Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Роль родителей в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

цель показать значимость родителей в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. задачи ознакомить родителей с возможностями развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. показать способы и примеры развития эмоционального развития у детей дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Торхова Серафима Николаевна, педагог-психолог МБДОУ №51 «Тополек», г. Калуги

Аннотация. В статье рассматривается роль родителей в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Выделены компоненты, которые имеют значение для развития эмоционального интеллекта и приводятся примеры, каким образом их могут формировать и развивать родители. Описывается важность развития эмоционального интеллекта.

Роль родителей в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Эмоциональный интеллект и его развитие в дошкольном возрасте в наше время является крайне важным феноменом и определяется, как возможность ребенка конструктивно взаимодействовать с другим человеком, учитывая его эмоциональное состояние. Одно из главных условий по восприятию у ребенка положительного отношения к миру, является непосредственное вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Следовательно, в дошкольном детстве крайне необходимо и важно учитывать взаимодействие родителей и детей, для того чтобы не упустить первичное формирование эмоционального интеллекта.

Многие психологи уделяли развитию эмоционального интеллекта у детей в семье. Джон Готтман и его коллеги в своем эксперементе, где вели наблюдение за четырехлетними детьми в семье до достижения ими подросткового возраста, пытались понять, как родители и дети взаимодействуют в эмоционально важных ситуациях, какие ошибки совершают, а каких проблем можно было бы избежать. Дэниел Гоулман открыл понятие «эмоциональный интеллект» и доказал его важность в формировании детской личности. Мартин Селигман пишет о том, что учить мыслить позитивно нужно с детства в семье, ведь именно оптимизм — залог будущего успеха и здоровой самооценки.

Итак, успех и счастье определяются осознанием своих эмоций. И в общем, конечная цель воспитания не в том, чтобы вырастить послушного и сговорчивого ребенка, а сделать его счастливым и успешным.

Многие родителей хотят для своих детей лучшего: развить в них нравственность и ответственность, которые необходимы для жизни в обществе, развить способность, чтобы делать свой собственный выбор, понимать и определять свои возможности, любить жизнь, иметь друзей, заключать удачные браки и самим становится хорошими родителями. Проблема состоит в том, что никто не знает, как это реализовать, какие способы и методы необходимы, что конкретно для этого нужно развивать. Одной любви для этого оказалось мало.

Секрет воспитания заключается в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. Осознание своих эмоций и способность управлять своими чувствами оказалось наиболее важными показателями для счастья и успеха во всех сферах жизни личности. Это качество называется эмоциональным интеллектом. С точки зрения воспитания, оно означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать, направлять, помогать пережить разные события и ситуации.

Роль родителей в эмоциональном воспитании – это некая цепочка последовательных действий, которая выступает как помощник в создании эмоционально-значимых связях. Когда родители сочувствуют и сопереживают своим детям, выступая как скорая помощь, в борьбе с негативными эмоциями, они создают взаимное доверие и привязанность.

Таким образом, дети начинают вести себя в соответствии с семейными ценностями и стандартами, потому что они начинают белее глубоко чувствовать, что от них ожидают хорошее поведение. Конечно же, это не предполагает исключение дисциплины в воспитании, так как между ребенком и родителем имеет место быть эмоциональная связь, то дети прислушиваются к словам родителей, их интересует их мнение и у них пропадает желание вызывать недовольство родителей. Следовательно, эмоциональное воспитание выступает, как помощник мотивировать детей и управлять ими.

В развитии эмоционального интеллекта у детей можно выделить несколько компонентов, которые, так или иначе, развиваются непосредственно в семье родителями. Рассмотрим некоторые из них.

Один из самых важных – это понимание себя, способность различать и интерпретировать собственные настроения, эмоции, порывы, а так же как они влияют на других людей в процессе взаимодействия. Родитель, помогая в распознавании тех или иных чувств, эмоций и состояний, которые ребенок испытывает, тем самым, помогает ребенку развивать в себе рефлексию, которая необходима, для развития данного компонента.

Саморегуляция – это еще один компонент развития эмоционального интеллекта у детей. Способность контролировать и направлять в желаемое русло собственные импульсы и порывы. Так, например, очень активного ребенка, который не может усидеть на месте, родители отдают в спорт.

Мощная изнутри идущая неудержимое желание работать или как еще ее называют психологи само мотивация, компонент развития, не только эмоционального интеллекта, но и двигатель любого процесса. Роль родителей в развитии само мотивации, напрямую зависит от желания самого родителя что-то изменить, поменять, улучшить и усовершенствовать.

Еще один из важных компонентов развития эмоционального интеллекта у детей является эмпатия. То есть способность понимать эмоциональное состояние других и взаимодействовать с ними с учетом их эмоциональных реакций. Где как не в семье происходят те или иные события, на которых ребенок учиться правильно, эмоционально реагировать. Кто кроме родителей, сможет научить ребенка пропускать через себя чужие эмоции, как положительные, так и отрицательные. Родитель, у которого сильная эмоциональная связь со своим ребенком, способен передать и научить эмпатии.

Еще один немало важный компонент - социальная умелость. Умение находить общий язык с людьми и поддерживать отношения с ними вне зависимости от их изначальной предрасположенности к этому. Это те беседы, которые родители должны вести со своими чадами, за чашечкой чая. Учить и рассказывать о различных нюансах в общении и взаимодействии между людьми.

Как мы видим, эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни, общении, взаимодействии и успешности любой личности. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, мы должны его развивать не путем тренингов и семинаров во взрослый период жизни, а в семье с раннего детства. С целью развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста можно использовать приемы, которые родителей могут сами попробовать в работе с детьми в семье.

Создайте положительно окрашенный эмоциональный фон в семье. Это улучшит самочувствие ребенка. Ребенок не может думать о других, если ему самому плохо.

Проводите беседы с детьми по любым поводам: что происходило в детском саду, во дворе, при этом делая акценты, на то, как он себя чувствовал в конкретной ситуации, и что чувствует сейчас. Как можно было поступить по - другому, и чтобы он чувствовал, поступив иначе. Свобода рассуждений и возможность высказаться дают ощущения принятия себя другими.

Старайтесь сами вести себя спокойно и достойно. Помните, что вы — примеры для своего ребенка. Вы не можете учить своего ребенка вести себя так, а сами поступаете по-другому. Дети учатся, подражая действиям окружающих людей, в первую очередь своих родителей.

Попробуйте порадоваться за ребенка, когда он играет с другими детьми, похвалите его за это. Так как в совместной деятельности ребенок приобретает коммуникативные навыки, развивает терпимость, учится реагировать на эмоции другого человека.

Помогайте своему ребенку распознавать различные эмоции и эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, которые вы можете найти в разных журналах и газетах.

Читайте ребенку разные рассказы и стихи, насыщены эмоциями. Это могут быть совершенно разные эмоции, положительные и отрицательные, которые могут глубоко и не очень затронуть сердце вашего чада. Вообще, если мы оказываем ребенку поддержку в те моменты, когда он проявляет эмоции, причем даже такие «негативные», как злость или страх, мы демонстрируем уважение к его чувствам и, следовательно, поддерживаем у него ощущение собственной значимости. Дети, которым дают возможность проявлять свои эмоции, получают возможность творчески использовать их в своей жизни. Это помогает укрепить важные связи между эмоциональными и познавательными процессами. При этом важно разговаривать о чувствах, поскольку при проговаривании, назывании эмоции мы помогаем ребенку осмыслить эмоциональный опыт. А вот регулярное подавление эмоций влечет за собой появление страхов и неуверенность в себе, снижение способности к обучению и запоминанию. Снимайте стресс ребенка с помощью двигательных упражнений.

Поощряйте и позволяйте детям выражать свои эмоции, называйте и обсуждайте чувства ребенка, выводя их на уровень осознанного диалога. Успех в развитии эмоционального интеллекта у детей всегда будет в руках их родителей.

Литература:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области