одного часа «Когда это бывает?», Сколько дней в неделе?».

Для успешного овладения детьми дошкольного возраста математическими знаниями необходимо использовать все многообразие методов и приемов обучения математике как традиционных так и инновационных. Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей удастся при сочетании игровых методов. Игра увлекает детей, не перезагружайте их умственно и физически, поэтому интерес детей к игре совершенно естественен.

Список литературы:

1. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр, и доп. – М.: Мозаика – синтез, 2012. – 336 с».

2. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники/ Детство-Пресс, 2005.

3. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под. Ред. О.С. Ушаковой – М.: Сфера, 2009.

4.Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 368 c.

5. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2011. - 2226 c.

6. Нищева, Н. В. Волшебное дерево. Календарь природы. Дидактическая игра / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 2164 c.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 21.02.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области