Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Работа с одаренными детьми

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Работа с одарёнными детьми.

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.
А. Бебель

Талантливый ребёнок – это особая ценность для общества, поэтому вопрос работы с одаренными учащимися весьма актуален для современного общества.

Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чём, собственно будет идти речь.

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность – понимают  как системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный   ребенок – это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.[2]

Диагностику одарённости лучше всего проводить в 6-7-летнем возрасте. Это одна из обоснованных идей.

Формы выявления одаренных детей:

-наблюдение;

-общение с родителями;

-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.

Признаки, которые отличают одаренных учеников.

У них отличная память, способность классифицировать информацию. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 2-5 лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное. В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности. Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения.[3]

Какие же шаги предпринимает наша школа, МОУ «Красночикойская СОШ №2», для развития одарённых детей?

Выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения. Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.

Уже в первые дни первого класса мы начинаем работу по выявлению их способностей и интеллектуального уровня. Педагогом-психологом проводится первичная диагностика (тест А. И. Савенкова, МЭДИС Е. И. Щебланова, И.С. Аверина, Е.Н. Задорина, «Тесты на развитие» Г. Шалаева). По полученным результатам проходит собеседование с классным руководителем, учителями-предметниками и родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям и родителям по особенностям работы с конкретным ребёнком.

Работа с одаренными детьми на уроках включает:

Также развитие творческой одаренности происходит через систему дополнительного образования.

Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами, использование программ дополнительного образования.

Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.

Работа с родителями в данном направлении включает:

- проведение тематических родительских собраний;

- консультации для родителей и индивидуальные встречи;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей к организации кружков, клубов;

- проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Воспитание и развитие одаренности в ребенке»;

- День Открытых дверей для родителей и местного сообщества, в том числе для родителей будущих первоклассников.

Работу педагогов с одаренными детьми составляют:

- отслеживание уровня развития, обученности и воспитанности школьников;

- диагностика психологических особенностей каждого ребёнка с помощью специальных методик;

- игры на развитие психических процессов;

- развитие речи учащихся, активного словарного запаса и обогащение мировоззрения, с помощью внеклассного чтения;

- дополнительные творческие задания;

- организацию самостоятельной деятельности;

- дискуссии;

- подведение в конце каждой четверти итогов, смотров участия учащихся в различных мероприятиях, конкурсах, акциях;

- проведение классных олимпиад по предметам;

- поощрение детей грамотами, дипломами подарками. По возможности поощрение происходит в присутствии всей школы, что является очень значимым для ребёнка;

- контроль занятости детей в конце каждой четверти.

За время обучения дети моего класса принимали участия в различных конкурсах, олимпиадах, акциях. Среди них были и те, которые показали очень хорошие результаты.

Обучение одарённых детей – задача, требующая совместных действий многих специалистов. Одарённые, талантливые  дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и успешно решать современные экономические и социальные задачи. Каждый ребёнок от рождения талантлив по-своему. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.  Поэтому учителя начальных классов призваны  создавать развивающую, творческую среду, способствующую раскрытию природных возможностей детей.

Но для того, чтобы работать с талантливыми детьми, необходимо много

работать над собой. [1]

Литература:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области