Работа с одарёнными детьми.
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.
А. Бебель
Талантливый ребёнок – это особая ценность для общества, поэтому вопрос работы с одаренными учащимися весьма актуален для современного общества.
Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чём, собственно будет идти речь.
Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренность – понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.[2]
Диагностику одарённости лучше всего проводить в 6-7-летнем возрасте. Это одна из обоснованных идей.
Формы выявления одаренных детей:
-наблюдение;
-общение с родителями;
-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.
Признаки, которые отличают одаренных учеников.
У них отличная память, способность классифицировать информацию. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 2-5 лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное. В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности. Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения.[3]
Какие же шаги предпринимает наша школа, МОУ «Красночикойская СОШ №2», для развития одарённых детей?
Выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения. Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.
Уже в первые дни первого класса мы начинаем работу по выявлению их способностей и интеллектуального уровня. Педагогом-психологом проводится первичная диагностика (тест А. И. Савенкова, МЭДИС Е. И. Щебланова, И.С. Аверина, Е.Н. Задорина, «Тесты на развитие» Г. Шалаева). По полученным результатам проходит собеседование с классным руководителем, учителями-предметниками и родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям и родителям по особенностям работы с конкретным ребёнком.
Работа с одаренными детьми на уроках включает:
Также развитие творческой одаренности происходит через систему дополнительного образования.
Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами, использование программ дополнительного образования.
Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.
Работа с родителями в данном направлении включает:
- проведение тематических родительских собраний;
- консультации для родителей и индивидуальные встречи;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей к организации кружков, клубов;
- проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Воспитание и развитие одаренности в ребенке»;
- День Открытых дверей для родителей и местного сообщества, в том числе для родителей будущих первоклассников.
Работу педагогов с одаренными детьми составляют:
- отслеживание уровня развития, обученности и воспитанности школьников;
- диагностика психологических особенностей каждого ребёнка с помощью специальных методик;
- игры на развитие психических процессов;
- развитие речи учащихся, активного словарного запаса и обогащение мировоззрения, с помощью внеклассного чтения;
- дополнительные творческие задания;
- организацию самостоятельной деятельности;
- дискуссии;
- подведение в конце каждой четверти итогов, смотров участия учащихся в различных мероприятиях, конкурсах, акциях;
- проведение классных олимпиад по предметам;
- поощрение детей грамотами, дипломами подарками. По возможности поощрение происходит в присутствии всей школы, что является очень значимым для ребёнка;
- контроль занятости детей в конце каждой четверти.
За время обучения дети моего класса принимали участия в различных конкурсах, олимпиадах, акциях. Среди них были и те, которые показали очень хорошие результаты.
Обучение одарённых детей – задача, требующая совместных действий многих специалистов. Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и успешно решать современные экономические и социальные задачи. Каждый ребёнок от рождения талантлив по-своему. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Поэтому учителя начальных классов призваны создавать развивающую, творческую среду, способствующую раскрытию природных возможностей детей.
Но для того, чтобы работать с талантливыми детьми, необходимо много
работать над собой. [1]
Литература: