Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Богданова Р.Ф. воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 94»

г. Стерлитамак РБ

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.

Вудро Вильсон.

Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом и современном контекстах. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.

Система поликультурного образования стало ядром воспитательного потенциала ФГОС. Программа духовно – нравственного развития, должна предусматривать приобщение детей к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы. Основные принципы дошкольного образования с позиции ФГОС гласят о необходимости приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В нашем детском саду в основном представлены три основные культуры нашего края: башкирская, русская, татарская. Знакомим детей с декоративно-прикладным искусством этих народов. Народное декоративно - прикладное искусство вводит ребенка в богатый мир предметов и образцов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями. Это вызывает живой эмоциональный отклик и активизирует творческую деятельность детей, желание по-своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации, что в свою очередь, содействует формированию личности, воспитанию у ребенка интереса и любви к искусству своего народа и людей других национальностей, интереса к национальной культуре других народов, на основе которых разовьется интерес детей к разным народам, дружеские чувства к ним.

Актуальность данной проблемы понималась мной, как необходимость формирования и развития у детей национального самосознания, уважительного отношения к людям всех национальностей к различным народам и их культурам, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе. Среди средств поликультурного воспитания хотелось бы выделить народное декоративно-прикладное искусство, и в частности – народную игрушку.

Значение же лепки для развития ребенка огромно. Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.

Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:

- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);

- возможность создания объемных поделок;

- умение планировать работу и доводить ее до конца;

- богатое воображение.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Она содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности. Обыгрывание народных игрушек направлено на формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире, приобщение детей к культурному богатству разного народа через традиции и обычаи, игры, фольклор, воспитание позитивного отношения к различным культурам.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления. Лепка, как и другие виды изобразительной деятельности формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Техника лепки народной игрушки довольно проста. Для лепки можно использовать обычную глину, которую можно потом обжечь в муфельной печи, а также можно использовать современные материалы, например самозатвердевающую глину Джови. Фигурку обычно лепят по частям. Части соединяются между собой шликером (глина разведенная до сметанообразной консистенции) и тщательно заглаживаются. Обычная глина дает большую усадку, для лепки лучше брать целый кусок и выводить из него детали. Самозатвердевающая глина усадки не дает, из нее можно лепить по частям, так как риск растрескивания и отваливания деталей невелик. К тому же, она быстро сохнет и не требует обжига. Поделка из нее очень прочная.

Если вам доступен пластилин — это также нормальный материал. Но ввиду его водооталкивающих свойств это не самый хороший вариант, так как покраска пластилина трудоемкая работа.

Кроме того, более экономичный способ — это народная игрушка из солёного теста. Если вам не нужна точность и утончённость художественных форм готового изделия, то это отличный материал. Хотя также достаточно долго сохнет.

Поскольку все материалы сходны по пластичности, особо останавливаться на их отличиях не будем. Каждый, кто возьмёт в руки материал и сделает несколько пробных игрушек, самостоятельно определит недостающие моменты. Мы остановимся на общем процессе лепки народной игрушки.

Процесс лепки народной игрушки. Этот процесс можно подразделить на несколько шагов. Нулевой шаг — это выбор образца, готового изделия, которое вы хотите скопировать. Если вам не нравится копирование — можно импровизировать сразу. Но более логично сначала скопировать несколько готовых и наиболее понравившихся изделий. Выбранный образец нужно мысленно расчленить на составляющие. Выделить основу, оценить её форму. Выделить «придатки» — хвосты, крылья, копыта, ноги, юбки, коромысла, головы — всё, что крепится к основе.

Первый шаг — это создание основы. Каждая народная игрушка, если вы присмотритесь, состоит из основы — туловища. На которое впоследствии «надевается» всё остальное (перья, хвосты, головы, юбки и так далее). Основа создаётся из комка глины шарообразной формы. То есть, сначала нужно скатать шарик нужного вам размера. Затем деформировать этот шарик (вытянуть, сплюснуть, стянуть) в соответствии с общей формой туловища будущей игрушки. Чем плавнее происходит деформация, тем более хорошей получится форма, она не будет иметь выемок, сколов и прочих дефектов быстрого растяжения.

Второй шаг — это изготовление придатков. Вы не поверите, но основа придатков — это также шарики из глины, только меньшего, чем основа размера. То есть, нужно скатать шарик и постепенно деформировать его в сторону нужной формы. Кстати, обратите внимание: первые несколько игрушек — это учебные игрушки. Так что особых требований к качеству при их изготовлении у вас быть не должно. Требования к точности форм, утончённости и гармоничности должны появляться лишь при наличии небольшого навыка работы с глиной.

Третий шаг — соединение придатков с туловищем. Для этого «конечности» прижимаются к туловищу. А потом с помощью некоторого количества глины и чуть большего, чем обычно, количества воды, создаётся плавный переход между придатками и туловищем.

Теперь можно добавить всяких украшений — колечек, шариков, колбасок, канавок. И оставить заготовку игрушки высыхать. А пока она сохнет, воспользоваться паузой и подобрать себе цвета, которыми вы собираетесь раскрашивать народную игрушку в соответствии с определенной национальностью.

Таким образом, развивая мелкую моторику рук при помощи лепки из пластилина или любым другим способом, мы воздействуем на важнейшие участки коры головного мозга. Развивая правую руку, мы стимулируем левое полушарие головного мозга, которое отвечает за логическое мышление, анализ и способность к изучению математики и иностранных языков. Развивая левую руку, мы воздействуем на правое полушарие, которое ответственно за развитие творческих способностей у ребенка, за восприятие музыки и искусства, за фантазию и интуицию. Вот так просто, занимаясь с ребенком лепкой или рисованием, или, например, пальчиковыми играми, мы можем вырастить и воспитать творческую, гармоничную личность.

Лепка народных игрушек искусство для детей очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности. Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. Среди дошкольников есть дети разных национальностей. Поэтому научить ребенка понимать богатое, многообразие культур нашего мира, формы самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности является актуальной задачей на сегодняшний день.

Список литературы:

1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации / В.В.Абраменкова – М., 2001. – 140с.

2. Гаранина Н.К. Декоративно-прикладное искусство как синтез эмоционально-эстетического и понятийного освоения культуры детьми дошкольного возраста //Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http: // www.art-education.ru / AEmagazine. № 2. – 2010. (В соавторстве с И.А.Лыковой.)

3. Каган М.С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций / M.C.Каган. – СПб., 1997. – 542 с.

4. Кудрявцев В. Т. Креативная доминанта культуры // Проблемы интеграции естественно-научного и гуманитарного знания в теории деятельности и двигательных действий / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева – Новгород: НГПУ, 1997.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области