Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие восприятия, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка раннего возраста, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка сначала в детском саду, затем в школе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка является одним из основных принципов, заложенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Кожевникова Л.Л.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из важнейших проблем современной дошкольной педагогики и психологии является развитие восприятия у детей младшего школьного возраста. Значение развития восприятия в детстве трудно переоценить, так как именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Развитие восприятия, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка раннего возраста, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка является одним из основных принципов, заложенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Выдающиеся зарубежные ученые Ф. Фребель, М. Монтессори справедливо считали, что полноценное развитие восприятия направлено на обеспечение всестороннего личностного развития ребенка и является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Ранний детский возраст охватывает период от 1 до 3 лет и является одним из ключевых в жизни ребенка. Он характеризуется новой социальной ситуацией развития. В раннем возрасте происходит психологическое отделение ребенка от матери, расширяется круг доступных предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность, формируется наглядно-образное мышление, возникают первые устойчивые качества личности. Ведущей деятельностью ребёнка в данный период является предметная деятельность, постепенно возникшая из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Овладение предметной деятельностью - основа полного и всестороннего развития восприятия, так как восприятие ребенка в раннем возрасте вплетено в ведущую деятельность и тесно связано с выполняемыми предметными действиями[2, с.226].

Многочисленные психолого-педагогические исследования показали, что без целенаправленного создания педагогических условий, стихийно складывающиеся процессы восприятия не достигают у детей достаточного уровня, что неизбежно тормозит познавательное развитие ребенка в целом. Развитие восприятия у детей младшегот школьного возраста идет путем формирования перцептивных действий, которые ориентируют практическую деятельность человека. В открытии этого факта и заключается, по нашему мнению, принципиальное отличие понимания закономерностей развития восприятия в отечественной психологии от концепций развития восприятия, выдвинутых рядом зарубежных исследователей.

Выдающийся детский психолог Л.А. Венгер, полагал, что развитие восприятия ребенка представляет собой сложный, культурно опосредованный процесс решения перцептивных задач. Такой подход позволил разработать целую систему сенсорного воспитания, выделить средства восприятия и перцептивные действия: отнесение к эталону, перцептивное моделирование, идентификация. Следствием этого подхода к развитию детского восприятия является тот факт, что ребенок не может сам без помощи взрослого достичь высокого уровня развития восприятия. Ведущую роль в детском развитии играет взрослый, поэтому необходима специальная образовательная работа с детьми раннего возраста.

Исследования О.В. Баженовой, Г.А. Урунтаевой, Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной, Л.Г. Голубевой, М.Ю. Кистяковской и других позволяют сделать вывод, что у детей раннего возраста имеются органические предпосылки развития восприятия предметов и явлений в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта. Становится очевидным, что создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.

Развитие восприятия в младшем дошкольном возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми действиями, что ставит перед ребёнком необходимость выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов [3, с.244]. Малыш всё чаще устанавливает взаимосвязь величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом. Переход к предметному восприятию является результатом овладения простейшими действиями – хватанием и удерживанием предметов, манипулированием ими, передвижением в пространстве.

Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Т.М. Фонарёв указывает, что ребёнок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик [5, с.117]. К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.

Практический результат ребёнок получает в результате многократных сравнений величины, формы, цвета в процессе подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. Особенно ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными игрушками – пирамидками, матрёшками, грибочками. Именно многократное сравнение позволяет ребёнку достигнуть практических результатов и в быту. Первоначальное сравнение является приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. Однако в возрасте двух лет число мерок быстро сокращается и происходит переход к зрительному восприятию. Это новый этап развития восприятия, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план.

На третьем году жизни познание мира предметов продолжается. Дети могут более целенаправленно «изучать» их внешние свойства и назначение. Однако, в этот период, воспринимая предмет, ребёнок, как правило, выделяет только отдельные признаки, те, которые сразу бросаются в глаза. Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём. Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств .

Постоянные образцы для сравнения появляются на третьем году жизни - это знакомые ребенку с ярко выраженной формой предметы. Это говорит о том, что у ребенка сформировались представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. Для обогащения представлений о свойствах предметов необходимо создание богатой сенсорной среды, в которой ребенок активно действует. Чтобы у ребенка восприятие не оставалось поверхностным, обрывочным, взрослым нужно создавать необходимую основу для общего умственного развития, овладения различными видами деятельности.

Основным условием развития восприятия ребенка является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового разнообразия, в котором существует ребенок. Для выполнения этого условия необходимо соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий. Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой – маленький), формы (круглый, квадратный, овальный и т.п.), цвета (красный, жёлтый, оранжевый и др.). В результате становится возможным формирование умения выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.

Современные программно-методические руководства уделяют значительное внимание проблеме развития восприятия у детей данного возраста. Для детей предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному развитию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительные впечатления) и специальные занятия по развитию восприятия. В дальнейшем проводят занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Последующее развитие восприятия осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области